|
|
||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
Последний рейс «Витязя»126 лет назад 23 апреля из порта Владивосток ушел в свой последний рейс корвет "Витязь", ставший первым океанографическим кораблем и принесший славу не только отечественному флоту, но и российской науке. Недолгая, но славная жизнь "Витязя" завершилась трагической гибелью. Его имя, единственное из всех имен русских кораблей, увековечено на фронтоне Океанографического музея в Монако. Свой последний Новый, 1893 год, "Витязь" встретил в Японии, на рейде порта Нагасаки. В феврале и марте он отправился в плавание к берегам Китая, а затем вернулся в Нагасаки. В апреле командир крейсера получил приказ командующего эскадрой выполнить гидрографические работы у побережья Корейского полуострова. И 21 апреля начались работы экипажа по картографической съемке восточного побережья Корейского полуострова, основа которой была заложена русскими моряками шлюпа "Надежда" и фрегата "Паллада". На карту ложились уточненные линии берегов, выстраивались колонки цифр измеренных глубин. Для пополнения запасов пищи, воды, топлива и кратковременного отдыха судно дважды заходило во Владивосток. Вот что писала в то время газета "Владивосток", № 17 за 1893 год: "21 апреля утром пришел с корейского берега крейсер I ранга “Витязь”. Крейсер I ранга “Витязь” ушел 23 апреля с рассветом к корейским берегам". Вряд ли кто-то мог знать тогда, что это была последняя стоянка одного из самых успешных кораблей науки конца XIX века. Несколько лет тому назад родственник члена Приморского краевого отделения Русского географического общества – Общества изучения Амурского края Татьяны Моториной нашел на чердаке старинного дома в Вырице альбом 1893 года, в котором обнаружилось 127 подлинных фотографий, сделанных на месте крушения "Витязя" у берегов Кореи. Заметим, что среди членов Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России есть и члены ПКО РГО – ОИАК, и редакция газеты считает очень важным делом восстановление исторических фактов и сохранение памяти о подвигах и достижениях наших предков – и в войну и в мирное время – как для воспитания молодежи, так и для самосознания нации в целом. Автором этих снимков является доктор Владимир Николаевич Попов – судовой врач корвета, затем – начальник госпиталя во Владивостоке, и в завершение карьеры – флагманский врач Балтийского флота (умер в 1900 году). На черном лакированном фоне обложки альбома – парусник, а ниже: "1893", на титульном листе – надпись, сделанная тонким пером, по всем канонам каллиграфии XIX века: "Как мы спасали “Витязь”". Татьяна Моторина провела большую работу в Военно-морском архиве в Санкт-Петербурге, познакомилась с послужными списками многих членов экипажа, открыв для себя новые имена и восхитившись поступками участников трагедии с корветом – офицеров и мичманов, порой совсем юных, еще только начинавших свою морскую карьеру. Итак, 23 апреля 1893 года корвет "Витязь" вышел из Владивостока. Приведем записи из вахтенного журнала крейсера: "23/5 мая. 5 ч 03 м. Снялись с якоря и пошли к берегам Кореи (к порту Шестакова). 24/6. 9 ч 16 м вечера. Стали на якорь у острова Ходо. 27/9. 9 ч 33 м утра. Снялись с якоря и пошли с промером. 6 ч 12 м. Стали на якорь под берегом севернее полуострова Нахимова". К 28 апреля 1893 года моряки нанесли на карту участок побережья от мыса Анжу до полуострова Нахимова. По плану съемку надо было завершить в бухте Порт Лазарева, впервые правильно нанесенной на карту еще в 1854 году штурманами фрегата "Паллада". Утро выдалось ясным. Ветер, задувший было накануне, стих. В 8 часов 5 минут утра "Витязь" снялся с якоря и начал "утюжить" море, делая промеры вблизи полуострова Нахимова. Второй промерный галс закончили через три часа и, определившись по пеленгам, легли в дрейф. Командир крейсера отправил старшего штурмана лейтенанта Алексея Зурова на берег для проведения астрономических наблюдений. Выполненные гидрографические работы требовалось привязать к точно определенному астрономическому пункту. Плановые работы были завершены. Командир корабля капитан 1 ранга Сергей Аполлинариевич Зарин приказал вахтенному офицеру лейтенанту Петру Дрешеру проложить курс в бухту Порт Лазарева. Там, с другой стороны полуострова Нахимова, он собирался взять на борт штурмана после окончания им наблюдений. В бухту вело три пролива. Ближайшим являлся Северный между южным берегом полуострова Нахимова и островом Завалишина. Хотя в лоции и отмечалось, что он "узкий и затруднительный", командир и штурман перед съездом на берег выбрали именно его. Идти Средним или Южным проливом значило потерять не менее двух-трех часов. Северный же пролив, при детальном изучении карты, кроме надводных камней к юго-востоку от мыса Десфосе, по мнению офицеров, других опасностей не имел. Приказав держать курс на середину острова Завалишина, командир внимательно следил за обстановкой. Подходя к створу островов Куприянова и Никольского, изменили курс, держа его на южную оконечность безымянного островка, лежащего у острова Завалишина. Под четырьмя котлами крейсер шел со скоростью 8–9 узлов. Но как только подошли к месту, где на карте были нанесены пятисаженные глубины, к юго-востоку от надводных камней, уменьшили ход до малого, чтобы лотовые могли более точно измерить глубину. Поступивший от них доклад о глубинах 10 и 12 саженей успокоил Зарина. Последовали команды: "Полный вперед! Держать правее пять градусов!" Курс проложили между островом Вишневского и небольшими островками под берегом полуострова, имея опасные надводные камни по правому борту. Набирая скорость, крейсер шел уже ходом 6 узлов. Часы показывали полдень, ярко светило в зените солнце. Из воспоминаний старшего врача 15-го флотского экипажа П. М. Губарева: "В 12 1/4 часа почувствовался довольно сильный толчок в кормовой части крейсера, а потом, только что офицеры, стоявшие на полуюте, успели сказать “Слава Богу, благополучно проскочили камень”, как послышался в носовой части сильный удар, и крейсер плотно сел на камни". После того как "Витязь" прочертил кормой по камню и, накренившись немного, сошел на чистую воду, последовала команда остановить машину. Но инерция движения была велика, и корабль продолжал идти вперед. Спустя полминуты он ударился носом о подводный камень и остановился. В наступившей неожиданной тишине всех охватила растерянность. "Полный назад!" – прозвучала команда командира, первым сориентировавшегося в создавшейся ситуации. "Полный назад!" – вновь прокричал он в переговорную трубу, видя, что "Витязь" не двигается с места, и посчитав, что первая команда его в машинном отделении не услышана. Но корабль оставался недвижим… Из вахтенного журнала крейсера "Витязь": "0 ч 15 м пополудни. Идя в Порт Лазарева, крейсер стал на камни в проливе между островом Завалишина и надводными скалами, лежащими к югу от мыса Десфосе". Такова история постановки корвета на камни. Длительная операция по спасению корабля с привлечением всех средств и способов не увенчалась успехом. Спасти легендарный корвет не удалось. Архивные папки хранят документы по спасению крейсера, протоколы судебных заседаний, обвинительный приговор, вынесенный лишь в отношении командира – капитана первого ранга Зарина. Есть и протоколы осмотра гостиничного номера в Тифлисе, где Сергей Зарин совершил самоубийство, выстрелив себе в висок. Блистательный офицер, командовавший когда-то императорской шхуной "Царевна", клипером "Наездник", сын героического Апполинария Зарина, руководившего всей артиллерией Северной стороны Севастополя в Крымскую войну, не смог пережить гибель любимого корабля и свою вину… Русские исследователи, путешественники и первооткрыватели принесли своей Родине неоценимые преимущества, которыми пользуются потомки. Их подвигами восхищается весь мир. Однако в любой героической летописи есть страница, содержащая слово о трагической неудаче. Нам, современникам, необходимо помнить и чтить память каждого героя своей страны. «Прогресс Приморья», № 16 (529) от 25.04.2019 г. |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |