|
|
||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
По страницам «вахтенного журнала»Газета Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России продолжает обзор "Морского сборника" – журнала Военно-Морского Флота, который издается с марта 1848 года. В этом номере обратимся к теме атомных подводных лодок, которые благодаря скрытности и неограниченным возможностям по дальности плавания могут неожиданно наносить сокрушительные ракетные удары из любой точки Мирового океана. Именно для выполнения этой задачи живет и служит каждый член экипажа – от матроса до командира. Внезапно, молниеносно и смертельноТак, в одном из номеров за 2019 год под рубрикой "Кают-компания маринистов" опубликована статья капитана I ранга, кандидата технических наук В. Бычкова "Гремучая змея" холодной войны", в которой повествуется о боевых службах подводников. По словам самого автора, "службу на ракетных атомных подводных лодках нельзя ставить в один ряд с другими профессиями, быть подводником – это призвание и состояние души". Как отмечает В. Бычков, в советское время атомоходы редко стояли в базе, постоянно выходили в море на отработку задач в полигонах боевой подготовки и в дальние походы (автономное плавание). Подводники выполняли важные задачи, представляя собой грозную силу. Атомные подводные лодки проекта 670М "Чайка" (также встречается обозначение "Скат-М", по классификации НАТО – "Чарли" II) – серия советских ПЛ второго поколения, построенных в 1972–1981 годы. Проект разработан Горьковским ЦКБ "Лазурит", главный конструктор – А. Лещёв. Основным их предназначением было уничтожение кораблей, АУГ, конвоев, десантных отрядов, но главными целями являлись авианосцы. Появление в океанских просторах ударных подводных ракетоносцев проекта 670М со стартом ПКР из-под воды стало неприятным сюрпризом для авианосных ударных соединений и крупных надводных кораблей ОВМС НАТО. На тот момент вероятный противник более или менее научился обслуживать атомоходы первого поколения проектов 675 и 675М. И вот – совершенно новые подводные лодки, значительно менее шумные и с новой тактикой применения оружия. Характеристики противокорабельных ракет "Малахит" также были новыми, и ВМС стран НАТО нужно было найти контрмеры против них. Оценивая тактику наших новых подводных лодок, офицеры кораблей противолодочных сил ОВМС НАТО стали называть их "гремучими змеями", имея в виду их небольшую шумность и неотвратимость ракетного удара. Подобная затаившейся под водой морской "гремучей змее", ракетная ПЛ "ужалит" внезапно, молниеносно и смертельно. Бывший заместитель командующего 6-м флотом США вице-адмирал Букгалтер признавался, что в шумной акватории Средиземного моря под каждым советским кораблем слежения или под проходящими танкерами ему мерещились крадущиеся "гремучие змеи" (лодки типа "Чарли"), возможности которых значительно превосходили возможности средств обнаружения и защиты американских надводных кораблей. Фактически адмирал расписался в невозможности борьбы с подводными лодками данного проекта. Именно эти подводные лодки стали реальной угрозой для АУГ, крупных конвоев, десантных отрядов любого вероятного противника в период "холодной войны". ПЛА проекта 670М идеально соответствовала критерию "стоимость и эффективности" для страны. Боевая службаНо расскажем немного о боевой службе – именно так называется автономное плавание подводной лодки. С психологической точки зрения очень нелегко, когда в прочном стальном корпусе под толщей воды длительное время без всплытия на поверхность находятся несколько десятков человек, объединенных в единое целое – экипаж. Звание настоящего подводника – конечно же, неофициально, – человек получает только побывав на двух-трех боевых службах. А если за плечами пять боевых походов и более, то ты считаешься опытным подводником – асом-подводником. Среди подводников бытует мнение, что в море всегда спокойнее, чем на берегу. Автор повествует о боевой службе под командованием капитана I ранга С. Петренко. В состав экипажа ПЛА "К‑503" входили: старший помощник капитана II ранга Ю. Цуканов, помощник командира ПЛА капитан III ранга Н. Трошкин, командиры БЧ‑1 – капитан III ранга А. Логинов, БЧ‑2 – капитан III ранга В. Бычков, БЧ‑3 – старший лейтенант М. Полетаев, БЧ‑4,7 – капитан-лейтенант А. Потокин, БЧ‑5 – капитан II ранга С. Убей-Волка, командиры дивизиона движения – капитан III ранга В. Солдатов, электротехнического дивизиона – капитан III ранга С. Круглов, дивизиона живучести – капитан III ранга З. Казарян, начальник химслужбы капитан III ранга И. Ермаков и медслужбы – капитан м/с С. Улитин. Старшим на борту ПЛА на период автономного плавания был назначен опытный подводник, заместитель командира 50-й дивизии подводных лодок капитан I ранга В. Лагир. БЖСНесмотря на произошедшую в апреле 1989 года трагедию с ПЛА "Комсомолец" и аварию в реакторном отсеке на ПЛА "К‑192", настрой на поход у личного состава "К‑503" был деловым и серьезным. Штабами различного уровня чаще проводились проверки готовности к выходу в море, уточнялись детали и состояние техники (вооружения). Повседневная служба шла своим чередом, но добавилась погрузка боекомплекта ракетного и торпедного оружия, гидравлики продуктов и других необходимых запасов, в которой участвовали все категории личного состава: матросы, мичманы и офицеры. Проверка подготовки экипажа "К‑503" штабом Северного флота проводилась с особой тщательностью. Особое внимание уделялось вопросам спасения экипажа, борьбы за живучесть. В ходе одной из проверок штабом СФ произошел курьезный случай. Проверяющий офицер штаба СФ приказал из дизельного отсека вынести спасательный плот на надстройку. При переноске плота через VI отсек за ручку закрытия кремальеры случайно зацепилось устройство раскрытия – ременная шлейка. Плот сработал штатно и раздулся между VII и VI (реакторным) отсеками, перекрыв проход. Пришлось проколоть его оболочку, чтобы стравить воздух, и впоследствии вписать. Уроки мужестваНаконец, наступил день выхода. Когда ПЛ достигла заданной точки погружения, ее командир дал команду: "Всем вниз, подготовиться к погружению!" Автор отмечает, что первые дни были особенно тяжелыми, и виной тому – усталость экипажа, измотанного подготовкой к выходу. Долгая служба на атомоходе накладывает определенный отпечаток на людей, их привычки, манеру поведения, психику. Плавание на лодке сопряжено с постоянным риском. Это и держит в напряжении подводников весь поход. В этих условиях обостряются слух и осязание. Любой запах в герметичном прочном корпусе воспринимается особенно остро, в первую очередь – запах гари. Подводник мгновенно услышит, что какой-то механизм изменил ритм работы, что в обычный шумовой фон вклинился посторонний звук, что означает только одно – аварию или поломку. Опытный подводник уже знает, как ведет себя его техника в длительном плавании, предполагает, какие "сюрпризы" можно ожидать, заранее обращает особое внимание на определенные узлы или блоки. Но самое главное условие успешного автономного похода – это уверенность в себе, в своих товарищах. Согласно статистике, всплеск числа аварий и поломок на боевой службе, как правило, приходится на начало и конец похода. В начале – потому, что люди еще не втянулись в ритм, техника тоже может отказать от большой нагрузки после базового выключения. А в конце автономки – потому, что ожидание встречи с семьей, возможного отпуска и другие факторы притупляют бдительность, снижают внимание, расслабляют обычно собранных подводников. Экипаж подводной лодки разбивается в море на три боевых смены, каждая из них несет вахту по четыре часа, сменяя друг друга. Каждое воскресенье проводились дни специалиста. Особенно автору запомнились дни БЧ‑2, БЧ‑4, химической службы, дивизиона движения. Ценную инициативу проявили офицеры первой боевой смены – вахтенный офицер капитан III ранга В. Бычков и вахтенный механик капитан III ранга В. Солдатов. Перед заступлением на ходовую вахту на инструктаже боевой смены они рассказывали личному составу о причинах аварий, случившихся с советскими и американскими подводными лодками. Выполнение задачОсновная задача, которая стояла перед экипажем в период "холодной войны", – это слежение за авианосной ударной группировкой ВМС США во главе с авианосцем "Корал Си" в Средиземном море. В то время "Корал Си" совершал свой последний поход. Он был переброшен к берегам Ливана, откуда 1 августа 1989 года началась эвакуация американского посольства из Бейрута. Тактико-технические характеристики нашего ракетоносца позволяли ему выполнять основную задачу. Это была самая малозаметная атомная подводная лодка второго поколения. При обнаружении крупной группировки кораблей можно было произвести залп "в упор", с полной гарантией уничтожения целей – время подлета в пределах радиолокационной заметности ракет составляло менее четырех минут на минимальной высоте, что почти не давало шансов на их уничтожение средствами ПВО ордера. Связь с подводной лодкой и управление ее действиями осуществлялись с берегового командного пункта. Для проведения сеансов требовалось всплыть на перископную глубину, что увеличивало возможность ее обнаружения противолодочными силами вероятного противника, который прилагал все усилия, чтобы найти нашу подводную лодку и осуществить слежение за ней. Всплытие под перископ – это всегда огромный риск для командира, всего экипажа и корабля в целом. В. Бычков вспоминает случай всплытия для участия в учениях в составе 5-й оперативной эскадры ВМФ на Средиземном море. При этом возникла необходимость в пополнении запасов провизии для личного состава. Удивление вызвало качество загружаемых продуктов: крупный белый голландский картофель в серых льняных мешках, капуста и апельсины в фанерных ящичках, каждый овощ или фрукт разложен в отдельные картонные ячейки… Как вспоминает автор, на следующий день начались совместные учения. ПЛА выполняла маневр по уклонению от корабельной поисково-ударной группы, а надводные корабли эскадры осуществляли поиск "иностранной" подводной лодки, роль которой играла "К‑503". Честь имею!Несколько дней совместных учений и напряженной работы экипажа после месячного слежения за авианосным соединением остались позади. Подводная лодка легла на обратный курс, автономное плавание близилось к завершению. Сыграли учебную тревогу для прохода узости, прошли Гибралтарский пролив и вышли в Атлантический океан. И вот, наконец, лодка всплыла в надводное положение. "Виден автобус на берегу, и на пирсе – встречающие родственники… Швартуемся к пирсу, и мы – дома. Хочется задать вопрос: "Трудно ли было в дальнем походе?" Не скрою, да, было и сложно, и тяжело вдали от родных берегов. Но мы ощущали гордость и удовлетворение от выполнения боевого задания", – пишет В. Бычков. Продолжение следует «Прогресс Приморья», № 40 (553) от 18.10.2019 г. |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |