Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
15 ноября, пятница
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Африканский континент

Продолжение. Начало в № 41

Сомали начало боевые действия в Кении. В то время Джибути контролировало французские войска. Сомалийцы планировали поддержать местных сепаратистов, но так и не решились на такой шаг, и можно констатировать, что война ими была проиграна по этой причине. Оставалось попробовать на прочность эфиопскую армию. Тем более что страну накрыл тяжелейший экономический кризис.

Когда Эфиопия была империей, она не теряла свою независимость, никогда не находилась под колониальным гнётом иностранцев. Её территории и население отличались разнородностью, и большинство племён оставались в составе Эфиопии до того момента, пока над ними дамокловым мечом висела угроза порабощения европейцами. Но колониальная система к 60-м годам прошлого столетия потерпела фиаско, её крах привёл к небывалому патриотическому подъёму, что не могло не породить волну сепаратизма. Разразившийся голод 1972–1974 годов и ужесточение режима императора Хайле Селассие усугубил ситуацию. Правитель приобрёл репутация героя и патриота во время освободительной войны с итальянскими оккупационными войсками. Всё бы хорошо, да вот в середине ХХ века практика самодержавного правления стала давать сбои. Говорить о свободе и правах в Эфиопии не приходится по одной причине: Селассие отменил рабство лишь в 1951 году. Но уже было поздно, методы правления перестали устраивать вашингтонских кураторов. Не помогли и попытки оздоровить экономику, цены резко взлетели, что не улучшило покупательскую способность населения и привело к его обнищанию.

В 1974 году в Эфиопии группа офицеров, придерживающихся левых взглядов, под командованием полковника Менгисту Хайле Мариама свергла последнего императора этой африканской страны, и началась гражданская война. Заметим, накануне переворота император должен был присвоить ему звание полковника. Похоже, где-то в армейской канцелярии документы задержались, и, осуществив переворот, Мариам ускорил себе присвоение очередного воинского звания. В отличие от Мохаммеда Сиада Барре, который провозгласил "социализм научный", полковник отдал предпочтение так называемому "социализму беспощадному". В период междоусобицы он преследовал сепаратистов как левых, так и правых взглядов. Себя Мариам причислял к марксистам, открыто симпатизировал СССР, Кубе и их союзникам. Ясно, что такой подход оправдался полностью.

Заметим, за тем, как движется к власти Мариам, пристально следили в Стране Советов. Но американцы тоже не уступали. Они укомплектовали армию военной техникой производства США, но столкнулись с тем, что обслуживание техники влетало им, как говорится, в копеечку. Американцы, похоже, посчитали расходы на снабжение и вооружение эфиопской армии нерентабельным, и резко свернули все программы кредитования правительства. В 1977 году стало ясно, что теперь инициатива переходит к СССР.

Для установления отношений и определения нужной помощи в феврале 77‑го в Аддис-Абебу прибыл командующий группировкой кубинской армии в Анголе генерал Орнальдо Очао. Следом страну посетил и Фидель Кастро. 23 апреля власти Эфиопии закрыли все находившиеся в стране консульские представительства США и стран Западной Европы. Тут же была закрыта американская военная база и высланы все служащие военной миссии США. Военным атташе США, Великобритании, ФРГ и Египта предложили немедленно покинуть африканскую страну. Мариама пригласили с визитом в СССР, он с удовольствием принял предложение, и с 4 по 8 мая налаживал отношения с советским руководством. В итоге Советский Союз заключил с ним договор о поставке в Эфиопию вооружения на сумму 400 миллионов долларов. Стало окончательно ясно, что Америка потеряла союзника.

Возникла интересная ситуация, когда в разгар гражданской войны один союзник СССР Сиад Барре, вооружённый советским оружием, вознамерился отнять немалую провинцию у другого союзника, тоже вооружённого советским оружием – Мариама. В Москве озаботились ситуацией и пытались убедить Барре отказаться от этого плана. Несмотря на то что его армия превосходила эфиопскую по техническим возможностям, всё же, не имея большого опыта боевых действий, к продолжительной войне готова не была. Мобилизационные возможности Аддис-Абебы были предпочтительней, и у Эфиопии были другие африканские союзники, которых оставалось лишь вооружить. Вмешался Фидель Кастро, который объяснил, что его страна вынуждена послать в Сомали не просто военных советников, а оснащённый современным советским оружием экспедиционный корпус. Он дал понять, что Куба в этой междоусобице на стороне Эфиопии. И что важно: страна располагала прямым выходом к Красному морю и имела на балансе два порта на его побережье.

Итак, накануне столкновения, летом 1977 года, армия Сомали была оснащена советским оружием. В ВВС были поставлены МиГ‑15, МиГ‑17 в количестве 44 единиц, МиГ‑21 насчитывалось 12 единиц. На вооружении стояли 10 бомбардировщиков Ил‑28, 200 танков Т‑34–85, 50 танков Т‑54/55, 60 штук БТР‑40, БТР‑152 насчитывалось 250. Была широко представлена артиллерия: более 100 76-миллиметровых орудий, до 80 противотанковых пушек Д‑48, гаубиц Д‑30 калибра 130 миллиметров – 80, более ста 120-миллиметровых миномётов и примерно 150 зенитных орудий калибра до 100 миллиметров. Численность сухопутных сил армии Сомали в 1977 году достигала 35 000 человек. 1 500 советских военных экспертов обу­чали военному делу личный состав сомалийской армии. Около 3 000 сомалийских курсантов прошли обучение в советских военных училищах.

Армия Эфиопии значительно уступала противнику не только в количественном, но и в качественном компоненте. Дело в том, что к лету 77-го из СССР поступило всего 40 танков Т‑34–85 и столько же бронемашин и орудий, и 80 танков Т‑54. Контракт мог быть и больше, но на допоставку вооружения уже не оставалось времени. В Эфиопию были переброшены до 800 военных советников, которые также не в полной мере успели подготовить военные кадры. Зато армии блока НАТО покрыли прорехи в поставках вооружения эфиопской армии. 

Однако не всё шло гладко. Судите сами. ВВС насчитывали всего 35 исправных боевых самолетов, впрочем, все производились в 1950-х годах. Среди них были 16 реактивных истребителей F‑5, три реактивных истребителя F‑86 "Сейбр", до шести истребителей F‑4 "Фантом", сводная эскадрилья учебно-боевых поршневых самолётов Т‑28 "Троян" и реактивных Т‑33 "Шутинг стар". Бронетанковый щит был совсем плох, на вооружении эфиопской армии стояли устаревшие лёгкие танки М41 "Уокер Бульдог" и средние М47 "Паттон". Эти поставки осуществили США. Великобритания отправила в Эфиопию три бомбардировщика "Канберра". К началу столкновения личный состав армии насчитывал 48 000 солдат и офицеров. Их готовили к войне американские инструкторы по Уставам армии США.

Продолжение следует

«Прогресс Приморья», № 44 (557) от 15.11.2019 г.

Клим Углов

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно