|
|||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
«В морях твои дороги»Калининградское высшее военно-морское училище (КВВМУ) за время своего существования претерпело немало изменений. Девиз "В морях твои дороги" кузницы кадров для военно-морского флота является путеводной звездой курсантов не один десяток лет. После завершения Второй мировой войны немецкий город Кенигсберг вместе с северной частью Восточной Пруссии был включен в состав Советского Союза. В 1947 году, после депортации калининградских немцев и массового заселения людей из центральных областей СССР, было принято решение об открытии в Калининграде ряда учебных заведений. В августе этого же года в Калининград было переведено Бакинское военно-морское подготовительное училище (БВМПУ) – прообраз будущего Ленинградского Нахимовского училища. В июле 1948 года училище переименовано в Калининградское военно-морское. В августе 1948 года правительственным постановлением на базе КВМУ было сформировано 2-е Балтийское высшее военно-морское училище. С 1 октября 1948 года в училище осуществлялась подготовка вахтенных офицеров для надводных кораблей со сроком обучения 4 года. 17 марта 1949 года 2-му Балтийскому ВВМУ вручено Боевое Знамя и грамота Президиума Верховного Совета СССР. Первый выпуск офицеров 2-го БВВМУ состоялся 2 октября 1952 года. В период с 1954 по 1967 год училище неоднократно переименовывалось и реорганизовывалось: в Балтийское высшее военно-морское училище (1954), в Балтийское высшее военно-морское училище подводного плавания (инженерно-гидрографический и штурманский факультеты), Курсы офицерского состава запаса ВМФ (1960), 58-е флотские офицерские курсы по программам подготовки командиров штурманских боевых частей и начальников РТС ракетных катеров и малых ракетных кораблей (1965). В 1967 году переформировано в филиал Ленинградского высшего военно-морского училища имени М.В. Фрунзе в составе штурманского и артиллерийского факультетов. С этого периода в городе за курсантами Калининградского ВВМУ закрепилось прозвище "фрунзаки". Калининградское ВВМУКалининградское высшее военно-морское училище было сформировано 7 апреля 1969 года в составе штурманского и артиллерийского факультетов. Первым начальником училища стал участник обороны Севастополя, Герой Советского Союза вице-адмирал Владимир Степанович Пилипенко, который возглавлял его до 1981 года. В период командования Владимира Степановича в училище были сформированы факультеты радиосвязи, радиоразведки, ракетно-артиллерийский, значительно улучшена учебно-материальная база. Первый выпуск офицеров Калининградского ВВМУ (общий 10-й) состоялся 5 июля 1971 года. Адмирал Пилипенко, как и его преемник вице-адмирал Буйнов, уделял много внимания быту курсантов. По его приказу в училище появились Курсантская аллея и сквер с прудом, современная столовая с памятной всем выпускникам надписью "В морях твои дороги". Легендой училища был огромный "адмиральский" карп, который жил в пруду и откликался на звук колокольчика. В августе 1979 года был расформирован штурманский факультет, а курсантов, обучавшихся на нём, перевели в ВВМУПП им. Ленинского комсомола. А в 1980 году в училище образованы отделение заочного обучения на 50 слушателей и офицерские курсы на 30 слушателей. Стоит заметить, что Владимир Степанович Пилипенко был личностью уникальной, человеком, так сказать, с большой буквы. Он родился 25 октября 1918 года в селе Кальнышовка Винницкого района Винницкой области в семье крестьянина. В 1937–1939 годах учился в Харьковском институте инженеров транспорта. В 1939-м по комсомольскому набору поступил в Высшее военно-морское уилище им. М.В. Фрунзе, по окончании которого в 1941 году был направлен на Черноморский флот во 2-ю бригаду торпедных катеров, базирующихся в Цемесской бухте Новороссийска, где вступил в командование торпедным катером № 96 типа "Г‑5". В декабре 1941 года "ТКА‑96" под командованием лейтенанта В. С. Пилипенко участвовал в Керченско-Феодосийской десантной операции: в составе группы прикрытия обеспечивал переход морем десантного отряда из Тамани и высадку десанта в районы Старого Карантина, Камыш-Буруна и Эльтигена. В ночь на 26 декабря катеру В. С. Пилипенко была поставлена задача разведать район высадки. Выполнив задачу, командир обнаружил вблизи берега быстроходную десантную баржу и пять торпедных катеров противника, значительно превосходивших ТКА как по калибру, так и по количеству вооружения, – противник имел скорострельные пушки и крупнокалиберные пулемёты. Приняв решение отвлечь противника, связав его боем, командир катера приказал на полном ходу внезапно атаковать немецкие корабли, после чего противник, имея два ТКА повреждёнными и потери в личном составе, предпочёл скрыться в ночной тьме. Выполнив поставленную задачу, "ТКА‑96" получил приказание оказать помощь судам с десантниками, севшим на мель. Поставив дымовую завесу, катер прикрыл сидевшие на мели суда, чем значительно затруднил артиллерии противника ведение прицельного огня и обеспечил работу товарищей по снятию десантников с повреждённых судов. По окончании Керченско-Феодосийской операции катер В. С. Пилипенко был отправлен в Поти для ремонта – участие в операции не прошло для него даром. В середине февраля 1941 года В. С. Пилипенко, который временно командовал "ТКА‑54" в составе тактической группы, направился из Новороссийска к захваченному фашистами порту Анапа, где была обнаружена самоходная баржа противника. Несколько торпедных атак катерников не принесли успеха, и только после атаки "ТКА‑54" баржа была уничтожена – такова была первая личная победа лейтенанта В. С. Пилипенко. В апреле 1942 года "ТКА‑96" вошёл в состав Азовской флотилии и был передислоцирован из Новороссийска в станицу Приморско-Ахтарскую. Боевая деятельность В. С. Пилипенко началась с попытки уничтожения парусника "Товарищ", захваченного фашистами в Мариуполе: звено торпедных катеров ночью под артиллерийско-пулемётным огнём противника прорвалось в порт и нанесло удар по стоящему в порту паруснику, но торпеды после выхода из аппаратов утыкались в грунт, поэтому задачу выполнить не удалось. После неудачного "набега" на Мариуполь В. С. Пилипенко в составе отряда неоднократно участвовал в атаках на конвои противника, доставлявшие технику и боеприпасы немецким войскам по направлению Мариуполь–Таганрог, при этом катерами отряда было потоплено, повреждено немало мотоботов, баркасов и шхун противника. Затем были неоднократные удары по коммуникациям противника в районе Бердянска, высадки диверсионно-разведывательных групп на территории противника, обеспечение действий подрывных групп при эвакуации наших войск из Ейеска, станицы Примосрко-Ахтарской и Темрюка, уход в Новороссийск вслед за отступающими сухопутными войсками. В начале февраля 1943 года в связи с общим наступлением наших войск на сухопутном фронте после разгрома 6-й армии вермахта под Сталинградом командиры катеров 2-й бригады ТКА получили боевую задачу – обеспечить высадку и поддержку десанта в районе Южной Озерейки. Тактической группе, в которую входил "ТКА‑96", было приказано демонстрировать высадку десанта в районе мыса Железный Рог. В дальнейшем, вплоть до 8 сентября 1943 года, катерники обеспечивали охранение конвоев, доставлявших пополнение и боеприпасы нашим войскам, действовавшим в районе Станички. В 1943 году В. С. Пилипенко был назначен командиром катера "ТКА‑106" "Московский ремесленник трудовых резервов". Изучив материальную часть катера (особенно установку "М‑8") и испытав его в условиях моря, "артиллеристы" получили от командования бригады первую боевую задачу: звену из двух ТКА в районе Мысхако обеспечить безопасность наших конвоев, доставлявших боеприпасы, от атак немецких ТКА, однако противника обнаружить не удалось. Через несколько дней "ТКА‑106" под командованием В. С. Пилипенко в составе группы успешно обстрелял реактивными снарядами аэродром противника в районе Анапы. Затем были минные постановки в районе Тамани, поиски вражеских конвоев, обстрелы позиций противника в районе станицы Благовещенской, уничтожение немецкой батареи в районе Южной Озерейки, применение реактивных снарядов по кораблям противника в море. В ночь на 25 августа 1943 года катер В. С. Пилипенко, прикрывая от атак кораблей противника минные постановки, выполнявшиеся катерами бригады в Керченском проливе, обнаружил и атаковал два сторожевых катера противника, один из них загорелся. Продолжение следует «Прогресс Приморья», № 29 (542) от 02.08.2019 г. |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |