Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
18 января, пятница
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Был только МиГ…

Автор книги "Неизвестная война" был человеком не робкого десятка, и, как показал ход боевых действий славной дивизии, которой командовал легендарный лётчик Великой Отечественной войны, трижды Герой Советского Союза Иван Никитович Кожедуб, ни мастерства, ни доблести новому поколению пилотов было не занимать. Они умело управляли реактивными машинами с аббревиатурой МиГ. Главными их противниками были американские Б‑29, которые бороздили корейское небо с многотонным грузом на борту. Именно такие "сверхкрепости", как их называли лётчики, сбросили в 1945 году атомные бомбы на японские города Хиросима и Нагасаки. На каждой такой машине стояло 12 крупнокалиберных пулемётов и пушек. Была ещё одна проблема – истребители F‑86 "Сейбр". Именно вооружением такого истребителя в конце войны была сбита машина Абакумова. Это случилось после того как он одержал несколько блестящих побед в воздухе. О том бое редакция газеты Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России рассказывала в прошлом номере. Старший лейтенант Борис Абакумов, получивший нагрудный знак "Военный лётчик первого класса", прошёл отбор и оказался в дивизии прославленного аса, о военных подвигах которого знали и наши, и американцы. Впрочем, пилоты нет-нет, да вспоминали, как он сбил над Германией две американские машины, которые, похоже, забыв о союзнических обязательствах, атаковали самолёт Кожедуба. Ну, и поплатились за это.

Ещё раньше, в феврале 45-го, над Одером Кожедуб открыл счёт сбитым реактивным самолётам. Его авторитет был бесспорен. Перед отправкой в Корею он лично проверил каждого лётчика в небе, то есть в деле. В ноябре 1950 года после воздушного парада над Красной площадью, в подмосковной Кубинке лётчиков собрали вместе и объявили: "Перед нами поставлена задача прикрыть границы СССР на дальних подступах". Пилотам выдали документы китайских добровольцев, свои были сданы в штаб. Каждый получил рисунки в разных проекциях самолётов ВВС США, бывших союзников по Второй мировой войне. Эта командировка была надолго засекречена, и лётчики лишь спустя много лет узнали, что американцы в дальнейшем планировали нанести ядерный удар по СССР. И именно Б‑29 должны были осуществить этот план. И главное, что было сделать необходимо, – отправить с небес на землю эти "сверхкрепости". Чем больше, тем лучше. И в том, что наши лётчики воевали в корейском небе с китайскими документами и в китайской форме, нет ничего удивительного. Когда в Корее разразилась война между Севером и Югом, Советский Союз бойкотировал заседание Организации Объединённых Наций (ООН), где была подвергнута обструкции Северная Корея, осуществившая удар по армии южан. На заседании было принято решение о поддержке войсками ООН Южной Кореи. Так как представителя СССР не было, и правом вето он не воспользовался, остальные проголосовали за военный вариант.

Объединённый десант

Высадка объединённого десанта в Южной Корее под командованием американского генерала Макартура, незамедлительно принесла результаты. Советского контингента официально не должно было быть в тех местах, так как воевать против войск ООН возбранялось. Тем не менее, когда наши лётчики отправились в Корею под видом китайских добровольцев и стали участвовать в воздушных боях, перевес северокорейской стороны стал заметен. Китай был союзником Северной Кореи. Представители ООН всячески пытались доказать присутствие наших войск, но этого сделать не удавалось. Даже когда на заседании сессии Генассамблеи ООН представитель США включил аудиозапись перехвата разговоров лётчиков в воздухе, изобилующую русской нецензурной, непереводимой речью, советский представитель предложил предъявить хотя бы одного пленного лётчика. И это был аргумент, потому что ни один советский военнослужащий за весь трёхлетний период войны пленён не был. Американские лётчики, напротив, целыми экипажами попадали в плен к северокорейцам.

Эшелон идёт на восток

Вся операция по доставке советских лётчиков до места назначения была продумана до деталей. В ноябре 1950 года литерный эшелон летел стрелой на Дальний Восток. На железнодорожных платформах хорошо просматривались ящики с броскими надписями: "Комбайны – братскому народу Китая". В ящиках – современные реактивные секретные истребители МиГ‑15 без крыльев. Они были сняты и хранились здесь же. В купейных вагонах ехали молодые офицеры-авиаторы и технический состав, обслуга самолётов. Люди представляли разные части и ближе знакомились уже в пути. Родственники, оставшиеся в жилом секторе вокруг Кубинки, были вызваны в политотдел, где их предупредили, что никто не должен знать, где лётчики, официальная версия – находятся на учениях в Средней Азии. Говорили, что они через пару месяцев вернутся в свои части. Но командировка затянулась без малого на два года и, к сожалению, вернулись из неё не все.

По европейской части ехали как обычные граждане, одетые, по моде того времени, в длиннополые пальто, широкие брюки, элегантные костюмы, галстуки и шляпы. В Иркутске переоделись в китайскую форму, на которой отсутствовали знаки различия; принялись штудировать русско-английские и русско-китайские разговорники.

Прибыв в Маньчжурию на китайский аэродром Аншань, узнали интересную историю. Когда здесь были японцы, они аэродром при строительстве тщательно заминировали. Впрочем, взорвать его надлежало смертнику, когда МиГи будут подготовлены к вылету. План провалился, так как накануне доставки самолётов служба безопасности провела титаническую работу, и опасность ликвидировали. Впервые здесь советские лётчики увидели подброшенные листовки с предложением вознаграждения – 100 тысяч долларов, если пилот перегонит МиГ в Южную Корею. Однако на такое предложение никто не поддался.

Между тем американцы развернули настоящую охоту за секретным реактивным истребителем и всячески пытались взять в плен советского лётчика. И не успокаивались до самого окончания войны – 1953 года. Эта охота была жестокой и велась любыми средствами. Случай невозврата был, но после окончания войны, когда северокорейский пилот перегнал МиГ‑15 на территорию южан. О том захвате редакция газеты Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России рассказывала в одном из номеров за прошлые годы. Однако истребители секретности к тому времени не имели и продавались во многие страны мира.

Было ещё одно новшество, отличающееся цинизмом. Над аэродромом Аншань стали появляться воздушные шары, с которых разбрасывали энцефалитных клещей. Среди лётчиков провели вакцинацию. На наземные службы лекарства не хватило, и были случаи, когда техники и механики, готовившие машины к вылету, заболевали. Медики ссылались на то, что вакцину приходилось покупать дорого, за валюту. Тогда лётчики потребовали, чтобы вакцину кололи всем. Положение исправили.

Дивизия Ивана Кожедуба

В начале апреля 1951 года дивизию Кожедуба перебросили на границу с Северной Кореей. И сразу стало ясно, что война совсем рядом. Когда пролетали над аэродром Мяу-Гоу, находящимся вблизи пограничной реки Ялуцзян, из-за облаков вынырнул американский разведчик РБ‑45. МиГи охранения атаковали его, но "стреляли" всего лишь из фотопулемётов. Бить боевыми патронами бывших союзников по антигитлеровской коалиции было как-то неловко.

Однако произошёл вопиющий случай, когда лётчик Борис Образцов вернулся с задания смертельно раненный в живот, но сумел неимоверными усилиями посадить МиГ в открытом поле. Американцы перешли красную черту, и это стало командой к ответным действиям. Теперь эскадрильи Бориса Бокача, полк Евгения Пепеляева, дивизия Ивана Кожедуба не возвращались на базу без побед. Автор книги "Неизвестная война" Борис Абакумов, командуя звеном в звании капитана, сбил свой первый F‑86 "Сейбр".

Скажем прямо, наши лётчики потрепали американцев изрядно. Янки стали понимать, что превосходство в небе тает. Они решили раз и навсегда покончить с мостами между Северной Кореей и Китаем, и заодно ликвидировать не только "русский" аэродром, но и все советские МиГи. 12 апреля 1951 года американские ВВС подняли в небо все без исключения самолёты, которые были на ходу. Получилось 28 "сверхкрепостей" и 80 "Сейбров". Иван Кожедуб поднял 48 МиГ‑15, оставив в резерве лишь дежурную пару. Герой Второй мировой войны рисковал, понимая, что может лишиться разом и аэродрома, и всей дивизии, но он твёрдо знал, что в бой посылает настоящих асов.

И он не ошибся: через двадцать минут после взлёта 10 бомбардировщиков горели на земле, 15 получили серьёзные повреждения и отправились на базу, 4 истребителя F‑86 были сбиты. Остальные, дымя, получив свою порцию боезапаса наших истребителей, уходили к морю, куда советским лётчикам летать было категорически запрещено, чтобы избежать в случае аварии или повреждения попадания в плен.

Как вспоминал Борис Абакумов, небо было просто усыпано куполами парашютов. Казалось, что противник высадил десант. Это были купола пилотов и членов экипажей США, Австралии и многих других стран коалиции. В плен были взяты более двухсот военных. Правда, противнику удалось повредить одну опору моста, которую довольно быстро привели в нормальное состояние. 

Главной победой стало возвращение всех советских лётчиков на базу приписки. Правда, ряд истребителей имели пробоины, в том числе восемь пробоин получил МиГ Бориса Абакумова. Одна крупнокалиберная пуля застряла в переплёте кабины.

Повторная атака

Американцы не успокоились, они готовились к ещё одной решающей атаке. Кожедуб передал свой МиГ, перекрашенный из серебристого цвета в матовый (маскировка под "Сейбр"), лётчику Абакумову, которому доверял как самому себе. Американцы, увидев перекрашенный МиГ, оказались в некотором замешательстве. Этим воспользовался пилот, и пушечным огнём привёл в негодность хвостовое оперение бомбардировщика и подбил истребитель, который загорелся и упал. Будущий Герой Советского Союза Сергей Макарович Крамаренко тоже сбил метким огнём свой "Сейбр".

Продолжение следует

«Прогресс Приморья», № 2 (515) от 18.01.2019 г.

Виктор Бойцов

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно