Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
23 августа, пятница
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

«Кульбит» парохода «Истленд»

Продолжение. Начало в № 31

Впрочем, в июле 1904 года пароход чуть было не перевернулся, имея на борту почти 3000 человек. Спустя два года "Истленд" испытал сильный крен (тогда на судне было 2530 человек), однако снова обошлось. Так у судна появилась репутация небезопасного корабля, "худой посудины", выражаясь просторечно. "Кажется, пассажиры осознавали опасность корабля лучше менеджеров и инспекторов", – писал Хилтон.

В то же время чиновник из компании "St. Joseph-Chicago Steamship Company", купившей "Истленд" за 150 тысяч долларов США в 1914 году, признал на расследовании через несколько дней после трагедии, что "я мало что знал о корабле, знал, что купили его по сходной цене. Я всего лишь подписал незаполненные чеки".

Важнейшим параметром устойчивости судна является метацентрическая высота. Плавающие объекты – как перевернутые маятники с центром тяжести и возможностью крутиться и крениться в обе стороны перед выравниванием. Расстояние между полностью вертикальным положением корабля и его максимальным креном (точкой, за которой он будет переворачиваться) является его метацентрической высотой.

Об "Истленде" Хилтон писал: "Для такого судна, где распределение пассажиров сильно варьировалось, нормальной практикой было бы обеспечить метацентрическую высоту от двух до четырех футов (70–140 см) при полной загрузке". Изменения, внесенные в "Истленд" до 24 июля, снизили метацентрическую высоту до четырех дюймов (10 см).

В течение двух минут после того, как пароход накренился на 45 градусов влево, он перевернулся. Как описал этот момент журналист Карл Сэндберг для Международного социалистического обзора, судно перевернулось "как мертвый монстр джунглей, сраженный выстрелом в сердце".

К половине восьмого утра корабль "Истленд" лежал на боку, погрузившись на 6 метров в темную воду. Он всё еще был пришвартован. Судно перевернулось настолько быстро, что даже не хватило времени развернуть спасательные средства. Когда оно перевернулось, многие пассажиры просто перебирались через перила правого борта и перемещались на торчащий из воды борт, обезопасив себя. Они даже не промокли. Одним из них был Слэдки. А также капитан корабля, Гарри Педерсен.

Повезло не всем

"Когда корабль просто завалился боком в воду, пассажиров на верхней палубе смело как муравьев со стола", – описывал события Харлан Бабкок, репортер газеты "Chicago Herald". – "Мгновенно поверхность реки стала черной от корчащихся, плачущих, испуганных, тонущих людей. Плачущие дети бултыхались в воде как пробки от бутылок".

Около 10000 людей ходили по набережной в тот день: продавцы зелени и мяса, покупатели, рабочие "Western Electric" в ожидании судна. Перепуганные очевидцы поспешили на помощь, некоторые стали прыгать в реку и спасать тонущих. По словам очевидца, один мужчина собирался утопиться, но, увидев страшное зрелище, прыгнул в воду и поплыл спасать людей. Другие хватали что ни попадя и кидали тонущим: доски, лестницы и куриные клетки из дерева. Некоторые клетки попадали людям в голову, отчего те теряли сознание и тонули. Родители хватали детей и вместе с ними шли ко дну, или, наоборот, отпускали детей, и они исчезали в воде. "Боже мой, крики были ужасные, до сих пор стоят в ушах", – рассказывал работник склада репортеру.

Хелен Репа, медсестра из "Western Electric", по дороге на экскурсию услышала крики за несколько кварталов от причала. Троллейбус, в котором она ехала, попал в пробку. Когда конный полицейский сказал ей, что экскурсионный корабль перевернулся, Репа подумала, что эта один из кораблей, зафрахтованных для пикника. Так как она была в форме медсестры, она быстро заскочила в проезжающую карету скорой помощи. "Люди плавали, пытаясь выбраться. Их было так много, что они покрывали всю поверхность воды", – вспоминала впоследствии Хелен. "Это было просто очень страшно".

Продолжение следует

«Прогресс Приморья», № 32 (545) от 23.08.2019 г.

Виктор Бойцов

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно