Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
15 ноября, пятница
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Золотые союзнические конвои

Продолжение. Начало в № 41

Чем ближе 75-летие Великой Победы 1941–1945 годов, тем отчётливей прослеживается тенденция некоторых исследователей темы северных конвоев категорично заявлять о том, что без них Страна Советов непременно потерпела бы поражение от гитлеровской Германии.

Однако таким исследователям можно возразить, приведя в пример гибель десятков советских судов и их экипажей, потопленных в Баренцевом море. Впрочем, и грузы, которыми были заполнены палубы и трюмы, тоже ушли на дно. Значит, оказать какую-то помощь ни фронту, ни тылу эти поставки уже не могли. Потери, увы, были велики. Хорошо известна история каравана РQ‑16, который не в полном составе дошёл до пункта назначения. В порт прибыли лишь семь судов. Другой конвой вышел из Исландии 27 июня 1942 года. В его состав входили 2 советских судна и 25 боевых кораблей охранения. В группу дальнего прикрытия входили 37 транспортов, в их числе 2 линкора, 4 крейсера, 12 эсминцев, 9 подводных лодок и 1 авианосец. В зоне ответственности Северного флота в небе барражировали 287 самолётов, сопровождали эскорт подводные лодки, тральщики и эсминцы. Почему такие силы были направлены в этот район, знали только единицы. Позже стало известно, что англичане готовили таким образом ловушку громадному немецкому кораблю "Тирпицу". Они верили в то, что, узнав о конвое, "Тирпиц" непременно атакует суда с грузом, а корабли дальнего охранения тут же его накроют. И немцы клюнули на эту уловку.

В ночь на 5 июля "Тирпиц", 3 крейсера и 12 эсминцев вышли из Альтен-фьорда наперерез конвою. Однако они не учли того, что русская подводная лодка К‑12, которой командовал капитан 2-го ранга Николай Лунин, затаилась в районе Рольвсёй. То и дело поднимая перископ, командир определил состав немецкой эскадры, и когда в обзор попал идущий зигзагообразно "Тирпиц", он принял твёрдое решение атаковать линкор. Ситуация сложилась благоприятным образом, советская подлодка оказалась внутри строя вражеской эскадры. Лунин приказал дать четырёхторпедный залп по цели. Акустики спустя две минуты зафиксировали два мощных взрыва. Торпеды повредили рулевое управление линкора. Лунин сообщил в штаб флота об удачной атаке, немцы, перехватив радиодонесение и пытаясь сохранить линкор, вернулись на базу.

Казалось, что угроза нападения тяжёлых немецких кораблей миновала, но не тут-то было. Адмирал Паунд, вероятно, руководствуясь сводками о потоплении не вернувшихся в порты конвоев, отправил силам прикрытия радиограмму: "Крейсерам на полной скорости отойти на запад. Ввиду угрозы надводных кораблей конвою рассеяться и следовать в русские порты". Моряки понимали, что это безумие, но приказ выполнили, оставив конвой без прикрытия. Тут и набросились на беззащитные суда немецкие самолёты и подводные лодки. И вот печальный результат: из 37 транспортов 23 ушли на дно. Вместе с ними оказались в пучине 3 350 автомобилей, 430 танков, 210 самолётов, около 100 тысяч тонн разных стратегических грузов.

Начало разгрома северных конвоев было положено 27 мая 1942 года. Мишенью стал конвой РQ‑16. Дело было так. 20 мая из Рейкьявика вышел конвой в составе 34 транспортов, 15 кораблей охранения и двух подводных лодок. Спустя четыре дня немецкая воздушная разведка обнаружила караван. Двое суток корабли спасались тем, что вошли в зону тумана. Третьи сутки стали роковыми – туман рассеялся, и немцы увидели караван РQ‑16. 108 немецких самолётов насчитали в небе участники тех событий, которые смогли пережить этот кошмар. Четыре судна одно за другим ушли на дно. Остальным удалось вырваться, и на траверзе острова Медвежий конвой взяли на сопровождение советские эсминцы и вступили в бой. Небо чернело и гудело от 208 машин люфтваффе. Весь день кипела и пенилась вода, теперь уже стали падать в море немецкие машины, меткий и частый огонь эсминцев вынуждал торпедоносцы уклоняться от цели. В итоге самолёты стали сбрасывать бомбы мимо цели. Командир английского эскорта, долго наблюдая в бинокль за боем, не сдержался и просемафорил: "Благодарю за конвоирование и замечательный огонь!"

Казалось, что кошмар закончился, когда конвой был оставлен в покое. Однако по радиосвязи сообщили, что из Тронхейма вышла немецкая боевая группа с грозой морей линкором "Тирпицем". И тут начальник конвоя запаниковал. Он понимал: если группа догонит конвой, всем конец. Ночью конвой был разделён на две группы: 22 транспорта направились в Мурманск, 6 – в Архангельск. Выручило везение: немцы потеряли конвой.

Но везло не всем. То, как закончился рейс конвоя РQ‑17, редакция газеты Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России рассказала выше. 

"Тирпиц", поражённый торпедами Лунина, после ремонта снова вышел на охоту за северными конвоями. Англичане, узнав об этом, разработали большой план по уничтожению линкора. В ноябре 1943 года английские ВМС решили применить против "Тирпица" карликовые подводные лодки. Их доставили в район Альта-фьорда большие подлодки. Планировалось запустить шесть "карликов" в защитную сетевую клетку тяжёлого линкора и взорвать его донными зарядами большой мощности. До клетки удалось добраться лишь двум лодкам, и те осуществили задуманный план. Мощные взрывы потрясли акваторию, линкор отбуксировали на базу, где он встал на ремонт. Там он находился до марта 1944 года. А осенью того же года из-под Архангельска вылетели сорок "ланкастеров" и забросали ремонтирующийся "Тирпиц" пятитонными бомбами. Гроза морей перевернулся и ушёл на дно, забрав с собой 900 членов экипажа.

Продолжение следует

«Прогресс Приморья», № 44 (557) от 15.11.2019 г.

Виталий Лентарев

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно