Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
30 ноября, пятница
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Орден «Знак Почёта» поможет установить имя военного лётчика

Продолжение. Начало в № 46

Уходящий 2018 год – особый, он богат на юбилейные даты. Главный юбилей – это 80-летие Приморского края. Он отмечался во всех городах и весях Приморья. Впрочем, наши соседи хабаровчане тоже отметили торжествами 80-летие образования своей территории – Хабаровского края.

Было ещё одно событие, которое тесно связывает два соседних региона – беспосадочный перелёт мужского экипажа Москва – Владивосток и женского – Москва – Дальний Восток. Два этих события происходили в разные месяцы, но в том же 1938 году. Перелёт мужского экипажа состоялся немного раньше перелёта женского экипажа, но участие Александра Бряндинского отмечено и в том, и в другом случае.

О посадке "Родины" на болоте редакция газеты Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России рассказывала подробно на своих страницах. О столкновении бомбардировщика и транспортника, в которых находились комдив Сорокин и Герой Советского Союза Бряндинский, газета "ПП" тоже писала. Сегодня вспомним коротко две эти взаимосвязанные истории.

Первый беспосадочный перелёт в город нашенский…

Первый беспосадочный перелёт в Приморье выполнялся по личному приказу Сталина. Он должен был стать символом мощи советской авиации накануне военного конфликта с Японией. А заодно открыл эру беспосадочных полетов между Москвой и Владивостоком. Утром (в 8 часов 36 минут) 27 июня 1938 года с подмосковного аэродрома "Щелково" был поднят в воздух двухмоторный самолет ЦКБ‑30 "Москва", который взял курс на восток нашей страны.

Экипаж состоял из двух человек: летчика-испытателя Владимира Коккинаки и штурмана Александра Бряндинского. Самолет ЦКБ‑30 носил также серийное имя ДБ‑3. Аббревиатура ДБ означает "дальний бомбардировщик". Ничего удивительного нет в том, что в первый испытательный, исторический полет отправился военный самолет. В то время понятия "гражданская авиация" в чистом ее виде ещё не было. Вначале все машины проходили обкатку в ВВС. Поступили просто, вместо бомбовой загрузки на ДБ конструктора Сергея Ильюшина установили дополнительные топливные баки, однако все равно керосина, чтобы дотянуть до города нашенского, не хватило. Вместо планируемого Владивостока самолет вынужден был приземлился на военном аэродроме Спасска-Дальнего.

Персональный исторический сайт прославленного пилота Владимира Коккинаки сообщает, что экипажу "Москвы" удалось установить мировой рекорд, но не расстояния (он преодолел 7 580 км – 6 850 км по прямой), а скорости полета для такого типа самолетов. Летчики провели в воздухе 24 часа 36 минут (от усталости и бессонницы они спасались редкими глотками кофе из термосов и тонизирующими таблетками) и сумели проложить для будущей гражданской авиации кратчайший путь от столицы до Приморья. Впрочем, в то время пассажирские самолеты преодолевали расстояние между Москвой и Владивостоком за 3–5 суток, делая длительные остановки в крупных городах через каждые 1–2 тысячи километров.

Штурман Бряндинский вёл самолёт практически вслепую, без навигационных карт, ориентируясь интуитивно в сложной погодной обстановке. Неблагоприятные метеорологические условия требовали постоянного внимания, из-за грозовых фронтов экипаж вынужденно спускался так низко, что были видны макушки деревьев, или резко набирал высоту и уходил за облака. Путь пролегал над бескрайними и безлюдными северными горно-таежными просторами.

И всё же, не зная маршрута, пилоты сумели долететь до Татарского пролива, развернулись и держали курс над Амуром до Хабаровска, откуда и направились в сторону Владивостока. Полёт над Хабаровским краем (по 500 километров в каждую сторону) "съел" практически весь запас керосина, по этой причине самолет вынужденно приземлился в Спасске-Дальнем. Туда незамедлительно прибыл командующий Дальневосточной армией, первый красный маршал Василий Блюхер, который, впрочем, был одним из инициаторов строительства в селе Семёновка (ныне – город Арсеньев) авиационного завода (сегодня – ААК "Прогресс" – лидирующее предприятие Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России. Он, впрочем, вскоре был арестован НКВД как японский шпион и приговорён к расстрелу. Но вернёмся к экипажу Бряндинского.

После встречи в Спасске-Дальнем, экипаж пополнил баки керосином и совершил перелёт сначала во Владивосток, оттуда – в Комсомольск-на-Амуре, где героев триумфально чествовали местные жители. Спустя две недели Коккинаки и Бряндинский так же, без посадок, по уже известному маршруту, кратчайшей прямой вернулись из Хабаровска в Москву.

В столице они сразу же стали народными героями. Указом Президиума Верховного Совета от 17 июля 1938 года "За геройский подвиг, за мужество и мастерство" Владимиру Коккинаки и Александру Бряндинскому были присвоены звания Героев Советского Союза и вручены ордена Ленина. Затем приказом наркома обороны Ворошилова обоим присвоили внеочередные звания комбригов.

На почтовом самолёте – во Владивосток…

В августе 1938-го по маршруту Коккинаки и Бряндинского летчик Михаил Тютяев на почтовом самолете, переоборудованном из скоростного бомбардировщика, сумел преодолеть расстояние от Москвы до Владивостока и вернуться обратно в столицу всего за 50 часов 40 минут. Все это позволило руководству СССР принять решение об организации пассажирской авиалинии Москва – Владивосток с одной посадкой в Иркутске. В планах значился 1941 или 1942 год. Осуществлению задуманного помешала война.

Если вернуться в 30-е годы, то можно смело говорить о том, что в мире происходил авиационный бум, различные рекорды ставились во Франции, Германии, США. С развитием авиации в нашей стране рекорды западных пилотов из капиталистических стран стали бить не только советские лётчики, но и лётчицы. В сентябре 1938 года его установил экипаж в составе командира Валентины Гризодубовой, второго пилота Полины Осипенко, штурмана и радиста Марины Расковой, которая по совместительству была еще и старшим лейтенантом госбезопасности.

Незадолго до этого французская летчица Андре Дюпейрон на тяжелом самолете пролетела без посадок 4  360 км. Ей рукоплескал весь мир. В Кремле решили этот показатель перекрыть в полтора раза. Для установления рекорда подобрали опытных летчиц, специально переоборудовали бомбардировщик ДБ‑2 и дали ему название "Родина". Впрочем, девушки уже имели в своём багаже авиационные рекорды. Они воспользовались и опытом перелёта в Приморье авиаторов-мужчин Коккинаки и Бряндинского. Они даже взлетали с того же аэродрома – Щёлково.

Женский экипаж провёл в воздухе более 26 часов, и тоже практически без сна. Приходилось постоянно менять порог, поскольку на большой высоте крылья самолета покрывались льдом. Над Уралом отказала радиосвязь – отсырели основные и запасные батареи. Случайно через открытый люк унесло порывом ветра полетные карты, за которые отвечала Марина Раскова.

Всё это привело к тому, что в такой ситуации экипаж промахнулся. Вместо Хабаровска летчицы оказались в районе Шантарских островов. Затрудняла полёт облачность и моросящий дождь. Над Охотским морем сориентировались и повернули обратно, однако топливо находилось на критической отметке. Экипаж понял, что дотянуть до Комсомольска-на-Амуре не удастся.

Валентина Гризодубова нашла подходящее место для посадки "Родины" в районе Амуро-Амгунского междуречья. Перед заходом на посадку по приказу командира с парашютом выбросилась Марина Раскова, из опасения получить повреждение при посадке на "брюхо", поскольку кабина штурмана находилась в нижней передней части фюзеляжа. Марина выпрыгнула с высоты 2  300 метров, прихватив с собой лишь охотничий нож, револьвер, коробку арктических спичек и две плитки шоколада. Мешок с продуктами брать не стала. Десять суток она блуждала по тайге в поиске подруг. Питалась рябиной и экономила шоколад, пошла на выстрелы – так нашла "Родину", которая удачно приземлилась на болотистую поверхность между поселками Дуки и Керби.

Окончание следует

«Прогресс Приморья», № 47 (509) от 30.11.2018 г.

Виталий Лентарев

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно