Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
09 августа, пятница
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Освобождение северных территорий

8 августа Правительство СССР заявило правительству Японии, что в связи с отказом Правительства Японии прекратить военные действия, а также с целью обезопасить свои дальневосточные границы, Советский Союз с 9 августа будет считать себя в состоянии войны с Японией. 

9 августа 1945 года советские войска перешли в наступление. Началась Маньчжурская операция. 11 августа войска 16-й армии Дальневосточного фронта и Северной Тихоокеанской флотилии начали Южно-сахалинскую наступательную операцию. Скажем прямо, события развивались стремительно, несмотря на сопротивление японцев, советские войска, уже имея богатый опыт боевых действий, были непобедимы, хотя и несли безвозвратные потери. Но на войне по-другому и не бывает. Впрочем, освобождение Шумшу, где погибли наши воины, вызывает немало споров среди историков. Одни считают, что после капитуляции Японии этот бой был просто лишним, другие, наоборот, отмечают необходимость того сражения, которое подтвердило превосходство советских вооружённых сил, пусть даже над капитулировавшим противником. Но капитуляция была принята лишь на бумаге, а на деле – на Дальнем Востоке война продолжалась. И завершилась она лишь 2 сентября 1945 года.

Пожалуй, для понимания событий стоит совершить краткий экскурс в историю, которая документально свидетельствует: первой на Курилы ступила нога русского, а не японца, несмотря на то, что Южным Курильским островам географически ближе Страна восходящего солнца. Хотя в этом нет ничего удивительного, поскольку японские правители придерживались политики изоляционизма и под страхом смертной казни запрещали подданным покидать территории своих княжеств и даже строить крупные морские суда.

К сожалению, мало кому известно, что в XVIII веке не только Курилы, но и остров Хоккайдо не входил в состав Японии. Так, глава центрального правительства Японии Мацудайра Саданобу еще в 1792 году, накануне русско-японских переговоров, напомнил своим подчиненным в специальном предписании, что район Нэмуро (о. Хоккайдо) – отнюдь не японская земля.

Другим подтверждением этого факта служит любопытное прошение Екатерине II, направленное ей в 1788 году руководителем Северо-восточной американской компании И. И. Голиковым, который просил "…в предупреждение покушений других держав построить крепостцу и гавань на 21-м (Шикотан) или 22-м (Хоккайдо) из Курильских островов для заведения торговли с Китаем и Японией и к способнейшим открытиям и приведении под высокую державу" императрицы "соседних островов, кои ни от какой державы, как доподлинно известно нам,… поныне не зависят". Екатерина отказала, но суть в ином: никто в здравом уме не предложит вести строительство на запредельной земле!

Как же Курилы оказались у японцев? Все началось с того, что в 1853 году англо-французская эскадра уничтожила часть русских поселений на Южных Курилах. И после продажи Аляски Российско-американская компания, некоторое время влачившая жалкое существование, прекратила промыслы на островах. Потеряв вследствие этого всякий интерес к Курилам, русское правительство в 1875 году подарило их Японии в обмен на уход с Южного Сахалина японцев, пытавшихся колонизировать остров.

Однако и в начале ХХ века, если обратиться к довольно точному и объективному источнику – "Военной энциклопедии", изданной в Петербурге в 1914 году, на островах проживало всего 600 человек, стоящих "на очень низкой ступени развития". Кто именно? Народности айно, курилы, а на севере – камчадалы. И, заметьте, ни единого слова о японцах! Последние лишь в 30-х и в начале 40-х годов прошлого столетия построили на подаренной им земле немало военно-морских баз и аэродромов – явно не в мирных целях, для чего перебросили на Курилы тысячи гражданских строителей – японцев, корейцев, китайцев и представителей других национальностей. Кроме того, население выросло и за счет того, что вместе с военнослужащими прибыли их семьи, для обслуживания которых потребовалась инфраструктура – столовые, прачечные, магазины, школы, больницы…

Было ли это мирным освоением новой территории, как нередко утверждают японцы, или целенаправленным созданием военных плацдармов – судите сами. На островах Матуа, Шумшу, Итуруп и других возведены настоящие подземные города, ориентированные на военные нужды. Зато гражданские постройки представлены исключительно деревянными бараками-времянками, да еще небольшими полукустарными рыбообрабатывающими и консервными заводиками.

Показательный пример – маленький остров Матуа (Мацува), площадь которого едва превышает 70 квадратных километров. Он, кстати, не испытал на себе ужасов войны, поскольку его гарнизон – а это почти 4000 человек – сдался советским десантникам без боя. И сегодня японский аэродром на Матуа – шедевр инженерной мысли: впечатляет качество бетона – на нем почти нет трещин, несмотря на то, что прошло много лет. Небезынтересно, что взлетные полосы подогревались местной термальной водой, которая подводилась по специальному желобу от месторождения, располагавшегося, видимо, где-то на склоне вулкана Сарычева (Фуе). Стало быть, зимой у японцев не было никаких проблем с уборкой снега.

Продолжение следует

«Прогресс Приморья», № 30 (543) от 09.08.2019 г.

Виталий Лентарев

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно