Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
09 мая, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Всё – для Победы!

. Автор - фото из фондов музея истории и трудовой славы ПАО «ААК “ПРОГРЕСС”»

Автор фото — фото из фондов музея истории и трудовой славы ПАО «ААК “ПРОГРЕСС”»

Больше 70 лет отделяют нас от того первого дня Победы в страшной и тяжелой войне. Победа досталась стране большой ценой – ценой гибели миллионов людей.

Немаловажную, если не основную роль в победе в Великой Отечественной войне сыграла оборонная промышленность нашей страны. Правительство страны Советов постоянно вкладывало в эту нужную отрасль финансовые и трудовые ресурсы, а также новые технологии. Ленинский призыв времен гражданской войны "Все для фронта! Все для победы!", провозглашенный в новых условиях перед лицом смертельной опасности, поднимал миллионы патриотов на самоотверженный труд. На смену уходящим на фронт мужьям приходили в цеха их жены, к станкам становились старики и подростки. Огромную роль в исходе войны сыграл и наш легендарный "Прогресс", тогда еще авиазавод № 116.

С конца 1940 года началось производство учебно-тренировочных самолётов УТ‑2. Первый самолет типа УТ‑2, произведенный на заводе, поднялся в воздух в мае 1941 года. За годы Великой Отечественной войны тружениками тыла было выпущено 2 935 самолетов этого типа. Сколько стоит судеб за этими сухими цифрами!

Кровь и боль, горечь потерь и поражений, гибель родных людей, самоотверженный, до изнеможения, труд в тылу – вот какой ценой добывалась Великая Победа. Весь народ – и стар и млад – встал на защиту своей Родины.

Заводчане хорошо понимали, что фронту нужны огромные людские и материальные ресурсы. Поэтому каждый стремился работать за двоих, невзирая на трудности. Инициатива и творчество рабочих и инженерно-технических работников были направлены на совершенствование производственных и технологических процессов, увеличение выпуска продукции при минимальных затратах труда, материалов и денежных средств, но люди отдавали этому делу все свои силы. Заводчане постоянно вносили предложения по усовершенствованию машины. Доработки позволили получить надежный, удобный в эксплуатации и простой в пилотировании самолет, который впоследствии на долгое время стал учебно-тренировочной машиной советской авиации.

В первые дни войны, преодолевая огромные трудности, женщины и дети Семеновки заменили ушедших на фронт мужчин, осваивали их специальности и с каждым днем повышали свои производственные показатели.

Рабочих рук не хватало. Вскоре были привлечены выпускники школ фабрично-заводского обучения из Нижнего Тагила, Новосибирска, Свердловска. В первой партии было около тысячи человек. 16–17-летние подростки, порой недоедая, в холодных цехах, иногда засыпая на ходу, работали наравне с взрослыми. Работа шла круглые сутки. Мальчишки проявляли недетское рвение к работе. Стали образовываться комсомольско-молодежные бригады, перевыполнявшие нормы выработки продукции. Да и многие рабочие переходили на обслуживание нескольких станков, добровольно увеличивая продолжительность рабочего дня.

Да, война – не детское дело. Так и должно быть. Но эта война была особенной… Она и называлась Великой Отечественной потому, что все от мала до велика поднялись на борьбу с фашизмом. В те страшные, горестные годы дети быстро взрослели. В тяжкое для страны время они в свои 10–14 лет уже чуствовали свою причастность к судьбе Отечества, осознавали себя частицей своего народа. Днем и ночью они выпускали продукцию, нужную фронту и тылу, приближая час долгожданной Победы. Впоследствии ребята стали высококвалифицированными специалистами и все, как один, остались работать на заводе, устраивая свою судьбу, дом, быт.

Из архива газеты "Сталинец" прошлых лет: "Молодые авиастроители – комсомольцы и молодежь – активно участвуют в Великой Отечественной войне, своим самоотверженным трудом они помогают доблестной Красной Армии громить немецко-фашистских захватчиков. Станочники непрерывно повышают производительность труда, дают для фронта продукцию высокого качества. Каждые 9 комсомольцев завода из 10 – стахановцы, а каждый десятый – ударник. У нас нет комсомольцев, которые не выполняли бы норм выработки".

Парни, достигнув 18 лет, уходили на фронт, на производстве молодых женщин и девушек было недостаточно, и вскоре на завод стали принимать несовершеннолетних 13–15-летних девчонок и ребят, которым было ещё рано идти на фронт.

Из воспоминаний ветерана тыла Зинаиды Тарасовны Бортниковой: "Мне было 13 лет. В 1941 году нашу семью эвакуировали из Подмосковья. Везли через всю страну, где мы не раз попадали под бомбежку. Много детей тогда погибло, а кто выжил, натерпелся страха и ужаса. На Дальний Восток нас везли в товарных поездах. На какой-то небольшой станции фашисты разбомбили поезд, загорелись вагоны. Все вокруг смешалось: метались из стороны в сторону люди, плакали дети, ржали лошади, мычали коровы. На всю жизнь я запомнила эту картину. Страшно было.

Так я попала в город Арсеньев на оборонный завод 116. Начинала я работать револьверщицей в механическом цехе. Мы делали детали для самолета УТ‑2. Наставником у меня был Василий Быков, молодой парень лет на пять старше меня, только после училища. Было холодно и голодно. Работали по 12–14 часов, спали по 15 минут в перерывах. Мастера нас поднимали и опять ставили к станку. У меня были огромные американские ботинки, которые весили, наверное, больше меня. Редко выдавались выходные, и одна мысль была – поспать.

Паек составлял 400 граммов хлеба, да еще в рабочей столовой кормили супом и кашей, давали селедку. По сравнению с домом, где я голодала, это было хорошо. Помню, как на фюзеляжах самолетов мы писали: “За Родину!”, “За Сталина!”"

Работа тружеников тыла будничная, незаметная. Тут не кровь льется, а пот. И какую же нужно иметь силу воли этим детям, чтобы, преодолевая усталость, отдавать все свои силы работе! Тогда они об этом не думали. Лишь мечтали о буханке хлеба, чашке супа, сахаре. Верили в победу, ждали возвращения с фронта отцов и братьев. Ребенок, прошедший через ужасы войны, – ребенок ли?

Ничего героического в детском труде во время Великой Отечественной не видели. Уходя на фронт, отец, как водится, говорил сыну или дочери: "За старшего остаешься, не ленись…" И дети не ленились, наравне со взрослыми работая на Победу, стояли у станков, подставив снизу ящики, чтобы стать "выше ростом" и дотянуться до него. Вся огромная страна тогда фактически легла на плечи женщин и детей, и ничего – выдюжили. Воспитанные трудом и доблестью, они рано взрослели, заменяя погибших родителей своим братьям и сестрам.

Как и весь народ, труженики тыла заплатили за Победу в Великой Отечественной войне высокую цену. Их имена золотыми буквами вписаны в героическую летопись истории нашего завода. Мы гордимся тем, что наши земляки в тылу и на фронте делали для Победы все, что могли. Несмотря на суровые условия Приморья, жители края внесли весомый вклад своим трудом в победу над врагом.

Мир не должен забывать ужасы войны, разруху, страдания и смерть миллионов. Это было бы преступлением перед будущим, мы должны помнить о войне, о героизме и мужестве людей, прошедших через жернова войны.

«Прогресс Приморья», № 17 (530) от 10.05.2019 г.

Анжела Алексеенко

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно