Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
07 декабря, пятница
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Дед, отец, сын

. Автор - фото из архива редакции

Автор фото — фото из архива редакции

Продолжение. Начало в № 45

К осени стало окончательно ясно – враг очень силен, и для достижения победы потребуются неимоверные усилия. Несмотря на малочисленность отделов, для укрепления основных цехов руководством завода было принято решение направить в подразделения специалистов отделов, ранее работавших на производственных участках. Николая Сергеевича Леонова направили в цех 2 на должность старшего мастера.

Освоение самолёта УТ‑2 шло очень сложно. В первую очередь – из-за нехватки подготовленных специалистов, из-за слабо отработанных чертежей, из-за потери значительной части кооперационных связей. Несмотря на все трудности, коллектив завода все же поставил УТ‑2 на серийное производство. К 1942 году выпуск машин достигал двух самолетов в сутки.

Когда окончательно рухнула система снабжения (из-за потери целого ряда предприятий на западе СССР), руководством завода было принято решение организовать специальную техническую лабораторию, которая бы занималась разработкой новых конструкций из местных материалов и полуфабрикатов. Начальником этой лаборатории был назначен Николай Сергеевич Леонов.

Лаборатория полностью оправдала возложенные на нее обязанности – в короткий срок были подобраны и испытаны необходимые материалы, и в 1943 году Леонов был назначен начальником агрегатно-сборочного цеха 11. По воспоминаниям Николая Сергеевича, ему в подчинение достался молодой многонациональный коллектив – около двухсот человек, где до 90 % работников имели возраст от 15 до 17 лет. Несмотря на молодость, рабочие цеха трудились ударно – в случае крайней необходимости, никто не покидал рабочее место, пока не будет выполнено сменное задание, предусмотренное производственным графиком. Именно эта молодёжь ковала в тылу общую победу.

В 1944 году производительность предприятия возросла до четырех самолетов в сутки. Ежеквартально агрегатно-сборочный цех, возглавляемый Леоновым, во всесоюзном соревновании отмечался переходящим Красным Знаменем и денежными премиями.

В те суровые годы Николай Сергеевич задумался над ситуацией, сложившейся вокруг молодежи предприятия – они, молодые, на протяжении ряда лет изо дня в день отдавали себя заводу, работали на оборону. Но в то же время уходили годы их жизни, а образовательный уровень не повышался. Скоро они повзрослеют, и им станет не до учебы – появятся новые, взрослые, проблемы. Николай Сергеевич обратился в партийные органы предприятия с просьбой провести с молодежью курс общеобразовательных лекций. Были лекции о международном положении, географии СССР, астрономии – это не полный перечень запланированных Леоновым тем. Практически ежедневно, после очередной сводки Совинформбюро, в которой сообщалось о положении на фронте, Николай Сергеевич читал своим работникам и работницам лекции…

По признанию Леонова, ребята посещали занятия с большим интересом, задавали много вопросов, чувствовалось, что молодой коллектив тянется к знаниям и науке, желает познать законы развития природы и общества. Благодаря этим лекциям многие работники "леоновского" цеха впоследствии поступили учиться в техникумы и институты.

Когда закончилась война

После окончания войны завод перешел на мирные условия труда. Был восстановлен восьмичасовой рабочий день, многих молодых людей опустили учиться в школу. Заказ на выпуск УТ‑2 закончился, и в 1948 году завод начал выпускать новый учебно-тренировочный самолет Як‑18 (а затем и его модернизированные версии Як‑18У, Як‑18А, Як‑18П и Як‑18ПМ). В 1948 году Леонова назначают начальником производства, а с 1951 года он становится главным инженером авиационного завода.

Однажды сам собой назрел вопрос принятия на производство еще какой-либо авиационной техники. На заводе понимали – только новый продукт потянет за собой обновление производства, даст заводу вторую жизнь – ведь было понятно, что на одних только примитивных учебных самолетах заводу никогда не стать мощным авиастроительным объединением. Решением председателя ГКАТ Петра Дементьева и благодаря настояниям Николая Леонова, заводу была передана на освоение противокорабельная крылатая ракета П‑15 (изделие 4К‑40). Сроки изготовления первой партии были очень жесткими. Разработчики ракеты, как и обещали, помогли с подготовкой специалистов, и дело сдвинулось с мёртвой точки. Весь 1958 год конструкторы и технологи занимались подготовкой производства, но закончить работу в установленные сроки не смогли – изделие оказалось куда сложнее, чем предполагали в самом начале. И только в первой половине 1959 года подготовка производства была завершена, а во второй половине года арсеньевские авиастроители приступили к производству первой партии ракет. Леонов дневал и ночевал на заводе.

Окончание следует

«Прогресс Приморья», № 48 (510) от 07.12.2018 г.

Клим Углов, при подготовке статьи использованы фрагменты очерка «К вековому юбилею Николая Леонова»

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно