Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
01 февраля, пятница
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Ленинградский метроном

Продолжение. Начало в № 3

Несмотря на голод и большие потери населения города на Неве, живые продолжали не только бороться, но и, наперекор фашистской пропаганде, доказывали, что способны на многое. На август 1942 года был намечен концерт Шостаковича, в котором композитор должен был исполнить свою Седьмую симфонию. Говоров, зная это, поставил задачу армии, чтобы ни один вражеский снаряд не упал в Ленинграде во время концерта. Все 80 минут божественной музыки, которую слушал город, наши артиллеристы вели яростный огонь по врагу. Немецкие позиции были разведаны заранее. За время концерта артиллеристы выпустили три тысячи снарядов. Позже командующий Ленинградским фронтом Говоров скажет: "Это была наша симфония. Операция называлась "Шквал".

О том концерте и массированной артиллерийской атаке вспоминал народный артист СССР Владимир Спиваков. "Мама была на вошедшем в историю концерте в филармонии. Зал заполнился битком, мама слушала музыку стоя… Командующий Ленинградским фронтом Говоров приказал на время концерта подавить огонь вражеских артиллерийских батарей и сам приехал на премьеру…" В шестидесятые годы Спиваковы решили перебраться в Москву следом за сыном. Владимир Спиваков, вспоминая тот период, приводит интересный диалог: "…папа нашёл нам квартиру на улице Маршала Говорова и сказал маме: "Катюша, ты должна обязательно её посмотреть. Это всё-таки далековато от центра". Реакция мамы была мгновенной: "Никаких просмотров! Переезжаем. Говоров – святое имя для меня…"

Блокадный город жил, работало радио, которое передавало не только обращения к гражданам, но и концерты, в которых исполнялись песни советских композиторов, поэты читали свои стихи. Библиотеки Ленинграда выдавали читателям книги и прессу. Не прекращали действовать научные учреждения. Настоящий подвиг совершили сотрудники Всесоюзного института растениеводства, сохранившие уникальный семенной фонд. 28 человек за время блокады умерло от голода, но несколько тонн пшеничных зёрен, ржи, риса, картофельных клубней и других культур остались в неприкосновенности. Благодаря этому не погибли плоды многолетней кропотливой работы советских селекционеров. И самое главное то, что подвиг ленинградских учёных помог при восстановлении сельского хозяйства после войны. В противном случае послевоенный голод затянулся бы на долгий период.

Несмотря на бомбовые удары, работали ленинградские предприятия, выполняющие военные заказы для фронта. Основные мощности Кировского завода были вывезены далеко в тыл. Однако многие специалисты и производственные линии остались в осаждённом городе. Остались в цехах и заготовки для тяжёлых танков КВ. Несмотря на то что линия фронта проходила в четырёх километрах от завода, его цеха работали бесперебойно. Здесь собирали и ремонтировали танки и другую бронетехнику, выпускали боеприпасы. Хотя рабочие завода получали дополнительный паёк, они постоянно рисковали жизнью. За период войны на территорию Кировского завода упало 4 680 снарядов и 770 бомб. 139 человек были убиты, 788 получили ранения. Примерно 2 500 работников завода умерли от голода. Дополнительный паёк рабочие зачастую отдавали тому, кому выжить было сложнее.

Стрелковое оружие

В 1942 году командование объявило конкурс на разработку нового пистолета-пулемёта, который планировалось сделать легче и дешевле пистолета-пулемёта Шпагина (ППШ), при условии, чтобы он не уступал ему по боевым характеристикам. Победил проект Алексея Судаева. В начале июня 42-го новое оружие прошло испытание в воинских частях Ленинградского фронта, и на Сестрорецком оружейном заводе, находившемся внутри кольца осады, без проволочек началось серийное производство ППС‑43. Пистолет-пулемёт был доработан в 1943 году, и модель ППС‑43 стала классической для этого вида оружия. Впрочем, ППС, который массово выпускался в блокадном Ленинграде, считался лучшим оружием Великой Отечественной войны. Хотя ветераны вспоминают пистолет-пулемёт Шпагина (ППШ), всё же ППС, вытесненный после войны легендарным АК‑47, был той ударной мощью, которая помогла бойцу в боях. ППШ, тоже проверенный в сражениях, имел слишком большие габариты и массу. Это осложняло его использование как в узких траншеях, так и в условиях городского боя. 

Судаев учёл недостатки и изменил технические характеристики своего автомата. Магазин весил 3,67 килограмма (против 5,3 ППШ). Производство его затрачивало меньше материала: на изготовление одного экземпляра уходило 6,2 килограмма металла (13,5 – ППШ) и 2,7 человеко-часа работы (против 7,3 человеко-часа у ППШ). С начала производства до января 1944 года в Сестрорецке было выпущено 46 572 ППС. Всего за время войны в СССР произвели более 500 тысяч экземпляров этого оружия. Вытеснить ППШ полностью он не успел по одной причине: массовый выпуск оружия Шпагина наладили с начала вой­ны, и полностью перевооружать заводы не рискнули. Так два автомата и служили вместе до самой Победы.

К сожалению, конструктор ППС Алексей Судаев скончался в августе 1946 года на 34-м году жизни. И хотя автомат был снят с вооружения нашей армии после войны, до 1980-х годов он находился на вооружении ряда стран мира. В Финляндии, Польше и других странах выпускали нелицензионные образцы советского оружия.

Показателями стойкости ленинградцев были и другие примеры. Как-то Говорова пригласили для оценки опытного автомобиля, работавшего на деревянных чушках. Другой автомобиль, ГАЗ-М1, работал на водороде. Те, кому суждено было выжить, верили и надеялись, что прорыв блокады не за горами. Всякие примеры стойкости ленинградцев вызывали ярость в стане врага. Когда немецкие военнопленные увидели, как 100 трамваев, громко звеня, разъехались по маршрутам, один из них, удивлённый таким фактом, сказал, что Гитлеру больше не верит. В блокадном Ленинграде при полных трибунах состоялся товарищеский матч по футболу. Репортаж шёл в открытом эфире, его слушали и в стане врага. Произошло это событие в середине весны 1942-го, когда немецкая авиация забрасывала улицы бомбами и листовками "Ленинград – город мертвых". 31 мая несломленный народ ответил матчем "Динамо" и Ленинградского металлического завода (в хрониках тех лет ее зашифровали – команда Н-ского завода). Играли на запасном поле стадиона "Динамо" на Крестовском острове – главное было усыпано кратерами после бомбежки. За завод играли все, кто вообще был в состоянии – "зенитовец" Анатолий Мишук, например, ради выхода на поле выписался из госпиталя, куда попал с диагнозом "дистрофия". За "Динамо" вышли только те, кто выступал за клуб до войны – кого-то специально отозвали с передовой, кого-то, как того же Мишука, выписали из госпиталя. Учитывая тяжелейшее состояние участников, игру решили провести в укороченном формате: два тайма по полчаса и небольшой перерыв, чтобы отдышаться. Во втором тайме началась очередная бомбежка – футболисты и зрители (300 человек – в основном, раненые из ближайшего госпиталя и рабочие завода "Вулкан") ненадолго ушли в бомбоубежище, но вернулись и доиграли до конца. "Динамо" победило 6 : 0. Как рассказывал "динамовец" Валентин Федоров, выиграли те, у кого была больше пайка хлеба по карточке. Участники покидали поле обнявшись. На следующий день запись игры передавали по радио, ленинградские газеты написали о матче. Город и страна получили сильнейший импульс. Фашисты, разумеется, тоже были в курсе. 7 июня состоялся повторный матч, в котором заводчане добились ничьей – 2 : 2.

Такие примеры поднимали моральный дух ленинградцев и, наоборот, надламывали гитлеровцев.

Спустя 75 лет после снятия блокады, изучая события тех 900 дней и ночей, исследователи приходят к выводу, что Ленинград – город, основанный Петром Великим, обладающий уникальным историческим прошлым, жители которого помнили трудный 1918-й год, – не мог не выстоять. Тогдашнему Петрограду также угрожала интервенция, и в Смольном родился призыв "Все на защиту Петрограда!". Тогда красногвардейцы, ополченцы выстояли, собрав силы в кулак. И теперь, в окружении врагов, снова объединились, и снова терпение, труд, вера в победу не покидали ленинградцев даже в самые тяжёлые периоды блокады. И символичным стало то, что именно в Ленинграде стали выпускать карты Берлина, столицы третьего рейха. Этим сложным делом занялся топографический отдел штаба Ленинградского фронта. Сюда в начале 1943 года поступила секретная директива: подготовить подробный план Берлина. Карты германской столицы существовали, но требовалась карта, на которой были бы отмечены все объекты города. Нужна была максимально точная карта. Это говорило о том, что Ставка уже смотрит в будущее, готовит план штурма Берлина. И чтобы войска РККА не попали в западню из-за неправильных ориентиров, поступил такой приказ. Командование Ленинградского фронта воспряло духом, понимая, что будет не только прорыв блокады, но и готовится наступление, и оно не за горами. С другой стороны, командование не имело данных о том, каким образом можно в голодном и холодном городе, находящемся под бомбовыми ударами, готовить карту далёкого города другого государства.

И всё же коллектив, разместившийся в здании военно-топографической фабрики на набережной реки Пряжки, с энтузиазмом взялся за дело. Работали преимущественно с немецкими довоенными каратами, географическими атласами, туристическими схемами движения, даже открытками. Всё, что хранилось в библиотеках, было переведено на русский язык. Постепенно карта приобретала определённые очертания. Нужно было большую подробную карту вычертить руками, затем при помощи специальной техники распечатать её в нужном формате. Работа была и трудной, и опасной. Для охлаждения печатной машины топографам приходилось таскать глыбы льда с замёрзшей Пряжки. Периодически район, где располагалась фабрика, попадал в зону обстрела, и топографы погибали. Однако результат превзошёл все ожидания. Когда в 1945 году воины РККА вышли в пригород Берлина, они уже имели чёткое представление, как двигаться к рейхстагу и другим важным объектам. Ленинградская группа топографов отметила на карте всё, что требовалось. Их труд помог значительно сократить потери наших воинов в ходе уличных боёв за Берлин.

Ленинградский атомный проект

В 1942 году академик Игорь Курчатов возглавил советский атомный проект. И первым делом настоял на вывозе ценнейшего оборудования из Ленинграда. 

Как только блокада была снята, секретный груз отправили в Казань. Атомной энергетикой Курчатов занялся ещё в 30-х годах, работал он над своим детищем в городе на Неве. Здесь в физико-техническом институте была создана специальная лаборатория, которая занималась ядерной физикой. Невероятно, но тогда эту тему посчитали "оторванной от жизни". В 1936 году на сессии Академии наук физтех раскритиковали за то, что на его площадках ведутся "не имеющие практической перспективы" работы по ядерной физике. Однако Курчатова это не сломило, он добился того, что в физтехе началось строительство циклотрона, которому была уготована судьба стать самым мощным в мире. Этот прибор – ускоритель частиц, необходимый для изучения ядерной реакции. Американцы построили свои первые циклотроны в 1930 году. В СССР первый циклотрон запустили в 1937-м, в Радиевом институте.

В начале Великой Отечественной вой­ны физтех эвакуировали в Казань. Однако имущество "неперспективной" курчатовской лаборатории по изучению атомного ядра оставили в Ленинграде. Один из отцов-основателей советской ядерной физики академик Анатолий Александров вспоминал: "Уже давно мы обращали внимание на то, что в научной литературе Запада исчезли публикации по ядерной физике, разделению изотопов и т. д. Фамилии учёных, представлявших эти области науки, также исчезли и не появились в публикациях из какой-либо другой области. Казалось, что работы в этой области засекречены. Возникал вопрос: неужели Германия и Соединённые Штаты пытаются овладеть ядерной энергией в военных целях?" Впрочем, для учёных приказ, поступивший из Кремля, не стал большой неожиданностью, о чём писал в книге "Годы с Курчатовым" академик Александров: "…пожалуй, именно 1943 год явился решающим не только в войне, но и в атомной проблеме. Началось изучение поглощения нейтронов в графите, разработка методов получения графита необходимой чистоты и соответствующих методов контроля. Были доставлены из Ленинграда многочисленные элементы циклотрона, готовилось его строительство". Можно быть уверенным в том, что пропажа довоенных исследований в блокадном городе или завладение врагом документами по этой теме изменило бы ход дальнейшей истории не в пользу СССР. Страна не стала бы той крепкой державой, какой она была. В случае утраты разработок атомная бомба появилась бы не в 1949 году, а намного позже. Не исключено, что не появилась бы вовсе. Однако всё случилось как случилось.

Прорыв

Блокаду прорвали. И было это так. 12 января 1943 года началась операция "Искра". Наступательные ударные группировки Ленинградского и Волховского фронтов во взаимодействии с Балтийским флотом нанесли врагу страшные и сокрушительные удары. 18 января 1943 года на окраине рабочего посёлка № 1 встретились воины двух фронтов. Кольцо блокады было разрублено. С успешным завершением операции "Искра" наступил прелом в битве за Ленинград. В рекордные сроки была построена железнодорожная линия, соединившая станции Жихарево и Шлиссельбург. "Дорога жизни" дополнилась "дорогой победы". По этой дороге в город на Неве пошли эшелоны с продовольствием, вооружением, топливом, рудой, войсками. Однако до окончания полного снятия блокады прошёл ещё год. С 14 января по 1 марта 1944 года была успешно осуществлена Ленинградско-Новгородская наступательная операция, которая проводилась войсками Ленинградского, Волховского и 2-го Прибалтийского фронтов, Балтийским флотом и партизанами. 27 января 1944 года торжественный артиллерийский салют возвестил всему миру о полном и окончательном освобождении Ленинграда от фашистской блокады.

20 января 1944 года был освобождён Новгород, в конце февраля наши войска продвинулись до реки Нарвы в Эстонии. Успешными были бои в Карелии и на Карельском перешейке. На этих направлениях действия генерала Говорова были решительными и продуктивными. Именно Говоров "принудил к миру" финнов, провёл Нарвскую, Таллинскую наступательные и Моонзундскую десантную операции, нанёс поражение немецкой оперативной группе "Нарва", выбил противника с территории Эстонии.

Леонид Александрович закончил вой­ну маршалом и Героем Советского Союза. После войны Говоров продолжил службу. 9 июля 1945 года его назначают командующим Ленинградского военного округа. С апреля 1946-го он – главный инспектор Сухопутных войск. С января 1947 года занимает пост главного инспектора Вооружённых Сил СССР, с 7 июля 1948-го – совмещает эту должность с должностью командующего противовоздушной обороны (ПВО) страны. Впрочем, он является первым командующим войск ПВО СССР. Леонид Александрович принял активное участие в приёмке зенитно-ракетных комплексов (ЗРК), реактивных истребителей, новейших радиолокационных станций (РЛС), другой военной техники. Он всячески поддерживал модернизацию в Советской армии.

Л. А. Говоров скончался в возрасте 57 лет, являясь заместителем министра обороны СССР. Его прах покоится в Кремлёвской стене. Ленинградцы помнят, что 27 января в Ленинграде состоялся праздничный салют, в честь прорыва блокады. Распоряжение о проведении салюта отдал маршал Леонид Говоров. 7 ноября 1945 года он же принимал парад войск на Дворцовой площади в городе Ленинграде. Именем Говорова названы улицы в Санкт-Петербурге и Москве. Он один из немногих советских полководцев, награждённых орденом "Победа", высшим военным орденом СССР. Есть в его послужном списке и дорогая медаль – "За освобождение Ленинграда". 

Памятник Леониду Александровичу Говорову установлен в Санкт-Петербурге в 1999 году.

«Прогресс Приморья», № 4 (517) от 01.02.2019 г.

Марк Сергунин

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно