|
|||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
Калашников – человек и автоматВ прошлом номере редакция газеты Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России рассказывала о праздновании Дня оружейника, в рамках которого состоялись важные мероприятия, в частности Форум оружейников России, заседание комиссии Российского союза промышленников и предпринимателей по оборонно-промышленному комплексу, в котором приняли участие члены Приморского регионального отделения СоюзМаш России. Напомним, в этом году празднование Дня оружейника было приурочено к 100-летию Михаила Тимофеевича Калашникова – выдающегося советского и российского конструктора автоматического стрелкового оружия, главного конструктора – начальника бюро по стрелковому оружию ОАО "Концерн "Ижмаш", генерал-лейтенанта. Сегодня мы расскажем нашим читателям о конструкторе, оружие которого состоит на вооружении советской и российской армии более 60 лет. М. Т. Калашников был семнадцатым ребенком в многодетной крестьянской семье, в которой из девятнадцати родившихся детей выжили только восемь. Родился будущий конструктор 10 ноября 1919 года в селе Курья Барнаульского уезда Алтайской губернии (ныне – Курьинский район Алтайского края) в семье Тимофея Александровича и Александры Фроловны Калашниковых. В 1930 году Тимофея Калашникова, объявленного кулаком, выслали из Алтайского края в Сибирь, в деревню Нижняя Моховая (Томская область). В том же году в ссылке Тимофей Александрович умер, не выдержав случившегося потрясения. Мать, Александра Фроловна, вновь вышла замуж за Ефрема Никитича Косача. Несмотря на тяжелые условия жизни, вместе со вторым мужем она постаралась дать своим детям образование. Однако своей школы в Нижней Моховой не было, и Михаилу пришлось ходить в школу соседнего села Ворониха, ежедневно преодолевая по 15 километров. В школе Миша Калашников тянулся к знаниям, и уже тогда пытался изобрести "вечный двигатель". Помимо увлечения физикой, геометрией, различными механизмами, играл в любительских спектаклях, писал стихи и эпиграммы на школьных товарищей. Окончив семь классов средней школы, Михаил вернулся на Алтай – на заработки. В родном селе устроиться на работу он не смог, и через некоторое время возвратился в Нижнюю Моховую, где проучился еще один год в школе. В 1936 году, подправив в документах дату рождения, Калашников получил паспорт и вновь отправился в Курью. Там устроился работать на машинно-тракторную станцию и вступил в комсомол. В 1937 году Михаил переехал в Казахстан и поступил учеником в железнодорожное депо станции Матай Туркестано-Сибирской железной дороги. Общение с машинистами, токарями и слесарями депо укрепило его интерес к технике и пробудило желание сделать что-нибудь самому. Через некоторое время его перевели в Алма-Ату (ныне – Алматы) техническим секретарём политического отдела третьего железнодорожного отделения Туркестано-Сибирской железной дороги. В сентябре 1938 года М. Т. Калашникова призвали в ряды Красной Армии. Окончив дивизионную школу младших командиров и освоив специальность механика–водителя танка, он продолжил дальнейшую службу в танковом полку, дислоцированном в г. Стрый Киевского особого военного округа. Командир роты, в которой служил Калашников, разглядел в нем задатки конструктора. Михаил Тимофеевич вспоминал: "Для нас выкраивали "окна" в распорядке дня, давали дополнительную возможность поколдовать в мастерской, чтобы мы могли воплощать свои задумки в практические дела". Молодой танкист изготовил специальное приспособление к пистолету ТТ для повышения эффективности стрельбы через щели в башне танка, разработал инерционный счётчик для учёта фактического количества выстрелов из танковой пушки, создал прибор учёта моторесурса танкового двигателя. Последнее изобретение оказалось очень важным, и в конце 1940 года младшего сержанта Калашникова вызвали для доклада к командующему округом генералу армии Г. К. Жукову. После беседы, ознакомившись с конструкцией прибора, Жуков направил изобретателя в Киевское танко-техническое училище для изготовления двух опытных образцов прибора и проведения их всесторонних испытаний на боевых машинах. По завершении испытаний прибора командующий округом наградил Калашникова именными часами и отдал распоряжение об откомандировании его в Москву – в одну из воинских частей, на базе которой проводились дальнейшие сравнительные испытания прибора. После проведения сравнительных испытаний распоряжением начальника Главного автобронетанкового управления Красной Армии генерал-лейтенанта Я. Н. Федоренко весной 1941 года Калашникова направили в Ленинград на завод № 174 им. К. Е. Ворошилова, для доработки конструкции прибора и постановки на серийное производство. Опытный образец прибора успешно выдержал лабораторные испытания в заводских условиях, а в Главное автобронетанковое управление 24 июня 1941 года был отправлен отчет, подписанный главным конструктором завода С. А. Гинзбургом, в котором говорилось: "Основываясь на простоте конструкции предложенного т. Калашниковым прибора и на положительных результатах лабораторных испытаний, завод в июле месяце с. г. отработает рабочие чертежи и изготовит образец для окончательных, всесторонних испытаний его с целью внедрения на спецмашины". Однако провести всесторонние испытания не довелось – началась война. Великую Отечественную войну командир танка старший сержант Калашников встретил в августе 1941 года в составе 108-й танковой дивизии Брянского фронта. В сентябре того же года в боях с немецко-фашистскими захватчиками под Брянском его танковая рота попала под артиллерийский обстрел. Танк Калашникова был подбит, а сам он получил тяжелое ранение в плечо и серьезную контузию. Две недели с боевыми товарищами он выходил из окружения, после чего был отправлен в прифронтовой лазарет в г. Трубчевск, а затем – в эвакогоспиталь № 1133 Ельца. Находясь в госпитале, Михаил Тимофеевич начал работать над проектом пистолета-пулемета для оснащения Красной Армии. Творчески используя техническую литературу, имевшуюся в библиотеке госпиталя, он к моменту выписки выполнил рабочие чертежи нового оружия. Получив по состоянию здоровья шестимесячный отпуск перед возвращением на фронт, Калашников вернулся в Курью, а затем – на станцию Матай, в железнодорожных мастерских которой с разрешения начальника депо он изготовил опытный образец пистолета-пулемета. С готовым образцом своего оружия Калашников направился в Алма-Ату, где в то время в эвакуации находился Московский авиационный институт им. Серго Орджоникидзе. В учебных мастерских факультета стрелково-пушечного вооружения этого института он доработал конструкцию своего пистолета-пулемета и собрал его более совершенный образец. В июне 1942 года образец пистолета-пулемета Калашникова направили на отзыв в Артиллерийскую академию имени Ф. Э. Дзержинского, эвакуированную в г. Самарканд. Первым из специалистов-оружейников опытный образец нового пистолета-пулемета оценил начальник этой академии, крупнейший учёный в области баллистики и стрелкового вооружения, будущий дважды Герой Социалистического Труда генерал-майор артиллерии А. А. Благонравов. Несмотря на выявленные недоработки конструкции представленного оружия, он отметил талант начинающего разработчика и рекомендовал направить старшего сержанта Калашникова на техническую учёбу. Позже пистолет-пулемет Калашникова был рассмотрен специалистами Главного артиллерийского управления Красной Армии, которые, оценив удачную конструкцию представленного оружия, тем не менее отклонили его внедрение в производство из-за технологической сложности изготовления. Самого талантливого молодого конструктора-оружейника решили привлечь к конструкторской работе, направив его в июле 1942 года для дальнейшего прохождения службы на Научно-исследовательский полигон стрелкового и миномётного вооружения Главного артиллерийского управления Красной Армии (НИПСМВО). На НИПСМВО, помимо доработки конструкции своего опытного образца пистолета-пулемета, Михаил Тимофеевич в 1944 году разработал ручной пулемет и самозарядный карабин, основные узлы которых послужили базой для создания будущего автомата. В 1945 году Калашников принял участие в конкурсе на разработку автоматического оружия под промежуточный патрон 7,62´39 образца 1943 года. Проект его автомата был одобрен конкурсной комиссией, которая приняла решение об изготовлении в 1946 году опытных образцов и проведении последующих сравнительных полигонных испытаний. Соперниками Калашникова в полигонных испытаниях стали многие прославленные конструкторы-оружейники, в том числе В. А. Дегтярёв и Г. С. Шпагин. Первым сошел с испытаний автомат Шпагина, затем начал давать сбои автомат Дегтярёва. Под конец испытаний остались только три автомата, которые были рекомендованы к дальнейшей доработке, и среди них – образец М. Т. Калашникова. Продолжение следует. «Прогресс Приморья», № 37 (550) от 26.09.2019 г. |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |