|
|||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
Мой городАрсеньев – город необычный по всем статьям. Здесь каждый день солнце пылающей жар-птицей поднимается из-за синей гряды отрогов Сихотэ-Алиня, окрашивая багрянцем стёкла городских многоэтажек и чеки рисовых полей, создавая потрясающую природную мозаику. И вся эта великолепная картина, на фоне небесных аккордов боевых Ка‑52 "Аллигаторов", сверхзвуковых Су‑24, и восхитительной красоты дальневосточного лотоса делает город похожим на фантастический оазис в глухой таёжной глубинке. Где, кажется, есть всё и для ума, и для души. Въезжая в Арсеньев с севера, вы непременно попадёте на его самую высокую точку – сопку Увальную, откуда весь город виден как на ладони. Это здесь, по преданию, знаменитый исследователь Дальнего Востока Владимир Арсеньев, преодолев очередной горный кряж и увидев благодатную долину реки Даубихэ, пораженно воскликнул: "…Через десять лет, а может, через пятьдесят… где-то здесь завод поставят… город вырастет, поезда побегут…" Теперь на этом месте стоит ему, неутомимому исследователю Дальнего Востока, великолепный памятник работы хабаровского скульптора Геннадия Потапова. И город, названный его именем. Арсеньев в современном мире – это не только яркое имя знаменитого путешественника и потрясающая дальневосточная природа. Выдающийся и самый востребованный боевой вертолёт последних десятилетий – МИ‑24. Практически постоянные победители всех крупнейших международных соревнований прошлых лет по самолётному спорту – спортивные "Яки". Непревзойдённые по своим боевым характеристикам ракеты противокорабельного комплекса "Москит". Удививший мир своей соосной схемой несущих винтов и выдающимися лётными данными боевой вертолёт Ка‑50 "Чёрная акула". И, наконец, новейший боевой Ка‑52 "Аллигатор" и перспективный Ка‑62 – яркое воплощение передовой военной авиационно-конструкторской мысли в области отечественного и мирового вертолётостроения. Вот образ нашего города, давно уже осознанный во всём мире. И создан этот образ многотысячным коллективом градообразующего предприятия ПАО "Арсеньевская Авиационная Компания “Прогресс” им. Н. И. Сазыкина", в прошлом – Арсеньевский машиностроительный завод "Прогресс", а ещё раньше – завод 116, или почтовый ящик № 7. В Арсеньеве, кажется, нет семьи, чья судьба не была бы так или иначе связана с авиацией, с авиакомпанией "Прогресс", лидирующим предприятием Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России. Авиация и небо – это судьба нашего города. Как же это начиналось? Говорят, большое видится на расстоянии. Наверное, поэтому нам сложно осознать значение своих трудовых свершений, мы лишь с благодарностью и восхищением вспоминаем и чтим созидательный подвиг своих предшественников. Андрей Фомичёв, Пётр Ажимов, Михаил Бень, Тимофей Каськов, Александр Пеньков, Андрей Бойко – кто помнит сейчас эти мена? А ведь это они и их товарищи, первостроители завода 116, прибывшие из западных областей страны и поселившиеся в палатках, начинали строительство нашего города. Уже летом 37-го на стройке работало, по разным данным, от двух до пяти тысяч человек. Тогда же были возведены первые жилые бараки и начато строительство основных заводских корпусов. А начало общему промышленному и культурному развитию советского Дальнего Востока положило постановление Правительства СССР, принятое в 1930 году о хозяйственном и культурном строительстве на Дальнем Востоке. В рамках его реализации в январе 1932 года в село Пермское, расположенное на левом берегу Амура, прибыла правительственная комиссия, которая приняла решение о создании здесь Амурского судостроительного завода. Одновременно было принято решение о возведении в районе нанайского стойбища Дзёмги авиационного завода. А в 1936 году в селе Семёновка, удалённом от города Уссурийска на 150 км и от города Владивостока на 250 км, началось строительство авиаремонтного завода № 116 (Постановление Совета труда и обороны СССР № 128 от 26 мая 1936 года). Начальником строительства и первым директором завода был назначен бывший комбриг Красной Армии, кавалер ордена Красного Знамени Владимир Григорьевич Ирьянов. В 1937 новым директором завода стал Спиридон Ильич Апостолов, которого в 1938 году сменил Николай Сергеевич Новиков. То было время необычайно массового промышленного строительства, атмосферу которого ярко передаёт замечательный художественный фильм "Комсомольск", вышедший на экраны страны в 1938 году. Незабываемые неистовые тридцатые, окрашенные бешеным темпом первых пятилеток, с их невероятным всеобщим взрывным энтузиазмом, которого по своему эмоциональному и трудовому накалу в истории России ещё не было, Турксиб, Магнитка, Днепрогэс, освоение Заполярья и стратосферы, десятки новых заводов, массовое увлечение авиацией, расцвет советской науки, культуры и искусства – В буднях великих строек, В весёлом грохоте, в огнях и звонах, Здравствуй, страна героев, Страна мечтателей, страна учёных! Слова незабываемого Марша энтузиастов, мажорно звучавшие с повторяющимся восторженным и бодрым призывом. Но то было время не только бравурных маршей. Стройка в тайге в условиях плохой дорожной инфраструктуры, несовершенной организации, неустроенного быта, сурового климата и недостаточного снабжения ещё в начале стала давать сбои. Появилась текучесть кадров. На что немедленно отреагировал репрессивный аппарат органов госбезопасности – в 1937 году по обвинению в саботаже и срыве сроков строительства завода был арестован и расстрелян директор завода Владимир Ирьянов. Опережая события, следует сказать, что в 1957 году Ирьянов был полностью реабилитирован, и в честь его был назван один из городских переулков. Но тогда запущенный механизм репрессий уже было не остановить. В августе 38-го как "враг народа" был арестован второй директор завода. Однако, в отличие от Владимира Ирьянова, Спиридон Апостолов сумел выстоять и не дал себя оговорить. В 1940 году, подписав обязательство о неразглашении тайны следствия, он вышел на свободу, что было большой редкостью для того жестокого времени. Чистка кадров продолжалась – вслед за директорами были репрессированы более десятка руководителей рангом поменьше, и это за два неполных года… В трудовом активе "Прогресса", основанного в мае 1936 года для ремонта авиатехники, стоявшей тогда на вооружении ВВС Красной Армии, – выпуск целого ряда учебно-тренировочных и спортивных "Яков", начиная с легендарного Ут‑2 и заканчивая современным Як‑54. В конце 50-х завод освоил производство ракет морского базирования, а чуть позже произвёл целую серию (340 штук) самолётов Ан‑14 "Пчёлка", предназначенных для местных воздушных линий. Этапным событием для "Прогресса" стало освоение высокотехнологичного производства принципиально новой техники – боевого вертолёта Ми‑24, принесшего заводу заслуженную славу и мировое признание. До сих пор этот вертолёт состоит на вооружении Российской армии и является основным средством огневой поддержки наземных войск. В разное время заводом руководили В. Ирьянов, С. Апостолов, Н. Новиков, Н. Сазыкин, Ф. Абдулин, В. Луценко, В. Манойленко, Ю. Бодня, В. Печёнкин. Вклад каждого из них в развитие "Прогресса" достоин памяти и уважения. Равно как и вклад нескольких поколений авиастроителей, среди которых три Героя Социалистического Труда и тысячи передовиков производства. Но это уже всё в прошлом. А вот – дела не так уж давно минувших дней. Апрель, 1994 год. В арсеньевском кинотеатре "Космос" идёт презентация нового художественного фильма "Чёрная акула". В котором на фоне острого детективного сюжета показываются боевые возможности новейшего вертолёта Ка‑50, серийный выпуск которого начат на "Прогрессе". При этом в первый день показа фильма низко над городом стремительно пронёсся вертолёт. Его необычные аэродинамические формы и незнакомый звук работавших двигателей подсказывали, что это и есть та самая таинственная "Чёрная акула". Пилотировал вертолёт в тот памятный день заводской лётчик-испытатель Анатолий Довгань. Вторая половина девяностых – самый драматичный период в истории завода "Прогресс", как впрочем, и в истории всей страны. Отечественный авиапром с громадными потерями переживал разрушительные годы политического переустройства страны. Отсутствие госзаказа вело к массовому увольнению персонала, опустевшие цеха не отапливались, производство останавливалось. В этот критический момент "Прогресс" получает, казалось бы, спасительный зарубежный заказ на производство и поставку сложного военно-технического комплекса. Однако экспертный анализ и заключение заводских экономистов показывают, что при условии закупки комплектующих для производства комплекса по прежней схеме завод практически не получит прибыли, так необходимой для дальнейшего выживания. Руководство предприятия во главе с генеральным директором Виктором Печёнкиным сумело тогда найти выход из положения. Основной элемент комплектации комплекса – его двигатели – было решено производить собственными силами, освоив новое производство. Возглавить эти работы было поручено заместителю главного инженера Юрию Денисенко. Эту неимоверно сложную задачу коллектив решил успешно, показав высочайший профессионализм и самоотверженное отношение к делу. "Прогресс" начал выходить из кризиса. В 2004 году на "Прогресс" приходит новая команда управленцев во главе с управляющим директором Юрием Денисенко. В команде – молодые талантливые специалисты, представители нового поколения руководителей. Одна из наиболее значимых фигур старшего звена управления – первый заместитель управляющего директора, генерал-лейтенант авиации Яким Янаков, опытнейший военный специалист, возглавивший координацию производства новейшего Ка‑52 "Аллигатор", пришедшего на смену успевшей стать всемирно известной, но в силу политических причин так и не востребованной большой серией "Чёрной акулы". В результате хорошо продуманной, настойчивой и упорной работы с госструктурами руководству авиакомпании удаётся найти поддержку в высших эшелонах власти, что и дало возможность придать предприятию благотворный импульс возрождения и модернизации. Наконец-то в арсеньевском небе мы снова можем постоянно слышать настолько приятный нашей душе шум винтов сделанных нами боевых Ка‑52. Как слышали в течение двадцати лет полётные мелодии Ми‑24. Возрождение промышленного производства на "Прогрессе" состоялось! И оно продолжает непрерывно развиваться и совершенствоваться. Уже взлетел в небо опытный образец многоцелевого вертолёта Ка‑62, на который возлагаются большие надежды в рамках реализации программы по выпуску гражданской продукции. Продолжается выполнение зарубежного контракта по производству Ка‑52К – вертолётов корабельного базирования. Закончено строительство новой аэродромной инфраструктуры и бетонной ВПП, которую планируется использовать совместно с гражданскими авиаперевозчиками. Очевидно, что своим стремительным развитием Арсеньев обязан двум оборонным предприятиям – заводам "Прогрессу" и "Аскольду". Поэтому и люди здесь были во все времена непростые, образованные, с высоким уровнем интеллектуального развития. А значит, и среда обитания должна была соответствовать их повышенным духовным и бытовым запросам. Арсеньев знаю давно. Впервые побывал здесь в начале шестидесятых, когда не было ещё кинотеатра "Космос", а на месте Гостиничного переулка протекала небольшая речушка. Однако памятник М. Горькому уже стоял, а на центральных улицах начинали укладывать асфальт. Шестидесятые и семидесятые в Арсеньеве – это всё тот же несмолкаемый бравурный Марш энтузиастов. Настолько динамичным был строительный бум, создавший современный облик нашего города. Тогда же была создана легенда о городе интеллектуалов, людей высокой культуры – Арсеньеве, в которую мы до сих пор наивно верим и часто любим её повторять. Так ли это на самом деле? Наверное, отчасти да. Я помню город, утопающий в цветах – спасибо мэру Вере Михайловне Арбатской! Помню у "Космоса" сказочный фонтан с плакучими ивами и внезапно появившиеся всегда зелёные туи у здания городской администрации. Аллею пирамидальных тополей по улице Ломоносова, напоминавшую скверы Алма-Аты и Киева. Довольно ухоженный городской парк с танцплощадкой на берегу Халазы и прекрасный городской музей с его директором Клавдией Крес. Помню всегда полные стадионы, где курские играли в футбол с татарами, и наоборот. Помню концерты в музыкальной школе и "Весёлую арену" с неистовым Владимиром Агарёвым, и его удивительно талантливыми циркачатами, ставшими культурным достоянием страны. Помню шумную детвору Клуба юных техников с преданными небу Юрой Волковым и Сергеем Эрзюковым и юношескую планерную школу – одну из двух в стране. Помню наш аэроклуб с его начальником Борей Чиковым, парашютистами – мастерами спорта и невероятно целеустремлённым Гуго Петерсом, лётчиком, летавшим без ноги. Помню также шум уборочных машин по ночам и поскрипывание снега под ногами дворников ранним утром. А в частном секторе каждую весну тогда было принято красить дома и заборы, белить деревья, убирая свои дворовые территории. Для того чтобы по утрам мы все шли на работу или по делам по улицам красивого и нарядного города. Нашего города, который мы так любим. Но я также помню, как наша детвора уже тогда, играя, взбиралась по вертикальной винтовой плоскости памятника покорителям космоса на Комсомольской площади и седлала мемориальный МиГ‑15УТИ у авиатехникума, постепенно превращая его в металлическую рухлядь. И некому было объяснить маленьким невеждам разницу между игровым спортивным снарядом и культурно-историческим сооружением. Потому что многие взрослые сами не чувствовали её – такие и сожгли в начале восьмидесятых самолёт Ан‑10, установленный в качестве памятника возле ДК "Прогресс". А самые "интеллектуальные и высококультурные" были заняты на производстве – им не до этого. Так вырастало новое поколение вандалов, которое однажды превратит символ нашего города, монументальный памятник В. К. Арсеньеву на сопке у кладбища, своими отвратительными граффити в тумбу объявлений, а окружающую территорию – в свалку бытовых отходов. Однако тогда, в начале шестидесятых, строящийся город в ближайшей перспективе его развития смотрелся вполне прилично. Это позже появятся во дворах и на детских площадках промышленные отходы как элемент "эстетичного" оформления придомовых территорий. И несколько поколений "интеллектуального" Арсеньева вырастет в песочницах среди отработанных покрышек, впитав в себя извращённое понятие о красоте окружающего мира. Они продолжат дело родителей, и наш современный город, несмотря на все усилия властей в области его благоустройства, постепенно превращается в свалку промотходов: зайдите в любую жилую зону любого квартала – и вы убедитесь в этом. Кстати, вы смогли бы представить себе детство какого-нибудь европейца в окружении отработанных покрышек? Нет? Верно. Приличные люди такого себе не позволят. Так почему же к своим детям и внукам мы так относимся? Кого мы растим? Впрочем, ответ можно получить, побывав на Комсомольской площади, в городском парке или у монумента вертолёту Ми‑24. Забитые всякой гадостью решётки фонтана, вытоптанные газоны, вечно испачканная детской обувью и руками стела мемориального сооружения – обычные последствия "отдыха" наших горожан со своими чадами. В 2012 году, после долгих разрушительных лет, нашему городу вдруг повезло. Новый "пришлый" мэр оказался, как это ни звучит банально, руководителем совершенно новой формации, доселе не знакомой и не привычной не только чиновникам, но и многим горожанам. Его сложно застать в кабинете, зато на какой-нибудь стройке – пожалуйста, к вашим услугам. Часто бывает в командировках в крае (и что ему там делать, ведь в городе полно проблем!) – оказывается, пробивает реализацию очередного проекта в интересах развития своего городского округа. И пробивает успешно, работая в тех же условиях, в каких не совсем успешно работали его предшественники. Не знаю, в чём секрет его деятельности, но результаты впечатляют. Как выразилась одна наша горожанка на страницах регионального еженедельника "Бизнес-Арса": после двадцати пяти лет застоя и разрухи наш город, наконец, задышал. На водной глади почищенного бассейна появились водные развлекательные снаряды. Установлен монументальный памятный комплекс Ми‑24, ставший новым символом города. Полностью преобразилась улица Калининская с новым детским городком. Ночные улицы засияли красочными гирляндами и стали светлы, как днём. Кардинально изменилась Комсомольская площадь. Сейчас это место никогда не бывает безлюдным. Вместе с обновлённым кинотеатром "Космос" и музыкальным фонтаном площадь превратилось в излюбленную территорию отдыха горожан. Новое чугунное ограждение моста через речку Дачную поражает искусством исполнения. Установлен памятник труженикам тыла и детям войны. Закончена глубокая реконструкция площади Ленина перед "Прогрессом". 25 лет в городе не велось жилищного строительства – так бывает, когда города умирают. И вот уже сданы пять домов по программе переселения из аварийного жилья, два дома построены частными инвесторами, и ещё два или три, включая девятиэтажку на вокзале. Наш город действительно ожил! Гирлянды ночного освещения, МФЦ, спортивная площадка у 3-й школы, детские площадки, строительство новой городской библиотеки, памятная стела Почётным гражданам, реконструкция проспекта Горького, дороги на дачи. Казалось бы, что особенного в том, что мэрия установила три-четыре новых памятника, отремонтировав старые. Но произошло чудо – внешний облик города в плане зрительного восприятия неожиданно засиял всеми своими историческими гранями. Теперь это город не только исследователя и учёного В. К. Арсеньева, но и самоотверженных тружеников тыла и героев войны, героя-лётчика Олега Пешкова и его товарищей, погибших в небе, арсеньевских создателей винтокрылых машин. Вместе с монументами Ми‑24 и Ка‑50, положившими начало авиационной составляющей в зрительном образе города, эти памятные сооружения на редкость удачно создали ту особую авиационную ауру, которая должна быть присуща городу авиастроителей. И которую мы оставляем после себя потомкам. Природа наделила человека пятью чувствами: слуха, зрения, обаяния, вкуса и осязания. Но есть ещё одно чувство – чувство прекрасного. Оно не врождённое и возникает у человека в детстве под влиянием окружающей среды и взрослых. Обладатели этого чувства и относятся к той категории людей, о которых говорят: это прекрасно воспитанный, культурный и образованный человек. Так бы хотелось, чтобы наши дети и внуки в большинстве своём были такими людьми. Ведь уровень их общего развития и культуры, как и степень любви к тому месту, где они родились и где жили их предки, будут определяющими в судьбе нашего замечательного города. Да и всей нашей страны – великой России. Автор выражает искреннюю благодарность ПАО ААК "Прогресс" и холдингу "Вертолёты России" за спонсорскую помощь Некоммерческому партнёрству "ДВ музей авиации", что делает возможной работу над этим и другими материалами по истории отечественной авиации, и в частности ААК "Прогресс". «Прогресс Приморья», № 2 (515) от 18.01.2019 г. |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |