|
|||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
День Морской авиации ВМФ РоссииПродолжение. Начало в № 27 На 30-е годы приходится триумф авиации, конструкторской мысли и прежде всего – морских летчиков, показавших выдающиеся примеры летного мастерства, мужества, отваги и героизма. Они неоднократно привлекались к выполнению специальных и правительственных заданий. Из морских летчиков комплектовалась полярная авиация, сыгравшая огромную роль в освоении Северного морского пути, значение которого для нашей страны трудно переоценить. Особенно проявили себя летчики при спасении челюскинцев в 1934 году. Их мужество и героизм, готовность к риску во имя спасения жизни людей, попавших в беду, стали убедительным основанием для учреждения в нашей стране высшей степени государственного отличия – звания Героя Советского Союза. Золотая Звезда Героя за номером один была вручена морскому летчику Анатолию Васильевичу Ляпидевскому. Одновременно с ним этого звания были удостоены морские летчики И. Доронин, С. Леваневский и В. Молоков. О первых Героях редакция газеты Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России рассказывала на своих страницах. Страна жила великими стройками. Государство предпринимало меры для укрепления обороны страны. Военно-Морской Флот получал на вооружение новые боевые корабли, в том числе и способные принимать на свой борт гидросамолеты. Но этого было далеко не достаточно. Положение к лучшему резко изменилось с образованием Наркомата Военно-Морского Флота, когда Морская авиация вошла в его состав организационно. К этому времени окончательно утвердились взгляды на авиацию ВМФ как на один из основных родов сил флота. На должность начальника Военно-воздушных сил ВМФ СССР первым был назначен комкор Семен Федорович Жаворонков, получивший профессию военного летчика в сравнительно зрелом возрасте (34 года) и успешно командовавший авиацией ВМФ вплоть до 1947 года. В 1944 году он был произведен в маршалы авиации. Положительную роль в дальнейшем развитии авиации ВМФ сыграл авиационный летно-испытательный институт. Его специалисты разрабатывали тактико-технические требования к технике и вооружению флотской авиации, проводили испытания опытных и модернизированных образцов авиационной техники и оружия, а также обеспечивали переподготовку руководящего летно-технического состава. На флоты в больших количествах стали поступать находившиеся на вооружении ВВС Красной Армии однотипные тяжелые самолеты типа ТБ‑1, ТБ‑3 и ДБ‑3, специально переоборудованные для применения минно-торпедного оружия – традиционного морского средства поражения подводной части кораблей и судов в море. Вскоре из бомбардировочной авиации выделилась и была организованно оформлена в самостоятельный род Морской авиации Минно-торпедная авиация. С передачей флоту авиационных учебных заведений более совершенной и целенаправленной стала система подготовки кадров морской авиации. Школа морских летчиков и летнабов в Ейске и Школа морских летчиков Управления полярной авиации Главсевморпути в Николаеве были преобразованы в Военно-морские авиационные училища, а Военная школа авиационных техников в Перми – в Военно-морское авиационно-техническое училище. За первые три года количество курсантов в этих учебных заведениях увеличилось в несколько раз. Для подготовки командных кадров морской авиации был учрежден командно-авиационный факультет в Военно-морской академии, при ней же открылись годичные курсы повышения квалификации руководящего состава авиации флотов. Целенаправленно заработали и авиационные конструкторские бюро и предприятия, ориентированные на производство техники и вооружения для авиации ВМФ. Все это не могло не способствовать тому, что морская авиация к началу Великой Отечественной войны значительно выросла в количественном и качественном отношении; что впоследствии сказалось на результативности ее применения в боевых действиях. Вместе с тем неопределенность организационной структуры отразилась на характере взглядов ее оперативно-тактического применения. Долгое время считалось, что воздушную борьбу на море будут вести преимущественно оперативные объединения (воздушные корпуса) ВВС Красной Армии. В соответствии с этим в оперативной подготовке отрабатывалось взаимодействие флотов и воздушных корпусов, а на морскую авиацию возлагались обеспечение флота воздушной разведкой и противовоздушная оборона базирования флота и кораблей в море. На практике этого не произошло. Ни фронтовая, ни сформированная в 1942 году дальняя авиация ни в одной операции флотов существенного участия не принимали, а морская авиация стала одной из главных ударных сил флота. С первых дней войны в силу создавшейся обстановки на приморских фронтах морская авиация использовалась для нанесения ударов по боевым порядкам наступающего противника. И эта задача надолго стала основной, хотя к ее решению в предвоенные годы морская авиация не готовилась. Видимо, этот урок истории должен в полной мере учитываться в боевой подготовке Морской авиации ВМФ и в наше, мирное время. Стоит отметить, что особенно результативными были боевые действия авиации ВМФ по кораблям и судам противника на море, что вполне соответствует ее основному боевому предназначению. В период боевых действий авиации Военно-Морского Флота в годы Великой Отечественной войны был совершён не один подвиг морских авиаторов. Первыми среди морских летчиков в этой войне успеха достигла истребительная авиаэскадрилья ВВС Черноморского флота, приданная Дунайской флотилии, под командованием капитана А. И. Коробицына. На Балтике счет сбитым самолетам врага открыл заместитель командира эскадрильи капитан А. К. Антоненко, а на Северном флоте – командир авиаэскадрильи старший лейтенант Б. Ф. Сафонов. Всемирную славу обрели летчики Балтики под командованием полковника Е. Н. Преображенского, нанесшие в ночь с 7 на 8 августа 1941 года первый удар по Берлину. За годы Великой Отечественной войны авиация Военно-Морского Флота совершила более 350 тысяч боевых вылетов, уничтожила в воздухе и на аэродромах более 5,5 тысячи самолетов противника. В результате действий морской авиации фашистская Германия и ее сателлиты потеряли 407 боевых кораблей и 371 транспорт с войсками и грузами, что составляет две трети общих потерь врага от воздействия сил флотов. Родина высоко оценила боевую деятельность морской авиации. 57 государственных наград украсили знамена полков и дивизий, 260 морских авиаторов удостоены звания Героя Советского Союза, а пятеро из них – Б. Ф. Сафонов, А. Е. Мазуренко, В. И. Раков, Н. Г. Степанян и Н. В. Челноков – дважды. Среди морских летчиков есть герои, повторившие подвиг Алексея Маресьева. На Балтике это Л. Г. Белоусов, на Черном море – И. С. Любимов, на Северном флоте – 3. А. Сорокин. После войныПолученный в ходе войны боевой опыт лег в основу разработки планов и направлений дальнейшего развития морской авиации, совершенствования принципов и способов ее применения в войне на море. Послевоенное развитие морской авиации характеризовалось специализацией создаваемых летательных аппаратов и комплексов вооружения, переходом на реактивную технику с большими возможностями по скорости и дальности воздействия. Самолеты и вертолеты оснащались эффективными средствами поиска и поражения, радиоэлектронной аппаратурой; большинство процессов управления полетами и применения оружия автоматизированы. Следует учитывать, что эту работу возглавили наиболее опытные авиационные военачальники, лично пережившие за годы войны горечь неудач и радость побед, глубоко знавшие потребности и возможности флотов. Среди них были прославленные авиационные военачальники Е. Н. Преображенский, И. И. Борзов, М. И. Самохин, Н. А. Наумов, А. А. Мироненко, Г. А. Кузнецов, С. А. Гуляев, В. И. Воронов и другие. Их идеи, замыслы и начинания в деле развития морской авиации находили понимание и полную поддержку у высшего руководства Военно-Морским Флотом, возглавляемого Н. Г. Кузнецовым, а затем С. Г. Горшковым. На флотах на первый план выдвигались проблемы противодействия силам вероятного противника, действующим скрытно из-под воды. Поэтому уже в 50-е годы был создан и поставлен в части гидросамолет дальнего действия Бе‑6 конструкции Г. М. Бериева. Для борьбы с подводными лодками самолет имел в качестве средств поиска подводного противника радиогидроакустические буи и магнитометры, а для поражения – глубинные бомбы и торпеды. Противолодочными средствами оборудовались базовые вертолеты Ми‑4 и первенец корабельной вертолетной авиации – корабельный вертолет Ка‑15 конструкции Н. И. Камова. В ходе их летной эксплуатации велись широкие исследования и закладывались основы тактики и боевого применения противолодочной авиации, вскоре перешедшей на более совершенные противолодочные комплексы типа Бе‑12, Ка‑25, Ка‑27, Ми‑14, Ил‑38 и Ту‑142 различных модификаций. Освоение же ракетных комплексов с авиационными крылатыми ракетами значительно повысило боевые возможности ударной авиации флотов в борьбе с корабельными группировками вероятного противника на море. В начале 60-х годов Противолодочная и Морская ракетоносная авиация оформились организационно в самостоятельные рода авиации Военно-Морского Флота. Параллельно шло и преобразование разведывательной авиации флотов. На флоты открытого моря – Северный и Тихоокеанский – поступили дальние самолеты-разведчики Ту‑95рц с автоматизированной системой целеуказания ракетному оружию ударных сил флота, в том числе и ракетным подводным лодкам, несшим боевую службу в море. Это же позволило морской авиации выйти в удаленные районы Мирового океана для наблюдения за морскими силами вероятного противника и своевременного предупреждения об угрозе их воздействия по нашим силам и объектам. На Балтике и Черном море разведка стала осуществляться сверхзвуковыми самолетами-разведчиками Ту‑22р. Боевые возможности Морской авиации СССР существенно расширились за счет вхождения в состав Военно-Морского Флота противолодочных крейсеров "Москва" и "Ленинград". Именно с этого времени официально оформилась как новый род авиации Военно-Морского Флота корабельная авиация. Первый поход на боевую службу в Средиземном море противолодочный крейсер "Москва" с вертолетами Ка‑25 на борту совершил в период с 19 сентября по 5 ноября 1968 года. В последующие годы противолодочные крейсера "Москва" и "Ленинград" неоднократно несли боевую службу в различных районах Мирового океана. По заключению тогда Главнокомандующего Военно-Морским Флотом Адмирала Флота Советского Союза С. Г. Горшкова, вертолеты стали составной частью современных надводных кораблей различного предназначения, они придали им совершенно новое боевое качество. Принципиально новое направление в развитии Морской авиации открыли создание самолетов вертикального взлета и посадки и постройка авианесущих крейсеров типа "Киев". Первый авиационный полк корабельных штурмовиков Як‑38 формировался на Черноморском флоте. Его первым командиром был Ф. Г. Матковский. Он первым возглавил авиационную группу и обучал летчиков полетам с корабля в дальнем походе авианесущего крейсера "Киев". На Северном флоте первым командиром авиаполка корабельных самолетов-штурмовиков стал В. Н. Ратненко. В. М. Свиточев первым командовал полком корабельных штурмовиков на Тихоокеанском флоте. Авианесущие крейсера "Киев", "Минск" и "Новороссийск" неоднократно несли боевую службу в различных районах Мирового океана, а корабельные авиаторы – летчики, инженеры и техники – проявили мужество, мастерство и высокие морально-психологические качества. Корабельная истребительная авиация флотаТакая авиация была создана на базе истребителей четвертого поколения типа Су‑27 и МиГ‑29, признанных на сегодня лучшими в мире из современных истребителей. Первый авианосный корабль, созданный в нашей стране, способен обеспечить базирование и боевые действия истребителей трамплинного взлета и аэрофинишёрной посадки. В рождении и становлении корабельной истребительной авиации большая заслуга одного из ведущих летчиков-испытателей Виктора Георгиевича Пугачева. В ходе летно-конструкторских испытаний самолета Су‑27к была успешно подготовлена к полетам и боевым действиям с палубы корабля первая лидерная группа летчиков ВВС Северного флота. Таким образом, в 1994 году в морской авиации России родилась новая элита военных летчиков – элита палубных летчиков. Флотские учения 70-х годов прошлого столетия отличаются масштабностью. Сотни кораблей, тысячи летательных аппаратов авиации ВМФ были в них задействованы. Амфибии, проводящие разведку, противолодочные самолёты и вертолёты, несущие на борту оборудование для поиска и уничтожения субмарин. Ракетоносцы, работающие с берега, способны уничтожить авианосец потенциального противника. Советская морская авиация в 70-х представляла грозную силу. Сегодня Морская авиация ВМФ РФ (МА ВМФ РФ) является родом сил Военно-Морского Флота России и условно делится на корабельную авиацию и авиацию берегового базирования. А функционально морская авиация подразделяется на рода авиации: морскую ракетоносную; противолодочную; истребительную; разведывательного и вспомогательного назначения (дальнего радиолокационного обнаружения и наведения, РЭБ, противоминную, обеспечения управления и связи, заправки летательных аппаратов топливом в воздухе, поисково-спасательную, транспортную, санитарную). Основу Морской авиации составляют самолёты (вертолёты) различного назначения. Поставленные задачи выполняет самостоятельно и во взаимодействии с другими родами сил флота, а также с соединениями (частями) других видов Вооружённых Сил. Собственной авиацией располагают все четыре флота России: Балтийский, Северный, Тихоокеанский и Черноморский. «Прогресс Приморья», № 28 (541) от 25.07.2019 г. |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |