Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
14 июня, пятница
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Имя на борту корабля

Продолжение. Начало в № 12

Не в последнюю очередь именно поэтому постсоветскому российскому ВМФ потребовались военные ледоколы. Первой ласточкой стал строящийся на "Адмиралтейских верфях" дизель-электрический "Илья Муромец" проекта 21180 разработки нижегородского КБ "Вымпел". Правда, это не боевой корабль, а вспомогательное судно, предназначенное для ледокольного обеспечения развертывания сил флота, самостоятельной проводки во льдах кораблей и судов, их буксировки в ледовых условиях. Его относительно небольшая мощность в 7 МВт обеспечивает надежную работу во льдах толщиной до метра. Водоизмещение судна – около 6 000 тонн, длина – 65 метров, ширина – 20 метров, осадка – 6,6 метра, максимальная скорость хода по чистой воде – 15 узлов, автономность – 30 суток, а по запасам провизии – 60 суток. Современные средства автоматизации дали возможность уменьшить экипаж до 32 человек. Имеются места для размещения еще 50 военных и гражданских лиц. В носу есть площадка для приема вертолета, а за надстройкой находится палуба для 40-футовых и 20-футовых контейнеров с полезной нагрузкой самого разного назначения. Для их погрузки и выгрузки имеется кран грузоподъемностью 26 тонн.

"Илья Муромец" значительно усилил оперативные возможности арктической группировки Северного флота.

Притязания на российский сектор Арктики государства НАТО подкрепляют усилением своих ВМС в полярных водах, в том числе боевыми и пограничными кораблями ледового класса. Например, ВМС Дании в последние годы получили два патрульных корабля ледового класса типа Knud Rasmussen. Их полное водоизмещение – 2 050 тонн, длина – 71,8 метра, ширина – 14,6 метра, максимальная скорость хода – 17 узлов, дальность плавания – 3 000 миль. Экипаж состоит из 18 человек без учета членов авиагруппы (пилотов и авиамехаников). Всего каждый из патрульников может разместить на своем борту 43 человека. В мирное время вооружение этих кораблей состоит из одной 76-миллиметровой автоматической универсальной артиллерийской установки и двух 12,7-миллиметровых пулеметов. В военное оно усиливается за счет размещения контейнезированной пусковой установки ЗРК средней дальности RIM‑162 Evolved Sea Sparrow (ESSM) и торпедных аппаратов для стрельбы противолодочными торпедами MU90 Impact. Имеется вертолетная площадка без ангара. Патрульные корабли несут по одному 7-метровому скоростному катеру типа SB90E для досмотровых операций, высадки десанта, диверсионных групп, противодиверсионных мероприятий, перевозки грузов на берег, исследовательских и спасательных операций, а также по одной 4,8-метровой моторной лодке жестконадувного типа. До конца этого года в состав ВМС Дании планируется ввести патрульный корабль Lauge Koch – третий типа Knud Rasmussen.

Кроме этих кораблей, Королевские ВМС Дании располагают четырьмя классифицирующимися как фрегаты, а на самом деле являющимися океанскими патрульными кораблями ледового класса типа Thetis (Stanflex 3000) стандартным водоизмещением по 3 500 тонн. Они вошли в строй в первой половине 90-х годов прошлого века. Их вооружение состоит из одной универсальной 76-миллиметровой артиллерийской установки OTO Melara, семи 12,7-миллиметровых и четырех 7,62-миллиметровых пулеметов, бомбосбрасывателей и торпедных аппаратов для стрельбы противолодочными торпедами MU90. Для вертолета MH‑60R имеется не только взлетно-посадочная площадка, но и ангар.

Фрегаты типа Thetis несут службу вместе с ПК типа Knud Rasmussen преимущественно в гренландских водах, то есть достаточно далеко от российских берегов. Чего не скажешь о современных патрульных кораблях Береговой охраны Норвегии в количестве 15 единиц. Все они имеют ледовое усиление корпуса, а значит, могут работать в высоких полярных широтах. Особый интерес представляет ледокольный патрульный корабль Svalbard ("Шпицберген"). Он послужил прототипом для создания аналогичных патрульников для ВМС других стран. Его "влияние" заметно и в российском ПК проекта 23550 "Арктика". И это неслучайно. Svalbard неоднократно посещал Мурманск и принимал участие в совместных учениях с российскими ПСКР. Поэтому у наших моряков была возможность близко познакомиться с этим кораблем.

Этот дизель-электрический ледокольный корабль вошел в строй БОХР Норвегии в 2001 году. Его водоизмещение – 6 375 тонн, длина – 103,7 метра, ширина – 19,1 метра, осадка – 6,5 метра. Четыре дизель-генератора Rolls-Royce Bergen BRG‑8 мощностью по 3,39 МВт каждый, работающие на два электродвижителя типа Azipod VI1500A мощностью по 5 МВт, позволяют на чистой воде развивать максимальную скорость в 17,5 узла и ломать лед метровой толщины. У Svalbard, благодаря "азиподам", высокая маневренность. Он способен разворачиваться практически на месте, что имеет большое значение для работы в узкостях и во льдах. Дальность плавания – 10 000 миль на 13 узлах.

Как и принято нынче у сторожевиков БОХР, вооружение Svalbard нельзя признать устрашающим. Оно состоит из одной автоматической универсальной 57-миллиметровой артиллерийской установки Bofors и одного пулемета калибра 12,7 миллиметра. Зато авиационное оснащение патрульника очень даже впечатляющее – это два вертолета: Lynx и NH90. Экипаж состоит из 56 человек.

В сентябре 2015 года на верфи Irving Shipbuilding в Галифаксе для ВМС Канады по программе Patrol Arctic Offshore Ship (AOPS) стартовало строительство ледокольного патрульного корабля Harry DeWolf, чьим прототипом стал норвежский Svalbard. Головной AOPS назван в честь легендарного коммандера, позже дослужившегося до вице-адмирала, Гарри ДеВольфа, командовавшего прославленными в годы Второй мировой войны канадскими эсминцами St. Laurent и Haida. Он под огнем противника участвовал в эвакуации английских и канадских войск из Дюнкерка в 1940 году, ходил в полярных конвоях в Мурманск. Эсминец Haida под его началом за год потопил 14 подводных лодок и надводных кораблей нацистов.

Вслед за Harry DeWolf был заложен однотипный корабль Margaret Brooke. В этом году начнется строительство Max Bernays и William Hall, а замкнут серию из шести единиц Frederick Rolette и Robert Hampton Gray. Корабли должны быть переданы заказчику в 2018–2022 годах.

Продолжение следует

«Прогресс Приморья», № 22 (535) от 14.06.2019 г.

Марк Сергунин

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно