|
|
||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
Его АнтарктидаГазета Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России продолжает публиковать материалы, посвященные великим деятелям прошлых веков: военачальникам, флотоводцам, инженерам, морякам. Сегодня мы расскажем об исследователе, навеки вписавшем свое имя в историю мировых географических открытий – о Фаддее Фаддеевиче Беллинсгаузене. 20 сентября исполнился 241 год со дня рождения российского мореплавателя и путешественника, первооткрывателя Антарктиды. Настоящее имя великого мореплавателя – Фабиан Готтлиб Таддеус фон Беллинсгаузен, и появился он на свет на принадлежащем Эстонии острове Эзель, который сегодня называется Сааремаа. Отец принадлежал к аристократическому роду балтийских немцев Беллинсгаузенов, он воспитывал мальчика без жены – мать Фабиана умерла во время родов. Детство, проведенное в месте, со всех сторон окруженном морем, наложило свой отпечаток – о службе на флоте Беллинсгаузен грезил, еще будучи ребенком. Когда Фабиану исполнилось 10 лет, умер его отец, а мальчика в 1789 году отправили учиться в Морской кадетский корпус в Кронштадте, где его "русифицировали" до Фаддея Фаддеевича. Учеба давалась мальчику без труда, и уже в 1795-м Беллинсгаузен стал гардемарином. Через год после этого юноша вышел в первое в биографии плавание – в Англию. Когда учеба подошла к концу, Фаддей был произведен в мичманы, а в 1979 году Беллинсгаузена отправили служить в ревельскую эскадру, под парусами судов которой моряк ходил в плавания до 1803-го. Несколько раз юноше приходилось работать под командованием вице-адмирала Петра Ханыкова, и Фаддей, очевидно, произвел на него благоприятное впечатление. Во всяком случае, когда в 1803 году Иван Крузенштерн начал набор команды в первое в истории России кругосветное плавание, Ханыков порекомендовал путешественнику взять Беллинсгаузена с собой. Иван Федорович оценил способности моряка: описывая путешествие, он особо отметил то, как умело Беллинсгаузен зарисовывал карты и упоминал не только его офицерские навыки, но и таланты гидрографа. Когда в 1806 году кругосветка подошла к концу, Фаддей Фаддеевич ступил на землю капитан-лейтенантом, после чего был назначен командовать фрегатом Балтийского флота. Позже он участвовал в военных действиях: в русско-шведской войне был командиром фрегата "Мельпомена" и полгода в Финском заливе следил за вражеским флотом. В 1811 году Фаддею Фаддеевичу поручили командовать уже гребной флотилией в Риге, а еще через год перевели управлять фрегатом "Минерва" в Черное море, во время службы на котором он получил новое звание – стал капитаном II ранга. Походы по Черному морю Беллинсгаузен сопровождал тщательной картографической работой и исправил множество ошибок своих предшественников. Однако завершить работу не успел – в 1819 году его срочно вызвали в столицу. Выяснилось, что группа российских мореплавателей выдвинула инициативу собрать экспедицию для обнаружения Южного материка, а Александр I одобрил эту идею. Задачами грядущего плавания стали обнаружение Антарктического полюса и приобретение дополнительных "познаний о нашем земном шаре". Для экспедиции подготовили два шлюпа – "Восток" и "Мирный", причем второй был перестроенным ледоходом, раньше носившим имя "Ладога". Всей работой по подготовке занимался Михаил Лазарев, командир "Мирного". Сам Беллинсгаузен окончательно был утвержден командиром "Востока" только за месяц до отплытия. Шлюпы вышли в море из порта в Кронштадте в середине лета 1819 года. К ноябрю суда достигли Рио-де-Жанейро, потом – острова Южная Георгия, где Беллинсгаузен открыл архипелаг Траверсе. 3 января 1820 года они приблизились к группе островов Южный Туле, где столкнулись с огромным количеством айсбергов. Спустя две недели плавания в южном направлении мореплаватели обнаружили, что поля льда – повсюду, куда достает человеческий глаз. К марту 1820 года суда разделились и взяли курс на Австралию через Индийский и Южный океаны, причем вглубь последнего до того никто не заходил. После Австралии корабли исследовали Тихий океан, совершили открытия ряда островов и атоллов, а затем вернулись в порт Джекон, будущий Сидней. Окончание следует. «Прогресс Приморья», № 36 (549) от 20.09.2019 г. |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |