|
|||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
Только самолётом можно долететь…О том, как живут соседи по ДФО, населяющие нижний Амур и Приамгунье, нашими читателям расскажут путевые заметки автора газеты Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России. ПутинаОсень на Дальнем Востоке – время хода кеты на нерест, то есть в те места, где она когда-то и появилась на свет в виде мальков. И, казалось бы, к этому периоду всем службам стоит подготовиться заранее. Однако многолетний опыт говорит о том, что готовятся не все. Впрочем, для тех, кто живёт в эти местах давно, путина – единственное время, когда можно заготовить рыбы и икры на весь долгий зимний период. Успел заготовить продукт – до весны можно жить более или менее спокойно. И так – от путины до путины. Орудие лова – капроновые сети, средство передвижения по реке – дюралевые лодки и японские моторы. Люди, оказавшись в этих местах впервые, задают вопрос: почему кету не ловят на блесну? И, понятное дело, ответа нет, на лицах появляются лишь улыбки: мол, попробуй сам – и всё поймёшь. Мне довелось попробовать, и, честно сказать, поймать ни одного лосося на блесну не удалось. Когда косяк идёт в нерестовые речки, никакая блесна ни самку, ни самца не интересует. Главная задача – любыми путями добраться до родных мест, откуда кета ушла вниз по течению мальком, выметать икру и умереть. Так распорядилась природа, и ничего не поменяешь. Из века в век повторяется одно и то же. После нереста плывут вниз по течению самки, а самцы, сопровождающие их, заходят в озёра, тихие заводи, чтобы тихо закончить свой жизненный путь. Тысячи и тысячи косяков начинают свой путь в море, где, вам это скажет любой рыбак, кета прекрасно берёт на блесну. Однако, попадая в реку, в пресную воду, где пространство значительно сужается, рыба главные силы расходует на преодоление стремительного течения – ведь она всегда поднимается вверх, и в этот период её и ловят. Ладно бы только рыбаки, но и главные вредители – браконьеры. Явно из добрых побуждений краевой министр рыбного хозяйства издал указ о выдаче лицензий на вылов красной рыбы в путину 2018 года. И на основании документа на местах стали выдавать лицензии, где чёрным по белому написано, что рыбачить разрешено только на блесну. За такую лицензию люди заплатили деньги, но, разобравшись, что к чему, местные жители поняли, что их, мягко говоря, ввели в заблуждение. На нерестовых реках поймать красную рыбу можно лишь сетью. По документу выходило, что попадешься инспектору без удочки – плати штраф, а сеть, будь добр, сдай как незаконное орудие лова. Местные сильно возмутились и, собравшись на сельский сход, приняли решение перекрыть трассу, по которой идут караваны машин с породой ГОКа. Тем самым приостановили процесс доставки породы на переработку. Благо в Министерстве одумались, прислали с вертолётом нарочного, который привёз другой указ, где жителям разрешалось до 29 сентября ловить рыбу сетью на основании выданных лицензий. Говорили тогда, что в комитете рыбного хозяйства Хабаровского края сняли главу. По словам тогда ещё губернатора Хабаровского края Вячеслава Шпорта, вылов лососёвых очень важен для жителей края. "Этот вопрос имеет большую социальную значимость, много жалоб мне поступило по этому поводу от жителей. Если люди недовольны, значит, недорабатывает комитет рыбного хозяйства…", – заявил Шпорт на заседании комиссии по регулированию добычи лососёвых пород рыб, которые бывший губернатор и возглавлял. Как говорится, справедливость тогда восторжествовала, но осадочек остался, особенно у старожилов и их семей. О браконьерах речи нет – ими занимаются соответствующие органы… Эксперимент с удочкой я провёл лично. Впрочем, именно ловлей на удочку здесь называют блеснение. Вставал рано утром и шёл на реку, где пропадал до обеда. За весь период осенней рыбалки поймал на блесну всего… две щуки. Отметавшая икру кета, которую поневоле цеплял блесной, не в счёт. Ни вкуса в ней, ни пользы – как говорится, ни рыба, ни мясо… Она напоминает больше тень той кеты, которая поднималась в верховья. Замечу, был несказанно рад этим двум пойманным на блесну щукам! При разделке внутри самой крупной оказался проглоченный чебак приличного размера. Кот с удовольствием им отужинал. В текущем году мне снова довелось побывать в тех же местах практически в то же время. Изменилось здесь мало что, единственное – разлив больших и малых рек до размера малых морей. Затоплены все топи, косы, кое-где вода залила дороги, по которым приискатели возят породу на переработку. Несмотря на это путина здесь проходила более или менее удачно. Люди отоваривали лицензии до 29 сентября, и, кто не ленился, обеспечили свои семьи рыбной продукцией. Однако паводок до сей поры не спадает. И это видно невооружённым глазом. Амур в районе города Комсомольска подпирает берега так, что в выходные дни горожане рыбачат или просто отдыхают на природе очень близко к автомобильной трассе. Из окна транспортного средства отчётливо просматривается рыбалка. Вешки, показывающие старое русло, еле заметны на горизонте. И так практически везде, где дорога проложена параллельно берегу. Такая же картина наблюдается и в окрестностях Николаевска-на-Амуре, то же самое происходит и в Хабаровске. Народ удивляется: погода стоит солнечная, дождей минимум, а реки полноводные. Даже старожилы недоумевают, говорят о том, что когда идут долгие дожди, и горные ручьи наполняют реки, тогда с наводнением всё ясно. Сегодня, как предполагают специалисты, вероятно, вода поступает из-под земли. Якобы какие-то внутренние источники заполняют пустоты. Одним словом, происходит какой-то труднообъяснимый процесс в самой природе, и, кажется, загадка эта будет разгадана нескоро. Удивительно, но в реках нет так называемых "лампешек", которых в детстве мы ловили немало, и, сняв с крючка, отпускали восвояси. Их не ели коты, а люди – тем более. Рыбки отличались радужной красотой, переливались на солнце, но были несъедобны. Куда-то исчез пескарь, который водился в наших водах всегда. Пытался поймать на удочку хотя бы один из этих видов речных рыб, но тщетно, зато гольяны ходят стаями; есть и такая рыба, как чебак. И это уже хорошо. Продолжение следует «Прогресс Приморья», № 37 (550) от 26.09.2019 г. |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |