Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
11 октября, пятница
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Гордость отечественного авиапрома

Продолжение. Начало в № 37

Все пилоты вспоминают особенно тепло именно вертолёт Ми‑1, хотя модификаций всемирно известного бренда было немало. Чего стоит Ми‑24, который был проверен афганской войной. Впрочем, не менее знаменитая камовская марка Ка‑50, как и милевская двадцатьчетвёрка, изготовленные в разное время на ныне лидирующем предприятии Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России, стали известны благодаря тем, кто выпускал эти машины, испытывал и эксплуатировал их. Именно эти люди приложили немало усилий для того, чтобы вертолёты, "вый­дя на пенсию", стояли на пьедесталах города Арсеньева, где авиацией пропитан воздух. Здесь они установлены на лобных местах, и горожане и гости всегда имеют возможность своими глазами, а не на картинках и по телевизору, увидеть эту мощь, сфотографироваться рядом и сохранить снимки в своём личном архиве. И это очень важно, особенно для подрастающего поколения.

Совсем другую картину мы наблюдаем у наших соседей, хабаровчан. Раньше любой желающий имел возможность прочесть табличку с характеристиками машины, и хотя бы на время прикоснуться к истории отечественного авиапрома. Сегодня пьедестал осиротел.

Пилот Владимир Сапаров вспоминает: "…Ми‑1 стал сразу визитной карточкой авиакомпании "Восток". Подъезжаешь: "Где встречаемся?" – "Да около вертолёта!". Весь город знал это место!"

Вторит лётчику и Виктор Иванишко, заместитель директора Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации по организации лётной работы, начальник лётного комплекса. Он, впрочем, называет себя "самолётчиком", однако о Ми‑1 говорит с особым уважением. "Это как учебная парта для многих вертолётчиков. Большинство из освоивших Ми‑4, Ми‑8, Ми‑62 и Ми‑26, начинали именно с "Ми‑1". Эти вертолёты в 60–70-е годы были востребованы геологами – для изыскания, доставки людей и их специальных грузов, обслуживания геологических партий, да и вообще для выполнения авиационных работ в народном хозяйстве. Машина была надёжной, вертолётчики о ней рассказывают с восторгом".

Уникальность Ми‑1, считают специалисты, – в том, что на ней было такое подвижное пилотирование, способное создавать все фигуры пилотажа, что им равных в мире просто не было. Неудивительно, что именно на них было совершено много мировых рекордов.

Виктор Иванович продолжает свой рассказ: "И вот когда начали задумываться об истории гражданской авиации, решили, что первые воздушные труженики заслужили внимание и уважение. Машины нашли, восстановили и, благодаря усилиям дирекции авиакомпании "Восток", установили в Хабаровске памятники вертолёту Ми‑1 и самолёту Ан‑2, чтобы в городе была память о гражданской авиации тех лет, без которой невозможно двигаться дальше.

Вертолёт здорово вписался…, украшал это место. Мы туда водили молодёжь, студентов, на фоне проводилось фотографирование ветеранов, оттуда начинались авиационные праздники. Такие символы способствуют воспитанию молодого поколения и пропаганде гражданской авиации. Стоял наш заслуженный вертолёт-ветеран на своём постаменте много лет. Казалось, что так будет всегда. Но жизнь идёт, и всё в ней меняется. Поменялась форма собственности, в гражданской авиации появились акционерные общества и даже частные владельцы. Начали делать авиакомпании вместо авиаотрядов. Теперь есть "Хабаровские авиалинии" – краевое государственное унитарное предприятие, которое на местных авиалиниях заменило авиакомпанию "Восток" в обслуживании пассажиров на социально значимых перевозках. Мощный и крупный когда-то, имевший самолётный и вертолётный парк "Восток", стал дочерней компанией "ЮТэйр", только три Ми‑8 до сих пор остались "осколком" авиакомпании "Восток" и, хотя они находятся в краевой собственности, сейчас работают в Тюменской области…"

"Формально вертолёт принадлежит компании "ЮТэйр" и, по большому счёту, это их собственность. Конечно, легче взять готовое, чем где-то искать и восстанавливать, как это когда-то сделали наши ребята из второго объединённого авиаотряда абсолютно бесплатно, – рассказывает председатель профсоюзов авиаработников Дальнего Востока Хасан Серожединов. – Эта редкая машина внесла огромный вклад в развитие Дальнего Востока: когда не было ни дорог, ни взлётно-посадочных полос, при копеечной стоимости топлива, Ми‑1 был единственно доступным транспортом. Когда он стоял у малого аэропорта, честно говоря, девяносто процентов людей проезжали и не замечали его. А когда вертолёт сняли с пьедестала, тут такое событие встряхнуло всех, но особенно – профессионалов. И на имя генерального директора АО "ЮТэйр-Вертолётные услуги" Андрея Ильменского от Общественного совета при Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края и краевого музея им. Гродекова были направлены письма с просьбой оставить вертолёт в Хабаровске".

"Трудно сказать, знают ли вообще руководители "ЮТэйр" об этой ситуации, попадут ли к ним на стол наши бумаги и какое решение будет принято. Мы сейчас уже думаем о том, чтобы хоть самолёт Ан‑2, который стоит рядом с вокзалом авиакомпании "Восток" – тоже очень заслуженная машина, оставили на постаменте, – говорит Виктор Иванишко. – А вертолёт Ми‑1 – единственный, и найти ещё такую машину будет не так просто".

В общем, страсти по исчезнувшему вертолёту не утихают. Вот, например, что говорит и. о. генерального директора краевого музея им. Гродекова Юрий Белкин: "Я надеюсь, что в вопросе возврата памятника здравый смысл всё-таки возо­бладает. Хотя сохранение памятников и памятных знаков не является профильной деятельностью нашего музея, мы не смогли остаться в стороне. В данном случае мы выступаем как институт национальной памяти.

Музей – это своего рода аккумулятор народного мнения. Надеемся, что наше письмо не будет гласом вопиющего, потому что подключились очень многие люди: и организации, и частные лица, и ветераны авиации, и государственные органы в лице Министерства транспорта и дорожного хозяйства".

Думается, что когда большое количество людей, профессионалов и непрофессионалов, объединяются ради такой благой цели, это говорит о многом. Значит, гражданское общество есть, и оно действует. В жизни существуют какие-то вещи, которые по определению не должны быть подвластны вопросам прагматизма, коммерциализации. По этой причине есть надежда, что знаменитый вертолёт вернётся на своё законное место.

Продолжение следует

«Прогресс Приморья», № 39 (552) от 11.10.2019 г.

Виктор Бойцов

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно