Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
14 декабря, пятница
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Орден «Знак Почёта» поможет установить имя военного лётчика

Окончание. Начало в № 46

Поиски пропавшей машины на просторах от Забайкалья до Тихого океана велись с 25 сентября. Десятки самолетов и сотни пеших групп искали "Родину" по предполагаемому маршруту. Радист деревушки Дуки сообщил, что накануне большой серебристый самолет пролетел курсом на прииск Керби… Днём 3 октября пилот гидросамолета Михаил Сахаров обнаружил с высоты конструкцию в грязи и снегу, похожую на самолет. Резко снизился и заметил возле него людей, раскладывавших парашют. В штабе поисковой операции в Хабаровске ему первоначально не поверили, но других зацепок не было. Позже за обнаружение пропавшей "Родины" гражданского летчика Михаила Евгеньевич Сахарова наградили боевым орденом Красной Звезды. На следующее утро, на место посадки самолёта сбросили с парашютом посылку, в которой девушки обнаружили резиновые сапоги, термос с горячим какао, шоколад и подробную карту района. Спустя сутки в район посадки "Родины" на парашютах спустились разведчики, летные техники и военврач. К вечеру эвенк-проводник вывел к самолёту поисковый отряд. Марина Раскова нашла лагерь 5 октября. На следующий день, объединившись, отряд двинулся в сторону реки Амгунь. Затем прошла торжественная встреча и проводы экипажа самолёта-рекордсмена "Родина" с жителями села Керби, откуда на нескольких речных плавсредствах экипаж доставили в Комсомольск-на-Амуре и дальше – в Москву.

Необходимо сказать, что спасательной операцией в Комсомольске руководил лично первый секретарь горкома ВКП(б) Николай Пегов. Кремль отметил его профессионализм и в следующем году отправил во Владивосток – руководить недавно созданным Приморским краем. О его деятельности здесь редакция газеты Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России рассказывала в одном из прошлых номеров. Женский экипаж получил "Золотые Звёзды" Героев Советского Союза и ордена Ленина. За рубежом внимательно следили за нашими девушками, установившими рекорд дальности, но обновить его западные лётчицы не решились, понимая, насколько большой это риск. И если рекордсменок удалось вызволить из таёжного плена, то тех, кто их искал, – не всех, конечно, – потеряли навечно. Судите сами.

Ход спасательной операции по поиску "Родину" засекретили по причине столкновения двух самолетов, погибло много людей. В их числе оказался и штурман предыдущего рекордного полета Александр Бряндинский. К тому времени его уже назначили главным штурманом Военно-воздушных сил СССР. Чтобы ясно представлять картину 80-летней давности, вспомним, как всё происходило.

На рассвете 4 октября, когда "Родина" уже была обнаружена, из Хабаровска в Комсомольск на поиск штурмана Расковой вылетели тяжелые бомбардировщики ТБ‑3РН и ТБ‑3. После дозаправки они взяли курс на тайгу. В первой машине летели командующий воздушными силами на Дальнем Востоке комдив Яков Сорокин и основная группа десантников, которые должны были выпрыгнуть на болоте, во второй с парашютистами летел командир 202-й авиабригады комбриг Иван Еременко. На его глазах и разыгралась трагедия.

На подлете к месту посадки "Родины" бомбардировщиков догнал самолет "Дуглас". Транспортным модернизированным самолетом американского производства управлял Александр Бряндинский, флаг-штурман ВВС СССР, Герой Советского Союза, комбриг. Пилот "Дугласа", похоже, решил справа обойти ТБ‑3РН, который летел неспешно (по другой версии – не заметил его на фоне тайги из-за зеленой раскраски бомбардировщика). Вероятно, произошла ошибся в расчетах. Внезапно "Дуглас" ударил крылом в хвостовую часть, а затем – в правое крыло бомбардировщика, и сам тут же начал падать. После удара огромный ТБ‑3РН пошел вверх, сделал воздушную полупетлю, потом опустил нос и в перевернутом положении вошёл в землю. В момент, когда бомбардировщик перевернулся в воздухе, из его чрева вывалились два спасателя и два летчика, над которыми почти сразу же раскрылись парашюты.

Герой Гражданской войны и Хасана комдив Яков Сорокин погиб вместе с другими оставшимися на борту 11 членами экипажа бомбардировщика. Из "Дугласа" спастись не удалось никому. Вместе с комбригом Бряндинским погибли члены экипажа и журналисты.

Исследователи той темы утверждают, что командование ВВС страны вообще запретило Бряндинскому участвовать в поисковой операции, понимая, как это опасно. Впрочем, до недавнего времени считалось, что Сорокина и Бряндинского похоронили в Комсомольске, однако недавно владивостокский отряд "Авиа­Поиск" обнаружил на месте падения ТБ‑3 хорошо сохранившийся советский орден "Знак Прочёта", предположительно, принадлежавший комдиву Сорокину. Тела остальных, по официальной версии, оставили на земле возле обломков. Совершенно случайно через год на них наткнулся один из местных охотников. Он их собрал и похоронил в братской могиле. Вернувшись в родное село, сообщил местным властям. Незамедлительно прибыли сотрудники НКВД и арестовали охотника. Судили как японского шпиона. По 58-й статье УК он получил 15 лет лагерей…

Летом 1968 года жители поселка Дуки вновь обнаружили место столкновения самолетов. Нашлись также некоторые вещи погибших и человеческие останки. Их собрали и похоронили возле дукинской школы. Над братской могилой возвели деревянный обелиск, который сгорел в 1976 году во время поселкового пожара. В 1990-м из тайги в Комсомольск вывезли хорошо сохранившийся хвост "Дугласа". После реставрации он стал основой памятника, который установили на улице Кирова возле дома № 49, в котором осенью 1938 года останавливались летчицы-рекордсменки.

По-разному сложились судьбы участников этих поразительных событий. В авиационных катастрофах 11 мая 1939 года погибли второй пилот "Родины" Полина Осипенко, 4 января 43-го – штурман Марина Раскова. Впрочем, Раскова командовала во время Великой Отечественной войны женской эскадрильей, лётчиц которой немцы называли "ночными ведьмами". Прах обеих рекордсменок замурован в Кремлевской стене на Красной площади.

Валентина Гризодубова прожила долгую жизнь, приезжала в Керби, помогала многим участникам той 80-летней авиационной истории. Она сумела вернуть доброе имя летчику Михаилу Сахарову, участнику спасательной операции, которого в 1942 году сбили немцы, когда он на тихоходном самолете доставлял боеприпасы партизанам. Сидел в концлагере, шесть раз бежал, и каждый раз его возвращали. После освобождения советскими войсками попал в ГУЛАГ. Оттуда его в буквальном смысле и вытащила Валентина Гризодубова, для чего даже поскандалила с всесильным Берией. Впрочем, не обошлось без личного вмешательства Сталина.

Владимир Коккинаки в апреле 1939 года на самолете ЦКБ‑30 совершил первый беспосадочный перелет из Москвы в Северную Америку. 2 января 1963 года экипаж под его командованием успешно провёл первый испытательный полет на лайнере Ил‑62. Всего прославленный летчик установил 22 мировых рекорда. Почетный президент Международной авиационной федерации дважды Герой Советского Союза, генерал-майор Коккинаки скончался в 1985 году.

Что касается поисков останков Героя Советского Союза Бряндинского, то, думается, авиационным отрядам удастся установить истинное положение дел. До сих пор бытует версия, что он похоронен в братской могиле вместе с Сорокиным, но, если поисковикам удастся доказать, что "Знак Почёта" принадлежит комдиву, то, значит, это его останки найдены недавно на месте крушения ТБ‑3.

В 2019 году ПО "АвиаПоиск" планирует добраться до места падения "Дугласа" и провести там поисковые мероприятия. Вполне вероятно, что будут найдены артефакты, которые помогут раскрыть другие секреты той таёжной трагедии, и будут восстановлены имена остальных людей, чья жизнь оборвалась в период спасательной операции 80 лет назад. Это история не закончится, пока все останки не будут с почестями погребены в нашей дальневосточной, российской земле.

«Прогресс Приморья», № 49 (511) от 14.12.2018 г.

Виталий Лентарев

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно