Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
08 марта, пятница
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

А у нас во дворе…

Продолжение. Начало в № 5

В марте хоккейный сезон завершался. Были, конечно, отдельные матчи, но больше стихийного характера. 

Играли смешанными составами и без коньков. Так как вечером озеро подмораживало, и растопленный солнцем лёд застывал как попало, образуя бугры и шероховатости, коньки оказывались плохими помощниками. Обув валенки, мы ватагой шли через село на озеро и теперь гоняли не шайбу, а мяч. В ход шли и плетёные хоккейные, и обычные резиновые игровые снаряды. Фабричные клюшки были не у всех, но мы мастерили орудие для русского хоккея сами, благо тайги хватало. Впрочем, на валенках играть не так просто, как кажется на первый взгляд. Если на коньках достаточно одного-двух толчков ногами – и ты едешь, то в валенках приходилось работать на полную, как говорится, катушку. Мяч на шершавом поле скачет так, как ему вздумается, только успевай реагировать. Это была хорошая тренировка для тела, проверка реакции, но азарта не меньше, нежели в хоккее по правилам. 

Стоит сказать, что в современной России хоккей на валенках пробивает себе дорогу как самостоятельный вид спорта. Объяснение этому феномену есть. Зимы у нас продолжительные, снежные и морозные, и хоккей на валенках – то, что надо. Можно на утрамбованной площадке играть, или, если есть лёд, то на льду, и совсем не важно, ровный он или с изъянами. Кстати, для эмоционального подъёма лучшего вида спорта, чем хоккей на валенках, придумать трудно. Справедливость этих слов могут подтвердить сотрудники Дальневосточного завода "Звезда", входящего в состав Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России. Они являются закопёрщиками по продвижению хоккея на валенках в нашем крае. Недаром он включён в программу зимней заводской спартакиады, и уже не первый год. Сахалинцы, например, вообще провели семейное первенство на острове уже в новом, 2019 году. И это говорит о том, что хоккей на валенках обретает самостоятельность.

Восьмое марта

И всё же весна набирала обороты, и приходилось с грустью вешать коньки на гвоздь. В укромном углу кладовой укладывались клюшка, шлем, краги и облачение. Дело шло к 8 марта. К нему мы готовились тщательно, загодя. Учитель труда, он же преподавал нам рисование, ненавязчиво настраивал учеников на весеннюю волну. Мы рисовали вазы, столовые приборы и разного рода натюрморты, а затем разноцветными карандашами раскрашивали их. Кто-то рисовал цветы, и у всех к 8 марта появлялась своя надпись, посвящённая женскому празднику. 

Помню, как-то на уроке трудового воспитания в мастерской вся мужская половина получила по куску дерева и большой чертёж разделочной доски. Пришлось, как говорится, попотеть, не хуже чем на хоккейной площадке. Урока нам не хватило, пришлось вечером во время занятий кружка по труду доводить до ума наш подарок мамам, сёстрам, бабушкам. Честно признаюсь, тогда стало ясно, как тяжёл труд токаря. Зато с каким наслаждение мы вдыхали запах стружки, когда шла творческая работа. 

Сначала учитель, надев синий халат, защитные очки, вязаную шапочку, провёл с нами инструктаж по технике безопасности, затем каждый имитировал необходимые при работе движения. И лишь потом учитель включил станок и под зорким своим контролем позволил каждому попробовать себя в деле.

Накануне 8 марта уложенные стопкой разделочные доски, помеченные нашими инициалами, были вручены каждому индивидуально, а в дневники учитель вписал ту оценку, какую заслужил каждый из нас. Чаша сия не обошла и вашего покорного слугу. Твёрдая четвёрка в дневнике и разделочная доска, зажатая в руке, стали хорошим подарком моей маме. Она убедилась, что я умею не только, по её выражению, "мячик калять", но и что-то делать своими руками. Её похвала не заставила себя долго ждать, и спустя время у меня появилась настоящая клюшка для хоккея с шайбой советской Экспериментальной фабрики спортивных изделий (ЭФСИ).

Со временем я понял, как пригодился маме мой подарок, преподнесённый на 8 марта. Разделочная доска служила в хозяйстве долго, пока от времени не потрескалась и не пришла в негодность. Всему, как говорится, своё время. 

У ребят старших классов работа была намного сложней, они выпиливали лобзиком фанерные подставки для полок, и тоже сначала получали оценку в дневник, и лишь потом дарили женщинам на 8 марта каждый свой подарок. Кто пробовал пилить лобзиком, знает, какой это долгий и напряжённый труд. Тут требуется небывалая усидчивость и недюжинное терпение. На первом этапе учитель предлагал на выбор узоры для будущих полок, затем они переносились на фанеру. По контуру следовало аккуратно пройтись лобзиком. До позднего вечера в мастерской горел свет, давая понять, что мальчишки работают. Если потерял концентрацию и пережал ювелирную пилу, полотно лопалось, приходилось заменять его новым. Но работа имела авторитетного оценщика – учителя труда, который отбирал лучшие экспонаты вначале на внутри­школьный конкурс поделок, а дальше – для участия в районном конкурсе. 

Пожалуй, верхом совершенства считались деревянные модели кораблей, подводных лодок и самолётов. Здесь в фаворе были самые старшие ребята, Гена Гамзиков, Саша Урванцев и другие. Последний вообще совершил много лет спустя после окончания школы полёт на дельтаплане с одной из сопок, расположенной поодаль. После этого мы выучили песню Валерия Леонтьева "Мой дельтаплан". Саша уехал в город, но память о том его полёте осталась в виде фотографии, подаренной самим участником того полёта.

Вообще весной двор не то чтобы дышал, он гудел на все лады. Тогда практически в каждой семье имелась в наличии радиола или радиоприёмник. У некоторых были даже миниатюрные спидолы. Магнитофон "Комета" был, ясно, роскошью, но вскоре и он перестал представлять собой диковинку. В общем, радиотехнический прогресс захлестнул нас с головой. Во Владивостоке завод "Радиоприбор" выпускал сразу несколько видов радиоприёмников. Они отличались хорошим дизайном и стоили недорого. 

Тогда из динамиков лилась музыка новоиспечённых вокально-инструментальных ансамблей (ВИА), одно время звучал Валерий Ободзинский, а его хит "Льёт ли тёплый дождь, падает ли снег…" знал во дворе, наверное, каждый. Родители слушали больше русские народные песни, и вначале наши увлечения современной эстрадой принимали в штыки. Однако вскоре и они были не прочь послушать лёгкий жанр, называемый эстрадной песней. Позже мы выписывали журнал "Кругозор", он отличался тем, что, кроме текста, напечатанного на бумаге, в середину вкладывались гибкие голубые пластинки с записями известных певцов, артистов, чтецов. Мы ставили пластинки на круг радиоприборовской радиолы и прослушивали всё, что было записано. "Кругозор" приходил по почте, и ждали мы его с нетерпением. Слушали снова и снова песни, записанные на конкурсах "Золотой Орфей", "Братиславская лира", "Сопот" и других. 

Впрочем, европейских конкурсов было много. И, соответственно, участников хватало. Вот только некоторые имена: Карел Готт (ЧССР), Бисер Киров (Болгария), Ежи Поломский (Польша), Джорже Марьянович (Югославия) наши Алла Пугачёва, выигравшая Гран-при "Золотого Орфея", с песней "Арлекино". Сергей Захаров побеждал на "Золотом Орфее" и на "Сопоте‑74". 

На советской эстраде появились Эдита Пьеха, Лариса Мондрус, Аида Ведищева, Муслим Магомаев, Владимир Трошин, Юрий Гуляев, Геннадий Белов, Марк Бернес, Ирина Бржевская и многие другие. 

С развалом СССР в небытие ушли и музыкальные конкурсы. Сегодня всё это подменено "Евровидением", которое в подмётки не годится тем музыкальным форумам. Эпатаж и политика – эти составляющие решают, кому быть в призёрах, кому не быть. Такой подход опускает престиж нынешнего "Евровидения" до уровня плинтуса, и об этом говорят сегодня не только в России.

Продолжение следует

«Прогресс Приморья», № 9 (522) от 08.03.2019 г.

Марк Сергунин

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно