|
|||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
Обнимая небо…Продолжение. Начало в № 12 Вооружение на летательных аппаратах начала прошлого века появилось в боях Первой мировой войны, о чём редакция газеты Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России рассказывала в одном из номеров. Впервые на боевое задание самолёт "Моран-Солнье" вылетел, вооружённый пулемётом. Впервые "Фоккер" появился в небе также в период Первой мировой. В арктические широты – самый холодный район земного шара – был отправлен самолёт "Морис Фарман". Тяжёлым в управлении был "Сопвич кэмэл". По этой причине на нём летали исключительно опытные пилоты, профессионалы своего дела. К числу таких профессионалов относился русский лётчик Пётр Нестеров. Он впервые в мире на "Ньюпоре" совершил опасный воздушный трюк "мёртвая петля". На "Антуанетт" состоялся первый полёт над акваторией Чёрного моря. В период Гражданской войны в России 1918–1922 годов авиация применялась не так активно, как хотелось бы, по причине отсутствия авиационного парка. Вся территория страны была объята пожаром войны. Лётчики ремонтировали машины, из деталей нескольких разбитых самолётов собирали один-единственный, который использовался в большей мере как самолёт-разведчик. Впрочем, вместо бензина бак заполнялся несколькими видами горючей смеси. В киноленте "Служили два товарища" хорошо показан эпизод разведывательного задания. Красноармейцы вылетают на позиции противника, чтобы произвести киносъёмку местности и доставить данные в штаб Красной Армии. Однако дело это оказалось непростым: во‑первых, самолёт подвергался ружейному и пулемётному обстрелу, что мешало съёмке, во‑вторых, начались перебои с поступлением горючего. В итоге пилот совершил вынужденную посадку, и съёмка получилась некачественной. Несмотря на сложности, лётчики продолжали боевые действия в небе. Зачастую они прибегали к смекалке. В полёт они брали одну бомбу и десяток консервных банок с просверленными в них сквозными отверстиями. Всю эту "гремучую смесь" они сбрасывали на конницу противника. При падении банки издавали такой громкий и страшный звук, что лошади вставали на дыбы, сбрасывали всадников, и бомба добавляла дополнительный эффект смертельного страха своим разрывом. Поле Гражданской войны в стране Советов началась эра широкомасштабного авиастроения. Стала престижной профессия лётчика. Молодёжь массово шла учиться на лётные курсы. Лётчики стали не только лицом авиации, но и любимцами простых граждан, которые встречали их после долгих перелётов с овациями и цветами. Появились первые герои в этой сфере деятельности. Лётчики – отважные люди. Они доказали, что самолёт может перелететь океан, за несколько часов попасть из зимы в лето, оказаться за полярным кругом. Первые лётчики совершили дальние перелёты, в которые было трудно поверить. Двухмоторный бомбардировщик "Виккерс Вими", которым управляли два пилота, перелетели через Атлантический океан. Следом за этим самолётом состоялся перелёт на одномоторном самолёте "Дух Сент-Луиса". Отваге советских лётчиков завидовали во всём мире. Чего стоит полёт из Москвы в Нью-Йорк через Дальний Восток. На это потребовалось около двух месяцев. Более трети пути самолёт АНТ‑4 "Страна Советов" летел над водой. Туманы чередовались с бурями и штормами, но самолёт держал верный курс. Два советских самолёта АНТ‑25 один за другим перелетели из Москвы в Америку через Северный полюс. Да и посадку на Северном полюсе совершили тоже первые советские лётчики на самолётах АНТ‑6 "Авиаарктика". На дрейфующие льды они высадили учёных-полярников и грузы. Самолёты совершенствовались с каждым перелётом. Лётчики указывали на недоработки, которые фиксировали в небе и передавали эту ценную информацию конструкторам. После доработок летательные аппараты вновь поднимались в небо. Дальние перелёты стали возможны и благодаря увеличению скорости. Моторы становились всё мощней. Быстрее других был советский скоростной бомбардировщик АНТ‑40. Он выполнял боевые задания без прикрытия истребителей. Большинство истребителей того времени уступали самолёту АНТ‑40 в скорости. Эта машина воевала в разных странах. В Испании самолёт называли "Бомбардьеро Катюшка", по имени популярной героини оперетты. Самолёт лихо наносил удары по войскам противника, его аэродромам, портам и кораблям. Советский истребитель И‑16 набирал высоту и летал быстрее многих истребителей. Наши лётчики называли его ласково "ишачок", испанцы – "муха", немцы – "крыса". Стоит сказать, что со строительством первых летающих лодок появилась возможность осуществлять взлёт и посадку на воду. Летающие двухместные лодки М‑5 и М‑9 участвовали в Первой мировой войне. Это были отечественные крылатые машины: деревянные, обшитые фанерой и тканью. М‑5 собирали вручную. Чтобы корпус не промокал, его пропитывали "морским клеем" и особым раствором творога в нашатырном спирте. В ангарах авиатранспортного корабля стояло четыре-пять летающих лодок. Их спускали на воду и поднимали лебёдкой. М‑9 была незаменимым помощником военных при воздушной разведке, патрулировании в море, бомбометании по кораблям и берегу. В её передней кабине устанавливали пулемёт. За границей появился поплавковый гидросамолёт "Альбатрос". На нём планировалось перевозить пассажиров. Для этого была построена "Дорнье" Do-Х. Её первый сорокаминутный полёт вызвал всеобщее ликование 169 пассажиров, расположившихся на борту гидросамолёта. Однако массовыми такие полёты не стали. Всё же это было небезопасное занятие. Советские пилоты ставили рекорды не только на больших летательных аппаратах, но и на самолётах-"крошках", как их тогда называли. Авиетка "Буревестник" – маленький самолёт с двигателем от мотоцикла. "Буревестник" поднялся на небывалую для "малышей" высоту – 4 950 метров. Возможно, тот полёт мог продолжиться, но помешал холод, лётчик элементарно стал замерзать. Женщины-пилоты тоже участвовали в таких рискованных полётах. На "Фоккере" был совершён бросок через Атлантический океан. На самолёте "Локхид Вега" был осуществлён одиночный перелёт через Тихий океан. До этого несколько полётов закончились трагически. Заметим, что авиаторы сталкивались с такой проблемой, как выход из воздушного штопора. На истребителе "Ньюпор" русский лётчик первым в мире выполнил выход из преднамеренного "штопора", стремительного падения воздушного судна вниз. Многие пилоты гибли, когда самолёт входил в штопор. И теперь был найден секрет, как пилоту справиться с машиной и не погибнуть в такой опасной ситуации. Вскоре пошла полоса спасательных операций полярников в Северном Ледовитом океане. На советских самолётах АНТ‑4 и Р‑5 были спасены 104 полярника, оказавшиеся на льдине в Беринговом проливе. Люди провели на ней два месяца в условиях полярной зимы. Их пароход раздавило льдами, и казалось, что все погибнут. Но наши лётчики выполнили приказ Родины и вызволили из ледового плена попавших в экстремальную ситуацию полярников. Продолжение следует «Прогресс Приморья», № 14 (527) от 12.04.2019 г. |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |