Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
23 августа, пятница
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Только самолётом можно долететь

Путевые заметки

Широки просторы России, от Москвы до самых до окраин тысячи километров пути. Нам трудно представить, как в прошлые века осваивали русские люди Дальневосточный край. Когда слушаешь детей войны, а многим уже за восемьдесят, как они в тылу работали не покладая рук, пробивали просеки в глухой тайге, валили лес, строили дороги и мосты, мыли золото, которым страна расплачивалась за ленд-лиз, становится ясно, что всё это на самом деле было. Были века, когда шло массовое переселение российского народа на окраины России. Двигались семьями, по рекам – на плотах и лодках, имея на руках так называемые подъёмные, которых хватало прожить на первых порах. Дальше приходилось работать. Засучив рукава, невзирая на мошкару, комариный рой, жару и холод, брались за топоры, пилы, рубили бревенчатые избы, обустраивались, как говорится, на века. Впрочем, по сей день в дальневосточных селениях живут потомки семей тех переселенцев. Это уже их внуки и праправнуки. Радует то, что уезжать они не собираются, невзирая на огромные расстояния и транспортные трудности. Как они говорят, жить можно, река и тайга накормят, только вот поездка из этих отдалённых мест превращается в настоящую пытку. И в этом нет лукавства, здесь люди говорят прямо о том, что их беспокоит. И то, что сегодня потомки прошлых переселенцев передвигаются не на телегах и санях, а на машинах, имеют дюралюминиевые лодки и мощные японские моторы, вполне оправдано. Здесь автомобиль не роскошь, а средство передвижения. Перевозят всё: дрова, дикоросы, рыбу, да мало ли что потребуется доставить из одного места в другое? В этих местах, куда в протоки возвращается красная рыба, без транспорта, как настоящему казаку без коня. Сначала может показаться, что жалобы мужиков пустые, чего тут скулить, если весь необходимый транспорт под рукой. Однако спустя время понимаешь, помимо проблемы передвижения, существует вопрос оплаты горючего для машин и моторов, посадка овощей, прополка огородов, сбор урожая в сентябре, когда путина достигает своего пика. И детей нужно собирать в школу, да ещё и на работу успеть. Одним словом, покой там только снится. Если учесть то, что все услуги на улице, вода в колодцах, и баню требуется топить дровами, которые нужно наколоть, зимой – очистить двор от снега… И таких маленьких и больших бытовых трудностей, как здесь говорят, воз и маленькая тележка. 

Это только кажется, что неторопливо и размеренно течёт жизнь на Нижнем Амуре и в верховьях Амгуни. Это не так, когда вливаешься в эту "неторопливость" и на своей шкуре испытываешь всю "прелесть" сельской жизни, убеждаешься в этом воочию. 

Мне довелось побывать в этих местах в период хода осенней кеты. Началось путешествие во Владивостоке, откуда без хлопот доехал до Хабаровска, быстро добрался до аэропорта, и тут начались приключения. Пройдя досмотр на входе, первым делом узнал о наличии билетов на рейс в  район  имени знаменитой лётчицы Полины Осипенко. Выяснилось, что Л-410 летает один раз в неделю с посадкой в Комсомольске-на-Амуре и что мест нет, более того, в связи с погодными условиями вылет отложили. Теперь рейс за 12-е число соединили с рейсом за 5-е, и остаётся лишь ждать регистрации. Авось, как объяснили в справочном бюро, появится свободное место. Куда денешься? Пришлось ждать. Одну за другой объявляют регистрацию на большие лайнеры, которые вылетают в разные концы страны, даже за границу, а о рейсе в маленький посёлок словно все забыли. В итоге, собрав пассажиров двух бортов воедино, их, наконец-то, отправили в накопитель, затем на посадку. Вашему покорному слуге ничего не оставалось, как отправиться на поиски гостиницы, коих, впрочем, в Хабаровске пруд пруди, на любой, как говорится, вкус и цвет,  только плати. 

Проезжая "Малый аэропорт", так по-прежнему называется остановка, решил выйти, посмотреть, что же он сегодня представляет собой, этот  некогда живой организм, который во всех отношениях оправдывал свой название "Малый…". Было время, когда "Аэрофлот" отправлял отсюда десятки самолётов и вертолётов в день по разным направлениям исключительно местных авиалиний. Порой, когда рейсы откладывались, люди не просто знакомились, они становились близкими людьми, и это их сплачивало. Впрочем, никто не возмущался по поводу задержек рейсов, диспетчер всегда объяснял, по какой причине  задержки. Причин было несколько: плохие метеоусловия, технические неполадки, неприбытие самолёта и так далее. Впрочем, к 16 часам вносилась полная ясность, отменён рейс или полёт состоится. "Аны", "Яки", "Элки", "Ми" были близки и знакомы каждому пассажиру из села им. П. Осипенко, Аяна, Чумикана, Николаевска-на-Амуре, Комсомольска-на-Амуре, других городов и весей. Впрочем, в Николаевск и Комсомольск можно было улететь также и с "Большого аэропорта", который находится в пяти минутах от "Малого…". Вспоминается случай, когда в Хабаровске мне довелось купить билет на одни из рейсов за сутки вперёд, прибыл  в "Малый…", встал у стойки регистрации и, когда диспетчер объявил, что есть свободные места на отходящий рейс, я зарегистрировал свой "завтрашний" билет и удачно добрался до места назначения. Увы, но в этот раз в агентстве меня сразу предупредили, что лучше не рисковать с подсадкой с "завтрашним" билетом на руках, всё равно на борт не возьмут, даже при наличии свободных мест. Авиакомпании, мол, разные, у каждой свои инструкции. По большому счёту, мне, как пассажиру, всё равно, какую услугу мне предоставит авиакомпания, важно зарегистрироваться, сесть в кресло и улететь. Если, конечно, цена приемлемая, однако и с ценами – чехарда. Во Владивостоке искал в Интернете маршрут Хабаровск – с. им. П. Осипенко, но так и не обнаружил ничего похожего. Лишь будучи в Хабаровске, общаясь по телефону с одноклассником, узнал, что такого рейса нет и в помине – аэропорт там есть, но он закрыт. Вот это ничего себе, 80 лет перелёту славного женского экипажа самолёта "Родина" Москва–Дальний Восток, а аэропорт закрыт. Не без помощи Валентины Гризодубовой, командира того славного экипажа, поднимался посёлок как административный центр, не без её участия появилась здесь вначале взлётная полоса, а затем и аэропорт. Сегодня туда можно добраться лишь рейсовым автобусом, но это больше десяти часов от Хабаровска через Комсомольск. Если учесть, что основной контингент жителей с. им. П. Осипенко и района в целом пенсионеры, то такие многочасовые поездки здоровья не прибавляют. Тем более что эти люди едут в город не ради праздного любопытства, в основном в больницы и поликлиники. Ясно, что тяжелобольных отправляют вертолётами, низкий поклон авиаторам за это, но отсутствие аэропорта в таёжной глубине, куда только самолётом можно долететь, кроме недоумения не вызывает никаких других чувств.

Понятно, что брошенный клич о присвоении имени российским аэропортам, дело нужное. Людей, прославивших Отечество в разных ипостасях, у нас немало. Однако если присваивать название аэропорту, то, вероятно, стоит подумать и над тем, достоин ли этот аэропорт носить то или иное имя, долгая ли у него история. Например, "Малый аэропорт" в Хабаровске был настоящим трудягой, но сегодня он незаслуженно забыт, несмотря на то, что и взлётное поле на месте, и все построенные в советское время корпуса в целости и сохранности, и даже памятник вертолёту встречает вас при выходе из автобуса или троллейбуса. Кажется, восстановление этой авиаточки вполне актуально сегодня, и, возможно,  было бы неплохо назвать его именем Валентины Гризодубовой или Марины Расковой, именем третьей героини – Полины Осипенко назван посёлок. Как говорится, думайте сами, решайте сами…. 

Продолжение следует

«Прогресс Приморья», № 32 (545) от 23.08.2019 г.

Виталий Лентарев

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно