Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
24 октября, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Золотые союзнические конвои

Когда слышишь о том, что помощь западных стран, оказанная Советскому Союзу в период Великой Отечественной войны 1941–1945 годов, чуть ли не стала решающей и в огромной мере способствовала общей победе во Второй мировой войне, то сразу хочется возразить.

Во-первых, ленд-лиз не был бесплатным, как пытаются доказать некоторые историки, во‑вторых, он отнюдь не был мирным, так как немало караванов не дошли до места, будучи потопленными авиацией и военно-морскими силами врага и не только. На дно вместе с судами уходила и команда. Можно согласиться с тем, что на начальном этапе войны помощь Запада помогла, но сегодня исследователи этой малоизученной темы обращают внимание на то, что порой загрузка судов проходила так быстро, что команда до самого прибытия в порт находилась в неведении, какой груз они приняли на борт. Под покровом большой тайны грузились караваны, которые направлялись в обратный путь.

Известно, что суда, выходившие из архангельского порта, были забиты, как говорится, под завязку, золотыми слитками. Шла война, работали артели, которые добывали золото. В специальных лабораториях его переплавляли, клеймили, и дальше начинался долгий и трудный путь северных конвоев в Великобританию и США. То есть тем странам, которые поставляли Стране Советов оружие, танки, трактора, самолёты, автомобили, продовольствие… Не секрет, что после разгрузки техники в Мурманске и Архангельске не все комплектующие подходили, и тогда русским мастерам приходилось искать выход из положения на месте. А золото… оно и есть золото, его до ума доводить не надо. Оно может храниться веками…

Редакция газеты Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России, открывая рубрику "К 75-летию Великой Победы", начинает публиковать цикл материалов о героической странице в жизни большой страны, когда моряки торгового флота участвовали в союзнических конвоях. Они погибали от пуль и осколков, но стояли до конца. Моряки понимали, что от их работы зависит многое, и подвиг тех, кто не вернулся из рейса, будет жить в памяти потомков вечно. Впрочем, Владивосток потерял в тех конвоях немало морских судов, которые из мирных превратились в военные. Однако не будем забегать вперёд, начнём по порядку.

Война в Европе докатилась и до границ СССР. Вероломное нападение позволило фашистской Германии в течение двух месяцев овладеть Прибалтикой, Белоруссией, Правобережной Украиной и вплотную приблизиться к Ленинграду.

В другой части большой страны, в Архангельске, по улицам прогуливались празднично одетые горожане, оркестры исполняли марши, на ветру развевались красные стяги, а на транспарантах было по-английски написано "Добро пожаловать!". Так город готовился к торжественной встрече первого союзного конвоя, который вёз в своих трюмах стратегические грузы и военную технику для нужд Красной Армии. Конвой шёл из Англии, почему и слова на транспаранте были написаны по-английски.

Встреча конвоя произошла 31 августа 1941 года. Имея зашифрованное название "Дервиш", конвой состоял из шести транспортных судов, охранения из двух крейсеров, двух эсминцев, трёх тральщиков, четырёх корветов и одного авианосца. Среди прочих грузов, союзники доставили 10 тонн каучука для военной промышленности, 16 истребителей с личным составом, стрелковое оружие и медикаменты. Спустя несколько недель в Архангельске встречали ещё один конвой, имевший шифр "PQ". Казалось, что так будет всегда: сколько продлится война, столько и караваны будут доставлять грузы на советскую землю.

Однако не всё пошло гладко. Если в первые месяцы немцы на эти союзные переходы особого внимания не обращали, сосредоточившись на молниеносном плане "Барбаросса" и захвате Москвы, то после неудач на подступах к столице ситуация в корне изменилась. Военно-морской флот гитлеровской Германии всерьёз взялся за Баренцево море. Вышедший из Шотландии "PQ‑12" в конце февраля 1942 года был взят на сопровождение. На перехват 14 транспортов был послан отряд до зубов вооружённых боевых кораблей во главе с мощным на тот период линкором "Тирпицем". К счастью, немецкая эскадра была вовремя обнаружена, конвой изменил курс, и когда вошёл в полосу северных густых туманов, все поняли, что неприятель остался с носом.

Однако радоваться было рано: туман рассеялся, и немцы увидели прямо по курсу идущий небольшой советский пароход "Ижора", из-за тумана отбившийся от конвоя, следовавшего из Мурманска в Англию. Набросившись на мирное судно, три германских миноносца в течение получаса в упор расстреливали пароход. Советское судно вместе с командой ушло на дно, унеся с собой тайну союзных конвоев.

Дело в том, что суда, шедшие из СССР в Англию и США, обозначались литерами "QР". Захват "Ижоры" мог бы раскрыть тайну ленд-лиза, суть которой – двустороннее соглашение. Суть его сводилась к следующему: Советский Союз получал долгосрочные кредиты, на которые и приобреталась так называемая "бескорыстная" помощь. Подобное соглашение СССР подписал и с Великобританией. Особо стоит сказать о том, что, в соответствии с этими соглашениями, ни один американский или английский транспорт не выходил из портов Архангельска и Мурманска пустым, туда что-то грузили. Советские суда тоже не выходили из родных портов порожними. Груз поистине был золотым.

Чем упорней были бои на территории СССР, тем ожесточённей становилась война в море. 1 мая 1942 года немецкая подводная лодка взяла на сопровождение и атаковала торпедами английский крейсер "Эдинбург". Он держался на плаву, но команда получила приказ покинуть корабль. Английские эсминцы расстреляли его, и "Эдинбург" опустился в морскую пучину. Это событие обеспокоило не только английское командование, но и правительство. Позже стало известно, что стало причиной беспокойства: затопленный крейсер ушёл на дно с 10 тоннами золота высочайшей пробы в слитках. Стало ясно и другое: Страна Советов, защищая свои рубежи, теряя миллионы людей на полях сражений, по первому требованию союзников расплачивалась за ту самую "бескорыстную" помощь.

Продолжение следует

«Прогресс Приморья», № 41 (554) от 24.10.2019 г.

Виктор Бойцов

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно