|
|
||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
Имя на борту корабляНа Аляске и в северных странах НАТО регулярно проводятся маневры по завоеванию господства на так называемой "макушке" Земли. Несмотря на ледовое безмолвие, кажущуюся обманчивую тишину, эта территория и раньше привлекала внимание, и теперь интересует многие страны, и Россия не исключение. Наш интерес есть здесь ещё и потому, что освоению полярных просторов во времена СССР уделялось первостепенное значение. Многие полярники ради этого положили свои жизни. В памяти народной их подвиги остались на века. Сегодня в России верфи спускают на воду немало судов различных классов. О таких событиях редакция газеты Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России рассказывала своим читателям не раз. В 2107 году на "Адмиралтейских верфях" состоялась закладка патрульного корабля ледового класса "Иван Папанин" проекта 23550 "Арктика" разработки ЦМКБ "Алмаз". Таких боевых единиц в составе российского Военно-Морского Флота еще не было. "Корабль этот необычный, многофункциональный, – заявил на церемонии закладки главнокомандующий ВМФ РФ адмирал Владимир Королев. – Он будет решать задачи как боевого патрульного корабля, так и ледокола в системе проводки наших кораблей по Северному морскому пути, на арктических направлениях, ну и, конечно же, исследовательские задачи". Передача флоту "Ивана Папанина" запланирована после 2020 года. Новый корабль назван в честь знаменитого исследователя Арктики, дважды Героя Советского Союза, контр-адмирала, доктора географических наук Ивана Дмитриевича Папанина (1894–1986). Этот севастопольский паренек с детства связал свою жизнь с морем и с двадцати лет служил во флоте. Но, конечно же, в молодые годы он и представить себе не мог, что большую часть своей жизни посвятит суровым северным широтам. В 1932 году Иван Папанин стал начальником полярной станции Бухта Тихая на Земле Франца-Иосифа, а в 1934 году – такой же станции на мысе Челюскина. В 1937–1938 годах он возглавил первую в мире дрейфующую станцию "Северный полюс". Участники этой беспримерной экспедиции собрали уникальный научный материал о Северном Ледовитом океане. В 1939–1946 годах И. Д. Папанин был начальником Главсевморпути, то есть все военные годы руководил деятельностью важнейшей водной магистрали, по которой из восточных районов страны, а также по ленд-лизу, поставлялись оружие, продовольствие и сырье для нужд фронта и оборонной промышленности. С 1951 года и до последних дней жизни Иван Дмитриевич возглавлял отдел морских экспедиционных работ президиума Академии наук СССР и был председателем Московского филиала Географического общества. Севморпуть в огне войныВ годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов, когда И. Д. Папанин возглавлял Севморпуть, линейные ледоколы и другие ледокольные суда были призваны на военную службу. Некоторые участвовали в сражениях с кораблями Кригсмарине. Широкую известность получил подвиг экипажа ледокольного парохода "Александр Сибиряков" водоизмещением 1 384 тонны под командованием старшего лейтенанта Анатолия Качарава, который 25 августа 1942 года, следуя со сменой полярников и грузом на Северную Землю, погиб у острова Белуха в неравном бою с немецким тяжелым крейсером ("карманным линкором") Admiral Scheer полным водоизмещением 15 180 тонн. Два 76-миллиметровых орудия, две 45-миллиметровые пушки и два 20-миллиметровых зенитных автомата парохода "Сибиряков", получившего в составе Беломорской военной флотилии литерное обозначение ЛД‑6 ("Лед‑6"), не могли противостоять двум трехствольным дальнобойным 283-миллиметровым орудиям, восьми 150-миллиметровым и шести 105-миллиметровым пушкам, а также восьми 37-миллиметровых и такому же количеству 20-миллиметровых автоматов бронированного "Шеера". Вступив в схватку, "Александр Сибиряков" был обречен, и все-таки продолжал бой 43 минуты. Снаряды ЛД‑6 повредили неукрытые зенитные орудия противника и ранили нескольких человек из их расчетов. И самое главное – "Сибиряков" успел сообщить по радио о приближении вражеского корабля. Пароход уже скрывался под волнами, оставшиеся в живых покидали судно, а последняя уцелевшая пушка ледокола продолжала стрелять по крейсеру с дистанции в 2,2 мили. Очень точно командующий Северным флотом вице-адмирал Арсений Головко сравнил действия экипажа парохода "Сибиряков" с подвигом Александра Матросова. А чуть более чем через сутки – в ночь с 26 на 27 августа – фашистский "карманный линкор" атаковал порт Диксон – важнейшую базу на Северном морском пути. Но, благодаря оповещению погибшего "Сибирякова", там успели приготовиться к встрече врага. Ледокольный пароход "Дежнев" водоизмещением 7 330 тонн, в составе Северного флота значившийся как сторожевой корабль СКР‑19, с четырьмя 76-миллиметровыми и четырьмя 45-миллиметровыми пушками, а также береговая батарея 152-миллиметровых орудий открыли огонь по неприятелю. Такого приема на "Шеере" не ожидали. За время обстрела Диксона крейсер выпустил по острову 77 снарядов главного калибра, 153 – среднего и 226 снарядов зенитной артиллерии, но большого успеха не добился и вынужден был ретироваться, боясь подставить борт под огонь советских орудий. Более серьезное вооружение по сравнению с ледокольными пароходами несли линейные ледоколы, способные работать в тяжелых льдах. Так, согласно мобилизационному варианту, ледоколы типа "Иосиф Сталин" (головной позже переименовали в "Сибирь") предполагалось оснащать тремя 130-миллиметровыми орудиями, четырьмя 76-миллиметровыми пушками и четырьмя пулеметами ДШК, то есть они становились вспомогательными крейсерами. Но в начальный период Великой Отечественной войны корабельных артиллерийских орудий не хватало. Поэтому сначала установленные на том же "Иосифе Сталине" 130-миллиметровые орудия уже в ноябре 1941 года демонтировали и передали на вооружение береговых батарей Северного флота. Вместо них добавили еще две 76-миллиметровые пушки. А к 1943 году на ледоколе были установлены четыре 100-миллиметровых орудия, четырнадцать 20-миллиметровых автоматов "Эрликон" и шесть пулеметов ДШК. Правда, советским линейным ледоколам в годы Великой Отечественной войны не довелось сразиться с немецкими кораблями. Продолжение следует «Прогресс Приморья», № 12 (525) от 29.03.2019 г. |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |