Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
14 декабря, пятница
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Хозяйственники прошлого столетия

Редакция газеты Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России рассказывала на своих страницах о тех людях, которым было доверено руководство Приморским краем. Пожалуй, наиболее ярким, деятельным и продуктивным является в этом ряду Герой Советского Союза Василий Ефимович Чернышёв. За десять лет он сумел поднять край на очень высокий уровень. Василий Ефимович оставил после себя не только добрую память, но и подготовил достойную, можно сказать, полноценную замену.

Всегда делай что-то для людей

Владимир Чубай, партийный работник, председатель Федерации профсоюзов Приморского края, почетный житель города Владивостока, навсегда запомнил свою первую встречу с Чернышевым. В далекие 60-е годы он обратился к нему от имени работниц своего предприятия; женщины просили построить детский сад, а дело двигалось плохо – от стройки все отмахивались. И тогда он пошел на прием к самому Чернышеву. Василий Ефимович инициативу поддержал, сад построили. "Но на этой первой встрече он сказал мне самые важные слова: “Запомни, если будешь все делать для людей, люди будут тебя уважать. Всегда делай что-то для людей”. В 1969 году по настоянию врачей Василий Ефимович переехал в Москву. В ноябре этого же года он ушёл из жизни.

Умел "растить" смену

Первый секретарь Приморского крайкома КПСС 1969–1984 годов Виктор Ломакин сменил Чернышева в 1969 году. Очевидцы рассказывают, что, будучи в Москве, он навестил уже серьезно больного Василия Ефимовича в больнице. Тот сделал ему своего рода наказ: "Помни, всегда думай о человеке…". Его период называют бурным ростом экономического потенциала Приморья. Именно в этот период была заложена индустриальная мощь края, созданы крупнейшие градообразующие предприятия – состоялся пуск Приморской ГРЭС, ввод самого глубоководного в СССР Восточного порта, развивалась горнорудная промышленность, создавалось крупнейшее Приморское танкерное пароходство. Во Владивостоке и других городах края массово строились жилые микрорайоны, больницы, детские сады, школы, спортивные и выставочные залы, библиотеки, мастерские для художников, закладывались парки и возводились дороги, повсеместно росла инфраструктура. При нём развивались наука и культура, сельское хозяйство.

Наконец, именно в те годы Приморье по праву стало именоваться рыбным цехом страны. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 марта 1981 года за выдающиеся успехи в выполнении заданий X пятилетки и социалистических обязательств, большой личный вклад в увеличение добычи рыбы и производства рыбной продукции первому секретарю Приморского краевого комитета КПСС Виктору Павловичу Ломакину присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ему ордена Ленина и золотой медали "Серп и Молот".

В то время Владивосток становится одним из центров международных встреч мирового значения. Именно здесь проходит историческая встреча президента США Форда и Генсека ЦК КПСС Брежнева. Кроме того, с официальными визитами побывали президент Чехословацкой республики, первый секретарь республики Болгарии, министр иностранных дел Венгрии, министр общественных работ Канады… "…Ломакину выпали тяжелейшее наследство и трудная работа. Не потому, что его предшественник работал плохо и что-то там завалил. Наоборот, Чернышев пользовался в крае заслуженной любовью и авторитетом; именно он, к слову, "придумал" ежегодное коленопреклонение на центральной площади Владивостока 9 Мая, чего не было даже в городах-героях. И именно при нем краевой центр вырос втрое по площади и вдвое по населению. Просто резко и не в лучшую сторону изменилась геополитическая ситуация.

В 1969 году в Приморье после Даманского перебрасывались танковые и мотопехотные части, которые, выгрузившись на глухих станциях, ничего, кроме тайги, вокруг себя не видели. И за строительство десятков военных городков (жилье, казармы, котельные, боксы для техники) перед государством отвечали два человека: замминистра обороны по расквартированию войск и первый секретарь крайкома. Одновременно на флот приходили всё новые атомные подлодки, для которых строились базы и закрытый поселок Тихоокеанский. Во Врангеле начали забивать первые сваи под строительство Восточного, а в Спасске расчищали площадку под строительство Новоспасского цементного завода. В приханкайской низменности разворачивалось сооружение сложнейшей системы рисовых чеков. Под Хоролем началось (немного позже) строительство запасной посадочной полосы для "Буранов". Возводятся театр имени Горького, цирк, начинается застройка 64-го и 71-го микрорайонов во Владивостоке.

В это время шла война во Вьетнаме, и за перевалку грузов из Владивостока и Находки (именно здесь шел основной грузопоток) тоже отвечало краевое руководство. Не говоря и про нарастающий с каждым годом северный завоз. Этот список можно продолжать и продолжать. Через 12 лет после назначения, в 1981-м, Ломакин стал Героем Социалистического Труда…Это сегодня кажется, что Брежнев тогда раздавал ордена направо и налево. На самом деле в то время спрашивали куда строже, чем награждали. Ломакин, собственно, и сам был такой. Одна из характерных черт Ломакина как руководителя – умение работать с кадрами. Он изучал людей, предпочитал брать "наверх" тех, кто прошел школу жизни с самых низов. Он "растил" людей.

Надежный человек

Одним из них стал Дмитрий Иванович Карабанов – председатель Приморского крайисполкома 1977–1986 годов, начавший свою карьеру в Дальневосточном морском пароходстве инженером, старшим инженером, начальником конструкторского бюро. С января 1962 года – директор Находкинского судоремонтного завода. С 1971–1977 годы – начальник управления материально-технического снабжения Дальневосточного района Гос­снаба СССР. В июне 1977 года избирается Председателем Приморского краевого исполнительного комитета. "Это человек надежный, на него можно положиться – не подведет", – так характеризовал его Виктор Ломакин, первый секретарь крайкома. Он вспоминал: "…8 лет мне довелось работать с Дмитрием Ивановичем… Об этом периоде можно много говорить как о периоде сложном и трудном, но в то же время исключительно интересном и крайне созидательном. За эти годы в крае не было случая, чтобы по какому-либо показателю не выполнялся Госплан. Средние темпы роста промышленного производства были 41–42 % каждые пять лет, а в строительном секторе и сельском хозяйстве – 20–22 %. Слова "застойный период" к Приморью не относятся. В период работы Карабанова край первым в Советском Союзе снес практически все жилье барачного типа. На карте появились новые предприятия ВПК, горнорудные – "Восток‑2", "Бор", Ярославский и Лермонтовский ГОКИ, Новоспасский цементный завод, Приморская ГРЭС, крупные свиноводческие комплексы и птицефабрики, строились оросительные системы для производства риса…

В это же время идут всесоюзные комсомольские стройки: Всесоюзный пионерский лагерь "Океан", ДВНЦ, Дом молодежи во Владивостоке. Вступила в строй первая очередь крупнейшего в Приморье Владивостокского тепличного комбината, в "Восточном порту" – углеперегрузочный комплекс. Большой вклад внес Дмитрий Карабанов в развитие сельского хозяйства. При нем началось строительство водного канала протяженностью более 100 километров, самого длинного в Приморье, который связал бассейны озера Ханка и реки Уссури для создания рисоводческой системы совхозов трех северных районов края, заложена птицефабрика в селе Михайловка. За несколько лет капиталовложения в сельское хозяйство выросли на 35 %, введены в действие восемь животноводческих комплексов, на 18 тысячах гектаров расширились посевные комплексы. Валовое производство сельскохозяйственной продукции составило более двух миллиардов рублей. В 1976–1979 годах в сельское хозяйство края поступило более шести тысяч новых тракторов, более трех тысяч различных комбайнов. В 1982 году в стране принимается Продовольственная программа, рассчитанная на полное удовлетворение людей в продуктах питания, повышение их качества, расширение ассортимента. Именно Карабанов стал один из тех, кого бросили на ее выполнение. "Интересы края, его развитие, благополучие приморцев для него были главенствующими. Он настойчив в достижении цели, доброжелателен, доступен, скромен", – вспоминал Виктор Ломакин.

Продолжая начатое

Первый секретарь Приморского крайкома 1984–1989 годов Дмитрий Николаевич Гагаров, перед тем как стать первым секретарем приморского крайкома, с 1972 года занимал различные партийные посты, в том числе и второго секретаря. Многие современники говорят, что его "вырастил" именно Виктор Ломакин. Гагарову выпало руководить краем в период Михаила Горбачева, реформаторский и сложный. Это время начала кооперации, смены курса и руководителей. Именно в этот период начался выход коммунистов из партии. "Брат многое успел сделать, – говорит Николай Гагаров (из интервью брата Дмитрия Николаевича газете "Владивосток" на десятую годовщину его смерти). – И все, что успел, сейчас на виду: с его легкой руки построен, например, мусоросжигательный завод, он сам летал в Чехословакию за документацией для него. Строились жилье, учреждения соцкультбыта. Окончив ДВПИ по специальности инженер-кораблестроитель, он прекрасно знал все проблемы Владивостока. Стараясь привести в порядок тепловые сети, излазил все колодцы, чуть ли не до винтика знал все хозяйство. Много внимания уделял строительству промышленных предприятий в крае, старался улучшить условия жизни своих земляков". Вот таким – энергичным, пробивным – он и остался в памяти приморцев. К этой должности он шел непросто. Сначала от слесаря дорос до главного инженера тепловых сетей "Дальэнерго". Вот тут-то его и приметил Виктор Ломакин, возглавлявший в то время край. Заместитель председателя горисполкома, секретарь Первореченского райкома, председатель горисполкома, второй секретарь крайкома партии… Это сейчас можно говорить, что "попал в обойму", что повезло. Но и в то время за красивые глаза такие должности не предлагали – нужно было иметь организаторские способности и прекрасное образование. После стажировки в ЦК КПСС ему предложили возглавить обком партии в Калининграде. Тут пришлось проявить характер и пройти по всем инстанциям. "Поймите, – говорил Дмитрий Николаевич, – я родился во Владивостоке, там мои корни. Я хочу и работать, и умереть в родном городе". Дмитрий Гагаров всегда жил работой. "Горел на ней. И сгорел…" – вспоминал его брат. Он был на работе уже в восемь утра, возвращался поздним вечером. Не знал ни праздников, ни выходных. В те редкие минуты, когда за столом собиралась вся их большая семья, старался не говорить о делах. Но младший брат знал – его отношение к господствующей в то время системе было сложным. Дмитрия Николаевича в свое время приглашали на работу и Брежнев, и Горбачев. Отказался. Сказал как-то брату: "Не могу. Там люди другие. Приморцы значительно лучше". Николай Николаевич убежден, что именно нервная работа, постоянные стрессы, которые выпали на долю старшего брата, укоротили его жизнь. После каждой из трех операций, которые ему делали в институте им. Бурденко, он надеялся на скорое выздоровление и безоглядно окунался в рабочие будни. Но здоровье оказалось не железное"…

Основные стройки края

Практически вся экономика Приморья создавалась именно в 1970–1980 годы. В горнорудной промышленности – Дальнегорское ППО "Бор" и "Дальполиметалл", в Кавалерово – Хрустальнинский ГОК, в посёлке "Восток‑2" – Приморский ГОК, в Светлогорье – тоже вольфрамовый рудник, в Хорольском районе – Ярославский ГОК. В промышленности стройматериалов – Новоспасский цементный завод, завод силикатного кирпича в Спасске-Дальнем, несколько кирпичных заводов, завод Сантехарматуры, несколько песчаных карьеров. Созданы мощные базы стройиндустрии – заводы железобетонных конструкций, крупнопанельного домостроения, базы механизации, базы спецмонтажных организаций – практически во всех районах края. Построены порты Восточный, Зарубино, Посьет (расширение), расширены морские торговые и рыбные порты во Владивостоке и Находке, базы рыбфлота в Южно-Морском, Преображении, Зарубино, построены судоремонтные заводы в Славянке, Находке (реконструкция), Преображении, бухте Гайдамак (Ливадия). Выполнены огромные объемы работ по мелиорации земель и рисосеянию (Главдальводстрой, начальник П. М. Кузьминский). Практически заново развиты девять поселков рисосовхозов. Во всех городах и многих райцентрах построены различные объекты. В Дальнереченске и Лесозаводске – деревообрабатывающие комбинаты, в Партизанске – химфармзавод, в Артеме – мебельная фабрика, фабрика бельевого трикотажа, в Большом Камне – заводы Минсудпрома. Во Владивостоке – заводы "Изумруд", "Дальприбор", "Варяг", горрыбкомбинат, цирк, театр им. Горького, прижелезнодорожный почтамт, Дом Советов ("Белый дом"), здание администрации города ("Серый дом"), Дом науки и техники (Светланская, 115), кинотеатры "Океан", "Союз" ("Галактика"), "Владивосток", "Москва", "Нептун", "Варяг", "Чайка", Дом молодёжи, стадионы "Динамо" (реконструкция), "Строитель", ТОФ, санатории, профилактории и дома отдыха, огромный объем жилья и соцкультбыта (в год в крае вводилось до 1,2 миллиона квадратных метров жилья, в том числе во Владивостоке – более 300 тысяч квадратных метров, десятки детсадов, по несколько больших школ, масса других социальных объектов). До сих пор эти показатели – рекордны!

Помню всех поименно

Еще одна легендарная личность – Валентин Аникеев, профессор, главный архитектор края в 70–80-х годах, Заслуженный строитель РФ, Почётный архитектор России, Почётный геодезист, Почётный строитель России, один из тех, кто возводил фундамент Приморья.

"Надо отдать должное – Приморью повезло, что его первыми руководителями были такие настоящие люди, как Василий Ефимович Чернышёв, Виктор Павлович Ломакин, Дмитрий Николаевич Гагаров, – вспоминает Валентин Аникеев. – Умные, внимательные и умелые руководители, образованные люди, хорошие управленцы, чуткие, но строгие. <…> Самые тёплые воспоминания у меня о работе с такими чудесными людьми – руководителями края и его строительных организаций, как Дмитрий Иванович Карабанов, Константин Федорович Кравченко, Алексей Иванович Кантур, Алексей Васильевич Бахтеев, Илья Семенович Голубничий, Евгений Дмитриевич Иосилевич, Петр Михайлович Кузьминский, Владимир Васильевич Нескоблинов, Александр Николаевич Тахтаров, Аркадий Васильевич Торопцев, Михаил Афанасьевич Яхонтов и другие. Это под их руководством бурно развивался строительный комплекс края, в их подразделениях гремели на всю страну имена простых строителей, ставших Героями Социалистического труда: Константин Адамович Готовчиц, Никанор Константинович Подуфалов, Иван Васильевич Сергеев и Пётр Егорович Шугуров; единственный в Приморье кавалер всех трёх степеней ордена Трудовой Славы (что приравнивалось к званию Героя Соцтруда) Василий Афанасьевич Осипенко.

В тяжелом, но почётном строительном, хотя прямо скажем, не женском труде, не отставали от мужчин и труженицы строек. Они трудились прорабами, каменщиками, “доводили до блеска” завершающие стадии работ – отделку. Имена Галины Антоновны Гридиной и Анфисы Михайловны Зотовой, награждённых орденами Ленина, Заслуженных строителей РСФСР Александры Михайловны Ананьиной, Нины Васильевны Ананьевой, Любови Леонтьевны Горковенко, Надежды Дмитриевны Денисенко, Анастасии Марковны Еркиной, Анны Степановны Кондратовой, Анны Михайловны Мурзиновой, Зинаиды Тимофеевны Сысоевой, Веры Степановны Труновой и Светланы Николаевны Хохловой по праву вписаны в славную историю Главвладивостокстроя. Многие строители края получили заслуженные награды – ордена и медали СССР за свой благородный труд во имя развития Приморья".

Душа и лицо Приморья

Есть личности уникальные, яркие, оставившие настоящий след в истории нашего края. Как понять, кто достоин войти в пятерку, десятку, сотню лучших? Очень просто: их имена слетают тут же с языка каждого, кто хорошо помнит и чтит память родного Приморья. Сам Владимир Павлович Чубай, Почетный гражданин города Владивостока, председатель Федерации профсоюзов Приморского края, в 1982–1988 годы – секретарь Приморского крайкома КПСС, награжденный орденом Трудового Красного Знамени, двумя орденами "Знак Почета", тремя медалями, хорошо помнит, как рос и креп наш край. И уверен: будущее у Приморского края огромное, и самое ценное, что у нас было и есть – это люди… Они – душа и лицо края.

О них и вспоминает сегодня Владимир Чубай: "Мне повезло, что я пришел при Василии Чернышеве. Это был уникальный человек. Быстро ориентировался в обстановке – сказывался партизанский опыт, личная трагедия (фашисты расстреляли его жену, погибли дети). Тогда в крае не было мяса, масла сливочного. Он ехал в Москву к Микояну, Косыгину, выбивал поставки, и край обеспечивался продуктами. Хоть пайка, но всегда была, а что такое питание – это настроение. Он точно сориентировался, что необходимо было краю: жилье. Значит, надо строить комбинаты. В экономике Чернышев считал, что главное – развитие рыбной отрасли, это перспектива. Он понимал, что нужно строить порты, сам их всегда посещал, контролировал. И главная задача – заселять край. Когда я к нему впервые пришел молодым пацаном, он мне сказал: “Садись, сынок. Всегда находи время, помогай людям, особенно тем, кто в беде”.

Следующие руководители края, Виктор Ломакин, Дмитрий Гагаров, – это тоже глыбы. Они бережно относились к кадрам, ценили людей, опыт, знания. У Ломакина был сильный зам… Александр Никитьевич Гульченко, второй секретарь. Это мотор, именно он руководил строительством крупнейших объектов, промышленных предприятий. Кстати, отдельный разговор про большие предприятия – заводы “Аскольд”, “Прогресс” (сегодня входят в состав Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России. – Ред.), Восточный порт, горнорудную промышленность, рыбную – это трудовые династии, наставники, герои Соцтруда…".

Среди тех, кого необходимо упомянуть, – крановщица Мария Попова. Ее историю писали так: шел 1943-й, военный год, народному хозяйству СССР нужны были кадры. В этот период в стране была развита сеть ремесленных училищ. Мария Георгиевна Попова поступает в ремесленное училище № 9 г. Владивостока. Через два года, в победном 1945-м, она начинает трудиться в г. Сучане на шахте № 20. А в 1948 году по семейным обстоятельствам переезжает в Находку и поступает на работу в порт учеником на портальный кран. Пять месяцев упорной учебы и работы, сдача экзаменов, получение удостоверения крановщика. Последующая жизнь Марии Георгиевны связана с работой порта. В 1959 году она стала коммунистом. Принимает активное участие в работе городской партийной организации, городского Совета народных депутатов. В 1960 году к празднованию Дня 8 Марта за трудовые успехи и общественную работу Марии Георгиевне присваивается высокое звание Героя Социалистического Труда. В 1961 году она была избрана делегатом на XXII съезд КПСС. Плодотворная и активная общественная работа была высоко оценена краевым и Центральным комитетами КПСС. На XXIV, XXV, XXVI съездах Марию Георгиевну избирают членом ЦК КПСС.

Вадим Иванович Абоносимов, капитан дальнего плавания, Герой Социалистического Труда, Почетный гражданин Владивостока. После окончания Ленинградского высшего арктического морского училища Абоносимов был направлен на Дальний Восток. В 60-х назначен капитаном ледокола "Сибирь", который в числе других судов ДВМП участвовал в открытии и поддержании круглогодичных навигаций в Охотском море. За это достижение Абоносимов был удостоен медали ВДНХ. В 1970-е принял ледокол "Адмирал Макаров", перегнал его во Владивосток. Участвовал в уникальных трансконтинентальных операциях по буксировке плавдоков. В 1982–1983 годах успешно выполнил экспериментальный рейс в Эгвекинот совместно с дизель-электроходом "Василий Федосеев", положивший начало освоению зимнего плавания к берегам Чукотки. За успехи в выполнении заданий XI пятилетки по доставке грузов в районы Крайнего Севера Вадиму Абоносимову было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Анна Ивановна Щетинина в 27 лет стала первой в мире женщиной-капитаном дальнего плавания. В 1935 году она прославилась на весь мир, проведя корабль "Чавыча" через полярные льды на Дальний Восток. В 1938 году Анна Ивановна была назначена первым начальником рыбного порта города Владивостока. Войну она встретила на Балтике, где под бомбежками эвакуировала население Таллинна и перевозила стратегические грузы. После войны Анна Щетинина была капитаном судов "Аскольд", "Баскунчак", "Белоостров", "Днестр", "Псков", "Менделеев". Преподавала, в 1960 году вернулась в Приморье. Анна Ивановна Щетинина – Герой Социалистического Труда, Почетный работник Морского флота, Почетный гражданин Владивостока, член Союза писателей России, Почетный член ДВАМК и МЕФАК, отмечена многими правительственными и международными наградами.

Анна Фёдоровна Чулкова – технолог-кондитер Владивостокской кондитерской фабрики, мастер высшего класса кондитерского производства РСФСР, Герой Социалистического Труда и лауреат Государственной премии СССР, Почётный гражданин Владивостока. Автор рецепта и технологии изготовления конфет "Птичье молоко", послуживших образцом для других советских кондитерских предприятий. Кроме того, создала конфеты "Золотой Рог", за которые получила бронзовую медаль ВДНХ, конфеты "Комета", "Метеорит", шоколадно-вафельный торт "Мечта" – всего около ста наименований кондитерских изделий. Кавалер двух орденов Ленина и ордена Октябрьской Революции. Занесена в Золотую Книгу Почёта Министерства пищевой промышленности РСФСР и в Книгу Трудовой Славы СССР.

"Отдельные слова – о Николае Ивановиче Сазыкине, директоре завода “Прогресс”, – делает акцент Владимир Чубай. – Это человек, который мог мобилизовать одним словом, жесткий, требовательный, но он всегда думал о своем коллективе. При нем в Арсеньеве появлялись новые школы, Дом культуры, поликлиники, дороги, все на нем держалось. Еще один уникальный руководитель – директор “Дальзавода” Юрий Иванович Удовиченко. Рос с самых низов, знал и понимал жизнь людей… Гремела и продолжает развиваться “Преображенская база флота”, рыболовецкие колхозы… Людей именно “растили”, – вспоминает Владимир Чубай, который считает, что "хлеб должен быть немножечко дешевле, а человек – чуточку дороже".

Думай на десятки лет вперед

"Экономическая база развития края была заложена в основном в советское время, это фундамент, – говорит Валентин Аникеев. – Самая главная цель, идея, во имя которой мы жили, – человек, простой человек труда, и он всегда должен быть на первом месте. Ведь на самом деле мало кто знал в 70–80-х начальника, допустим Находкинского порта, а вот имя легендарной крановщицы Марии Поповой, героя Соцтруда, до сих пор на слуху у коренных приморцев. Вспоминаю – даже в горле перехватывает… У строителей гремели имена каменщиков. Люди вкалывали, трудились. Конечно, для них вопрос заработной платы тоже был немаловажным, но у них было еще то, чего сегодня нет у нас. У нашего поколения был простой принцип: раньше думай о Родине, а потом – о себе, сегодня этого нет". Сам Валентин Аникеев приехал работать в Приморье в 1962 году, с большим теплом вспоминает он первого секретаря райкома Виктора Ломакина (хотя именно Ломакин, по сути, "сослал" Аникеева из Приморья): "Глубочайше уважаю Виктора Павловича Ломакина. Это умница, он понимал, во имя чего мы работаем. Когда беседовал со мной перед утверждением на крайкоме, сказал: “Мы временщики, мы решаем вопросы, исходя из сегодняшнего дня. А ты должен думать на 10–20 лет вперед. И если ты считаешь, что прав, стой насмерть”. 60–80-е годы – расцвет Приморья, – повторяет Валентин Аникеев. – Нам нужно поставить памятники местным руководителям Чернышеву и Ломакину и главам страны разных эпох: Хрущеву и Путину. Хрущевский план “Большой Владивосток” 60-х годов и путинский саммит АТЭС‑2012 такие дали мощнейшие толчки, такие стимулы для развития…"

В 1959 году краевой центр вторично посетил первый руководитель страны Никита Хрущев. Он увидел прекрасную местность, бухту Золотой Рог и, будучи еще под впечатлением от недавнего своего визита в США, решил, что здесь нужно построить хороший, красивый город. И в 1960 году вышло постановление Правительства "О развитии города Владивостока". Так было положено начало строительству. "Уже в 70-е годы мы ежегодно вводили более миллиона квадратных метров полезной площади, Владивосток вводил более 300 тысяч квадратных метров. Работал строительный комплекс, была создана мощная строительная база, крепкие строительные коллективы. Завод “Аврора”, бывший КПД‑210, сдавал 210 тысяч жилья в год. Работали крупные строительные комплексы на Первой Речке, КПД‑35, стройбаза", – вспоминает Валентин Аникеев.

Отдельный разговор об экономике – это Новоспасский цементный завод, порт Восточный, судостроительные заводы в Славянке, Находке, горнорудная промышленность, где у нас гремели Ярославский ГОК, "Бор", Хрустальненский ГОК, "Дальполиметалл". "Дальрыба" была крупнейшим рыбохозяйственным комплексом в мире, а порты, пароходства… Строительство "Большого Владивостока" закончилось в 1990 году. Численность населения города к тому времени приближалась уже к 700 тысячам человек, жилищный фонд составлял более 45 миллионов квадратных метров. Все тресты ежегодно возводили примерно 240 тысяч квадратных метров жилья. Были построены детские сады, школы, уникальные сооружения инфраструктуры: цирк, драмтеатр, кинотеатр "Океан", рыбный порт, рыбокомбинаты, расширен "Дальзавод".

"Еще одна перспективная задумка, которая, к сожалению, не получила своего развития – реализация долгосрочной государственной программы комплексного развития Дальневосточного экономического района, Бурятской ССР и Читинской области, – говорит профессор Аникеев. – Я эту программу сам делал, каждая буковка прошла через мои руки, над ней работали научные организации. У нас все объемы работ были сбалансированы с развитием мощностей. По каждому году расписано финансирование, даже пообъектно. В 1987 году эту программу утвердили, но через три года страна развалилась – централизованного планирования нет, финансирования нет. Не получилось. Но она до сих пор актуальна. Нашу работу используют в современных стратегических документах. Но не надо ностальгировать о прошлом. Прошлое нужно анализировать, взять хорошее, ценное полезное, а дурное минимизировать".

«Прогресс Приморья», № 49 (511) от 14.12.2018 г.

Виталий Лентарев

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно