|
|
||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
Золотые союзнические конвоиПродолжение. Начало в № 41 Мы рассказали о гибели крейсера "Эдинбург". Продолжая тему, вспомим о том, как удалось поднять затонувшее золото. Думается, судьба предоставила Кейту Джессопу шанс поднять золото неслучайно. Он был одержим идеей, более того, он оказался человеком добродушным и открытым. По крайней мере, так показалось членам советской делегации, прибывшей в Великобританию на переговоры. Реноме Джессопа подтвердили и англичане. В апреле 1981 года представители СССР и Великобритании заключили договор с частной фирмой "Джессоп Марин Рикавериз". По договору все расходы на операцию возлагались на Кейта Джессопа и его компаньонов. В случае успеха кладоискатели получали от сделки 45 процентов поднятых слитков. Остальные 55 процентов делились между СССР и Великобританией: Москве – 2/3, Лондону – 1/3. Пропорция была основана на размере страховых выплат сторон. Между тем не многие верили в то, что операцию удастся осуществить… Работы начались довольно скоро, 9 мая 1981 года. Пять дней спустя, после обследования дна в нужном районе, судно "Дамматор" обнаружило крейсер на большой глубине, которая достигала 250 метров. "Эдинбург" лежал на левом борту. После того как кладоискатели установили точное место, началась подготовка к операции по подъёму золота. В августе 1981 года в район водолазных работ прибыло судно "Стефанитурм", имеющее на борту оборудование, позволяющее водолазам вести глубинные работы до 400 метров. Лучшие водолазы жили в специальных барокамерах в трюме и опускались к "Эдинбургу" попарно в особом водолазном колоколе. Такой подход позволял экономить довольно много времени, исключая затраты на ежедневную процедуру декомпрессии. Положа руку на сердце, следует сказать, что оптимизм Джессопа поубавился, когда возникли препятствия на пути водолазов уже на дне. Пробраться в пробоины у водолазов не получилось, эта процедура оказалась довольно опасной. Тогда вырезали специальные отверстия в корпусе. Когда попали внутрь, ушло целых десять дней на расчистку завалов на пути к артиллерийскому погребу, где надеялись найти ящики с золотыми слитками. Однако люди быстро уставали, работая под водой в трюмах крейсера. Казалось, всё, можно заканчивать операцию для передышки, и тут случилось то, чего так долго ждали. Водолаз из Зимбабве, двадцатисемилетний Джон Россье выдохнул в микрофон: "Я нашёл его! Я нашёл золото!". Так на поверхность подняли первый драгоценный слиток благородного металла. Теперь представителям и СССР и Великобритании, да и всему миру было доказано, что свой союзнический долг правительство страны Советов выполняло, и получало помощь по ленд-лизу далеко не бесплатно. Более того, из мазута и донного ила водолазы доставали один слиток за другим. 431 слиток золота общим весом 5 129,3 килограмма был поднят с борта "Эдинбурга" за следующие 19 дней. Работы остановили лишь 5 октября 1981 года. Испортилась погода, к этому прибавилась страшная усталость водолазов. Кейт Джессоп объявил о завершении операции. Спустя четыре дня судно "Стефанитурм" встало на рейд в порту Мурманска. Слитки ещё раз пересчитали и взвесили. Золото, поднятое со дна Баренцева моря, потянуло на 81 миллион долларов. 35 миллионов получила фирма Кейта Джессопа, остальное поделили, согласно соглашению, СССР и Великобритания. Решено было продолжить поиски золота "Эдинбурга" через год, однако судьба подбросила неугомонному британцу новую находку – затонувшие испанские галоны в Карибском море. Естественно, Джессоп загорелся новой идеей, и передал права на работы на "Эдинбурге" другой английской компании, "Уорлтон-Уильямс". Просочилась информация о том, что, по некоторым данным, на борту крейсера было 10 тонн золота, а не пять, как утверждалось ранее. 34 слитка, поднятые водолазами Джессопа, стоили того, чтобы организовать ещё одну операцию в Баренцевом море. Увы, но следующая операция по подъёму золота была проведена спустя почти пять лет после первого подъёма. Осенью 1986 года водолазы достали ещё 29 слитков, которые потянули на 345,3 килограмма. Говорили ещё о пяти слитках, которые якобы водолазы видели ранее, но их так и не удалось поднять наверх. Они, вероятно, так и покоятся на дне холодного Баренцева моря. Впрочем, один из золотых слитков, доставшихся СССР, находится в экспозиции Алмазного фонда России как символ сурового военного времени. Продолжение следует «Прогресс Приморья», № 42 (555) от 01.11.2019 г. |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |