|
|||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
Последний бой «Стерегущего»В новой России немало памятников, посвящённых разного рода событиям, которые произошли в конце ХХ – начале ХХI века. Несмотря на то что в ряде мест некоторые из них демонтировали в период двух революций, гражданской и Великой Отечественной войн, а также в период перестроечной вакханалии, большинство памятников всё же сохранилось. К их числу относится совершенно уникальная скульптурная группа, посвящённая подвигу миноносца "Стерегущий" в Русско-японской войне 1904–1905 годов. Согласно официальной версии, будучи атакованным превосходящими силами противника, экипаж миноносца не принял предложение о сдаче в плен и из боя не вышел. Когда большая часть команды была убита или тяжело ранена, два матроса спустились в трюм и открыли кингстоны – это клапан, перекрывающий доступ в корабельную систему, сообщающуюся с забортной водой. Моряки погибли, но врагу не сдались. В память об этом героическом событии в Александровском саду Санкт-Петербурга в 1911 году был открыт известный многим жителям города на Неве памятник, изображающий двух матросов именно в тот момент, когда они открывают кингстоны. Этот памятник на протяжении 108 лет является одним из знаковых. Сюда постоянно приходят экскурсанты, и не только из России, здесь всегда есть живые цветы. Первыми, кто поведал читателям о подвиге "Стерегущего", была газета "Таймс". В марте 1904 года на её страницах появилось сообщение: "Тридцать пять убитых и тяжело раненных лежали на палубе русского миноносца, когда его взяли на буксир японцы, подобравшие лишь четверых легкораненых русских, бросившихся в море. Но на "Стерегущем" оставались ещё два матроса; они заперлись в трюме и не сдавались, несмотря на все увещевания. Они не только не сдались врагу, но вырвали у него добычу, которую он уже считал своей: открыв кингстоны, они наполнили родной миноносец водой и погребли себя вместе с ним в морских пучинах". Статью перевели на русский язык и разместили в российской прессе. Сообщение о героизме неизвестных матросов вызвало огромный резонанс среди читателей. Издатели напечатали открытки с фотографией миноносца "Стерегущий" и стихотворение безымянного автора: Два сына "Стерегущего" в пучине спят морской, Их имена неведомы, сокрыты злой судьбой. Но слава, память светлая пребудут навсегда О тех, кому могилою – глубокая вода. Герои безымянные, не нужно вам имён: Вы гордость нашей Родины, краса её знамён. Впечатлил подвиг матросов и художников. Николай Самокиш, русский художник, написал картину, на которой изобразил матросов, открывающих кингстоны. Именно это полотно стало главным при работе скульптора Константина Изенберга над памятником "Стерегущему". Когда узнали, что планируется в Петербурге открыть памятник, общественность горячо поддержала это начинание. Забегая вперёд, скажем, что 26 апреля 1911 года в Александровском парке на Каменноостровском проспекте состоялось открытие памятника. На церемонии присутствовал император Николай II. На Неве салютовали корабли Балтийского флота. Впрочем, работа над памятником началась сразу после окончания Русско-японской войны в 1905 году. 28 января 1908 года последний император России Николай II утвердил проект монумента. Вначале памятник представлял собой декоративный водопад – из открытого кингстона лился журчащий поток воды, стекая в гранитный бассейн у подножия. После Октябрьской революции 1917 года система подачи воды нарушилась, в 1947 году трубы поменяли, и первоначальный вид вернулся к памятнику. И всё же пришлось прекратить подачу воды, в связи с тем, что она разрушала бронзовое изваяние памятника. В 1971 году воду перекрыли окончательно, подводящую систему разобрали. Стоит отметить тот факт, что при работе над скульптурой моряков у К. Изенберга возникала мысль оставить, помимо надписи "Стерегущий", ещё какие-то слова, посвящённые безымянным морякам. В Морском министерстве Российской империи создали специальную комиссию, которая пыталась отыскать новые данные о том бое. В первую очередь нашли четверых матросов из команды миноносца, оставшихся в живых, но они рассказали только то, что уже было известно. Проверка информации в "Таймс" тоже ничего нового не дала. Обратились к японскому командованию с просьбой пролить свет на ту историю недавней войны. Вскоре из Токио пришёл довольно лаконичный ответ, без эмоций и подробностей. Суть отчёта такова: "Стерегущий" был захвачен японским флотом, взят на буксир, и при транспортировке затонул из-за полученных в бою повреждений. К тексту прилагались копии архивных документов. И всё-таки здесь тоже была полуправда. Судите сами. Какой противник будет описывать подвиг своего врага, если в начале боя получил задание уничтожить его? Впрочем, давайте отмотаем плёнку памяти назад и восстановим по существующим документам события того периода. Итак, 25 февраля (старый стиль) 1904 года миноносцы "Стерегущий" и "Решительный" вышли в разведывательное плавание из бухты Порт-Артура. Задание моряки выполнили, однако, возвращаясь назад, в 6 часов утра 26 февраля по правому борту заметили 4 японских миноносца – "Усугомо", "Синономе", "Сазанами" и "Акебоно". Прибавив ходу, русские миноносцы спешили в Порт-Артур. "Решительный" оторвался от преследователей и укрылся под защитой русских береговых батарей. "Стерегущий" отстал, и 4 японских корабля принялись поражать движущуюся мишень. Когда, после ряда попаданий, миноносец потерял ход, и его орудия замолчали, к русскому кораблю направилась трофейная команда, которой предписывалось взять "Стерегущий" на буксир и отогнать в японский порт. Впрочем, пленить им удалось лишь четверых русских матросов: машинного квартирмейстера Фёдора Юрьева и кочегара 1-й статьи Хиринского. Их разрывом снаряда выбросило за борт, на палубе корабля японцы обнаружили кочегара 1-й статьи Александра Осинина и трюмного машиниста 2-й статьи Василия Новикова. Пленных доставили на японский корабль. Как докладывал капитан-лейтенант Цунемацу своему командованию, на борту "Стерегущего" трофейная команда находилась 40 минут, но, кроме убитых и двоих пленных, никого не обнаружила. Здесь можно сделать паузу и засомневаться. Вполне вероятно, что, увидев жуткую картину исковерканных, ещё дымящихся трупов, японцы вовсе не обследовали трюмные помещения, а ограничились лишь палубой? Интересно то, что в донесении с особыми подробностями описаны лишь те, кто погиб на палубе миноносца. Суть дальнейшего доклада сводится к тому, на "Стерегущем" был поднят японский флаг, и началась буксировка. Почему она была прекращена? В донесении сказано, что в многочисленные пробоины бесконечно поступала вода, и корабль всё больше оседал. Как сказано дальше, от напряжения не выдержал буксировочный трос, и "Стерегущий" около 9 часов 20 минут утра 26 февраля 1904 года затонул в семи милях от маяка Ляотешань. Коль доставить миноносец в японский порт не удалось, вероятно, и была придумана версия о лопнувшем тросе. Вполне возможно, что при полном обследовании корабля можно было найти и тех матросов, которые открыли кингстоны. Если "Стерегущий" затонул у Ляотешаня, значит, он врагу не сдался. Те четыре матроса, взятые в плен, не в счёт. Это, как говорится, физические лица, более того, почему-то в донесении не указано, ранены они были или контужены. Последнее после взрыва и падения за борт вполне возможно. На миноносце погиб командир корабля лейтенант Сергеев, все офицеры и 45 человек команды, в числе которых, вероятно, находились и те двое, кого скульптор увековечил в памятнике. Отсюда следует, что экипаж сражался геройски. Интересно то, что о каких-либо попаданиях в один из четырёх японских миноносцев в донесении ничего не сообщается. Почему? Ответ на поверхности. По той причине, что свидетелями были только команды этих четырёх японских судов. Если, например, гибель "Варяга" наблюдали многие, то "Стерегущий" был этого лишён. Но его пушки не молчали, артиллерийская часть отвечала на плотный огонь противника. Так что подвиг русских моряков налицо, и вовсе не случайно памятник пережил и Первую мировую войну 1914–1918 годов, и две революции, и блокаду Ленинграда, и пресловутую перестройку. «Прогресс Приморья», № 27 (540) от 19.07.2019 г. |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |