Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
01 февраля, пятница
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Был только МиГ…

Окончание. Начало в № 2

Сегодня ясно, по какой причине Советский Союз не послал своего представителя на заседание Организации Объединённых Наций (ООН). Как считают аналитики, именно это помогло избежать крупномасштабной войны в АТР. 

Если войска ООН воевали в Корее на земле, в воде и воздухе, то СССР – исключительно в небе. Более того, воевали в Корее те, кто прошёл горнило Второй мировой, и поколение пилотов, обученных летать на современных на тот период реактивных МиГах. Советский Союз, выступающий защитником северокорейцев и китайцев, которые воевали против войск ООН, оказался в непростом положении. По существу, правительство и командование армии стояли перед выбором: на чьей стороне воевать? Вроде бы США – союзник по антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне – с ними, выходит, по пути. Но были свежи в памяти атомные чудовищные бомбардировки двух японских городов. Этот же тип бомбардировщиков использовали американцы и в Корейской войне 1950–1953 годов. Союзник союзником, но так "побеждать" осенью 1945 года мы не договаривались. 

И тогда, учитывая весь исторический опыт взаимоотношений между СССР, Китаем и Северной Кореей, выбор был сделан в пользу последних. В моральном плане было бы как-то неправильно оказывать военную помощь коалиции ООН и вместе с ними уничтожать соверокорейские и китайские войска. В случае открытого противостояния, без сомнения, разразилась бы большая битва между ооновскими и советскими войсками. Все понимали, что ни армия КНР, ни армия КНДР войскам ООН во главе с США не конкурент. В случае вступления в войну СССР с использованием танков, пушек, надводных и подводных сил, большой войне точно быть. И тут "тихая дипломатия" сделала своё дело. Неучастие нашего представителя в заседании ООН, неиспользование вето стало решающим в Корейской войне. Был выбран сценарий воздушного противостояния. 

Печально, конечно, что жертв избежать не удалось. Но война без жертв не бывает. Советские военнослужащие, посланные на Корейскую войну, выполняли свой долг и остались верны присяге. Большинство были направлены на Дальний Восток из центральной части страны, но остались лежать они в нашей, приморской, земле, в Уссурийске. На Порт-Артурском кладбище тоже покоятся наши лётчики, погибшие в корейском небе.

Сегодня в живых остались единицы, и один из них – Герой Советского Союза Сергей Макарович Крамаренко. Ему 95 лет, но на месте он не сидит. Являясь председателем общества Совета ветеранов Корейской войны, Крамаренко проводит большую патриотическую работу. И его боль – это неухоженные могилы на окраине Уссурийска. В китайском Порт-Артуре всё иначе: памятники и звёзды на них покрашены, под ними выложены мраморные плиты, на табличках указаны имена советских лётчиков.

Рядом в такой же чистоте покоятся останки героев Русско-японской войны 1904–1905 годов. Впрочем, в этом году – 115-я годовщина со дня внезапного нападения Японии на российский флот. Ту битву помнят в нашей стране и чтут погибших на Тихом океане военных. И слова песни "Врагу не сдаётся наш гордый “Варяг”…" дальневосточники повторят без запинки при воспоминаниях о той поре. 

Хотелось бы, чтобы о подвигах наших лётчиков, воевавших на МиГах, помнили – как о самоотверженности павших, так и о героизме живых. Минуло 65 лет со времени тех событий, и необходимо восстановить все имена участников. Вероятно, на этом поисковом поле необходимо поработать волонтёрам. Ясно, что наши герои учились в советских школах, имели семьи, сравнительно молодыми отправились на Корейскую войну. Вероятно, приморским музеям есть повод открыть площадки, посвящённые тем событиям. Думается, родственники помогут экспонатами из семейных архивов. Главное – эту важную и нужную работу по сохранению памяти организовать так, чтобы ни один участник Корейской войны не остался безымянным.

Понятно, что работа эта трудная и кропотливая, но она должна быть проделана, тем более сегодня, когда союзники вдруг собираются по другую сторону баррикад, а недавние противники становятся друзьями. И вообще, эра реактивных отечественных МиГов не имеет право на забвение. И это доказали советские лётчики, воевавшие в небе с американскими "Сейбрами" и "свехкрепостями" Б-29. Неизвестно, где и сколько похоронено американских лётчиков, однако последний приют наших погибших пилотов известен – Уссурийск. По свидетельству очевидцев, на окраине города таких могил немало, и похоже, их никто не считал.

На одном из надгробий с трудом просматривается фотография и надпись на камне, свидетельствующая о том, что здесь упокоился подполковник Николай Дзюбенко, год рождения 1918-й, год гибели – 1951-й, советский лётчик, погибший при исполнении служебных обязанностей. У каждого павшего воина свой боевой путь, своя судьба.

Герой Советского Союза Сергей Макарович Крамаренко – пожалуй, единственный живой свидетель тех воздушных боёв и гибели товарищей. Он выпустил книгу "Против “Мессеров” и “Сейбров”. В небе двух войн". Во время Великой Отечественной войны 1941–1945 годов лично сбил два немецких самолёта и десять вражеских машин в группе. В Корейской войне на реактивном МиГе отправил на землю тринадцать американских машин, войдя в пятёрку самых результативных советских лётчиков. Сбил ещё восемь, но плёнки со своего фотопулемёта передал ведомым, которые прикрывали его МиГ в бою.

Сергею Макаровичу в апреле прошлого года исполнилось 95 лет, но он по-прежнему в строю, постоянно в контакте с родственниками воевавших в корейском небе лётчиков. Они ушли незаметно, тихо, без помпы, но сделали очень большое дело. Сегодня это очевидно: получившие в корейском небе серьёзный удар войска ООН, возглавляемые США, убедились в силе наших асов. Поэтому американцы редко вспоминают ту войну, понимая, что тогда придётся признать и мастерство советских лётчиков. 

Мы рассказываем о войне в Корее, и неожиданно всплывают в памяти эпизоды художественного фильма "Т-34", который посмотрели уже более восьми миллионов зрителей в нашей стране. И теперь картина в широком прокате в странах СНГ. Поединок советского лейтенанта с немецким офицером в танковом противостоянии захватывает, заставляет думать, сопереживать и видеть главное: когда команда сплачивается, действует единым целым, она непременно одерживает победу. Так и в корейском небе: противостояние советских МиГов и американских "Сейбров" закончилось "чёрным четвергом" для американских янки. На дальних подступах от наших границ они убедились в коллективной силе советского оружия. Без участия танков, артиллерии, других родов войск лётчики показали, как они умеют воевать. К сожалению, пока этот вопрос мало изучен, но он достоен не только стать темой для документального кино, но и художественного киновоплощения.

«Прогресс Приморья», № 4 (517) от 01.02.2019 г.

Виктор Бойцов

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно