|
|
||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
19 марта – День моряка-подводникаПродолжение. Начало в № 10 Изучая историю подводного флота нашей страны, приходишь к выводу, что подводниками пройден длинный и нелёгкий путь от конструирования лодок до их строительства. На долю моряков-подводников выпало немало трудностей, прежде чем удалось опуститься на корабле в морские глубины и стать на самом деле грозой противника. Вовсе не случайно подводной лодкой называется военный корабль, способный вести боевые действия как в подводном, так и в надводном положении, плавать на поверхности воды, быстро погружаться и длительное время идти на глубине, не всплывая. Подводные лодки предназначены для уничтожения боевых надводных кораблей, подводных лодок и транспортов с войсками и грузами, а также для нанесения с огромных расстояний, исчисляемых сотнями и тысячами километров, мощных ударов по наземным, воздушным и морским объектам противника. Кроме того, они могут привлекаться для выполнения различных специальных задач, как, например, постановка минных заграждений, ведение разведки, высадка диверсионно-разведывательных групп, транспортировка грузов. В зависимости от имеющегося вооружения, отечественные подводные лодки подразделяются на ракетные и торпедные, а исходя из типа энергетической установки – на атомные и дизельные. Помимо этого, лодки квалифицируются по размерам и величине водоизмещения – на большие, средние и малые. Считается, что создал и построил первую боевую подводную лодку русский плотник Ефим Никонов. В челобитной на имя царя Никонов ещё в 1719 году сообщал, что берётся построить "потаённое судно", способное скрытно под водой подходить к кораблям противника и разрушать подводную часть. В качестве оружия он предлагал поставить "огненные трубы". Много труда пришлось приложить Никонову, прежде чем его "потаённое судно" было создано. В 1724 году на Неве в присутствии царя были проведены испытания подводной лодки, окончившиеся неудачно. При спуске в воду она ударилась о грунт и проломила своё днище. И всё же этот первый опыт забыт не был. В истории строительства подводных лодок в России этот опыт пригодился. Достаточно вспомнить, что с 1720 по 1900 годы только официально поступило более 75 проектов подводных лодок. Среди них следует отметить конструкцию российского военного инженера К. Шильдера, создавшего в 1834 году первый в мире подводный ракетоносец. На нём, кстати, впервые была введена должность командира, которым стал мичман Шмелёв, первый русский-офицер-подводник. На лодке был впервые установлен перископ. Лодка К. Шильдера с каждой стороны имела по три станка с направляющими, в которых находились пороховые ракеты. Их заряд воспламенялся электрическим током из лодки. Русский инженер И. Александровский в 1866 году впервые в мире применил на лодке механический двигатель и предложил установить на ней горизонтальные рули. Наш соотечественник Степан Джевецкий построил лодку с электромотором, использовав его в качестве подводного двигателя. По его проекту было построено 50 подводных лодок. На первом из этой серии подводных кораблей командиром был назначен лейтенант Ипполит Чайковский, брат великого русского композитора. Малые размеры первых русских подводных лодок позволили перевозить их по железной дороге. Впрочем, лодки на Дальний Восток, в период Русско-японской войны 1904–1905 годов, отправлялись именно таким способом. О том, как несли службу русские моряки на Тихоокеанском бассейне, редакция газеты Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России рассказывала в прошлом номере нашего издания. В 1907 году в состав русского военного флота вошла самая мощная для того времени по вооружению подводная лодка "Акула", созданная талантливым русским инженером И. Бубновым. Она несла на своём борту восемь торпедных аппаратов. К началу Первой мировой войны 1914–1918 годов по его проекту была построена подводная лодка типа "Барс", с 12 торпедными аппаратами. На иностранных лодках располагалось лишь четыре торпедных аппарата. Всего Бубнов разработал шесть проектов подводных лодок типа "Барс", по которым было построено 32 лодки, что составляло почти половину всего подводного флота дореволюционной России. В годы Первой мировой войны русские подводные лодки были укомплектованы подготовленными кадрами, которые отважно сражались, проявляя мужество на Балтийском и Черноморском морском театрах боевых действий. Вот один из примеров подвига русских моряков. Лодка "Вепрь" под командованием лейтенанта В. Кондрашова, обнаружив немецкий транспорт в охранении миноносца, смело пошла на сближение. Чтобы наверняка атаковать транспорт, было изготовлено к стрельбе три торпедных аппарата. Когда до цели оставалось четыре кабельтовых, были пущены три торпеды, которые цель поразили. Немецкий конвойный миноносец, зафиксировав след торпед, на полном ходу ринулся на обнаруженный перископ подлодки. Однако на "Вепре" успели отвернуть и начали срочно погружаться. Лодка ударилась о скалистый грунт, и её едва не выбросило на острый форштевень миноносца. Сутки "Вепрь" лежал на дне, лишь на рассвете командир дал команду к всплытию. Силы моряков и запасы воздуха были на исходе. На руку сыграла плохая видимость, "Вепрь" буквально ускользнул от сторожившего его миноносца. В период Гражданской войны и борьбы с международной интервенцией 1918–1922 годов героический подвиг совершила подводная лодка "Пантера", потопившая в финском заливе 31 августа 1919 года английский эскадренный миноносец "Витториа". Девять вражеских миноносцев и катеров бросились после взрыва на одинокую "Пантеру". Но её командир А. Бахтин, умело уклоняясь, пробыл под водой 28 часов и, пройдя 75 миль, что было выдающимся достижением того времени, успешно привёл лодку в Кронштадт. Строительство первых советских подводных лодок началось в 1927 году с ПЛ типа "Д" ("Декабрист"), в начале 30-х были созданы лодки типа "Щ" ("Щуки"), "С" и "М" ("Малютки"). Накануне войны в состав подводных сил страны вошли большие океанские лодки типа "К" ("Крейсерские"), мощные подводные крейсеры. Больше всего в тот период было построено малых подводных лодок ("М") – 78 и средних – типа "Щ" – 77 лодок. Благодаря героическому труду конструкторов, инженеров, рабочих ОПК страны к июню 1941 года в составе ВМФ насчитывалось 212 подводных лодок. В ходе Великой Отечественной войны 1941–1945 годов "Катюши", так называли их моряки, потопили 27 кораблей и транспортов противника, две из них, К‑21 и Ка‑52, были награждены орденом Красного Знамени, Ка‑22 стала гвардейской. 11 декабря 1941 года подводная лодка Северного флота К‑22 под командованием капитана В. Котельникова огнём своей артиллерии потопила большой транспорт и сторожевой корабль противника. Выпущенные перед этим торпеды лишь повредили неприятельский транспорт, он оставался на плаву. Маневрировать для повторной атаки во вражеской бухте и на малой глубине было опасно, поэтому лодке пришлось всплыть для артиллерийского боя, чтобы пустить транспорт на дно. К великому сожалению, В. Котельников не дожил до Дня Победы, в одном из походов в 1943 году К‑22 погибла. Мужественно сражались североморцы. Ими было потоплено более 230 боевых кораблей, транспортов и вспомогательных судов противника. Начало боевых побед наших подводных сил в Великой Отечественной войне принадлежало экипажу североморской подводной лодки Щ‑402, торпедировавшей 14 июля 1941 года вражеский транспорт водоизмещением 3 000 тонн. Моряки-балтийцы тоже прославили своими победами отечественный Военно-Морской Флот в период войны. Подводная лодка С‑13, которой командовал капитан третьего ранга А. Маринеско, 30 января 1945 года тремя торпедами пустил на дно фашистский лайнер "Вильгельм Густлоф", на борту которого находилось около 9 тысяч человек, в том числе 3 700 подводников. Спустя десять дней С‑13 двухторпедным залпом потопила крупный транспорт "Генерал Штойбен" с войсками на борту. С первого и до последнего дня войны находились в море черноморские подводники. Они доставляли в Одессу и Севастополь боеприпасы и горючее для самолётов. Решительно действовали на коммуникациях, нанося судоходству противника серьёзный урон. Семь черноморских лодок были награждены орденом Красного Знамени, пять получили гвардейское звание. Гвардейская подводная лодка С‑56 стала первым в мире музеем-памятником. Совершив поход с Тихого океана на Север, она в 1943–1945 годах потопила 13 и повредила 2 вражеских корабля и транспорта. За подвиги она была награждена орденом Красного Знамени, удостоена гвардейского звания. После войны лодка С‑56 вернулась на Тихий океан. Выслужившая свой срок, в день 30-летия Победы она была установлена на пьедестал во Владивостоке на берегу бухты Золотой Рог. В летопись морской славы вписаны многочисленные подвиги советских подводников, совершённые ими в Великой Отечественной войне. Почётное место в этом ряду принадлежит лодке Щ‑408, под командованием капитан-лейтенанта П. Кузьмина совершившей подвиг, подобный тому, что совершил русский крейсер "Варяг". Окружённая восемью фашистскими сторожевыми катерами, осыпавшими лодку глубинными бомбами, израсходовавшая весь запас воздуха и электроэнергии, "щука" была вынуждена всплыть и принять неравный артиллерийский бой. Фашистские сторожевики устремились к лодке, однако меткий огонь комендоров быстро охладил их пыл. Находясь в плотном кольце, лодка отбивалась двумя 45-миллиметровыми орудиями. Один катер после меткого огня советских моряков пошёл ко дну. Другой, получив пробоины, отвернул в сторону. Снаряды кончались, ответные выстрелы подводников звучали всё реже. Когда последний снаряд был выпущен, командир приказал открыть кингстоны. Военно-морской флаг, гордо реющий на флагштоке и означающий, что подводники предпочли гибель сдаче в плен, ушёл под воду не спущенным. В наши дни, когда возле острова Вайндло, где сражался экипаж Щ‑408, проходят боевые корабли, они приспускают флаги, отдавая дань памяти павшим героям. Во время Великой Отечественной войны советские подводники потопили 322 транспорта и 87 боевых и вспомогательных кораблей и катеров противника. Высокого звания Героя Советского Союза удостоены 25 подводников, в числе которых И. Колышкин, Н. Лунин, В. Стариков, И. Фисанович, М. Гаджиев, Г. Щедрин, И. Травкин и другие. После войны подводный флот вышел на новый виток своего развития, появились атомные подводные лодки – АПЛ. Атомоходы, так их назвали, стали грозной силой в "холодной войне", которую развязали США. Наши лодки явили собой один из сдерживающих факторов, который стал серьёзным аргументом для тех, кто готовился к третьей мировой войне. Традиции подводников прежних поколений продолжают моряки современной России. Они достойно несут вахту в глубинах Мирового океана и готовы в любую минуту ответить ударом на удар. Наша доктрина – оборонительная, о чём постоянно говорит глава российского государства Владимир Путин. И наши подводники, как и весь Военно-Морской Флот, если потребуется, выполнят свою работу так, как надо. «Прогресс Приморья», № 11 (524) от 22.03.2019 г. |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |