Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
06 декабря, пятница
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Пираты северных морей

В ряде номеров газеты Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России рассказывала о том, как гитлеровские ВМФ и ВВС уничтожали мирные северные конвои в период Великой Отечественной войны 1941–1945 годов.

Напомним, поставки грузов по ленд-лизу – это одна из малоизученных страниц той войны. Lend-lease, от lend – давать взаймы и lease – сдавать в аренду. Система передачи США взаймы или в аренду военной техники, оружия, боеприпасов, снаряжения, стратегического сырья, продовольствия, различных товаров и услуг странам – союзникам по антигитлеровской коалиции в годы Второй мировой войны. Закон о ленд-лизе принят конгрессом США 11 марта 1941 года. Документ предоставлял президенту полномочия передавать, обменивать, давать в аренду, взаймы или поставлять иным способом военные материалы или военную информацию правительству любой страны, если её "оборона против агрессии жизненно важна для обороны Соединённых Штатов". Страны, получавшие помощь по ленд-лизу, подписывали с США двусторонние соглашения, в которых предусматривалось, что материалы, уничтоженные, утраченные или потреблённые во время войны, не подлежат после её окончания никакой оплате. Оставшиеся после войны материалы, пригодные для гражданского потребления, должны были быть оплачены полностью или частично на основе долгосрочных американских кредитов, а военные материалы США могли затребовать обратно. Осуществляя поставки воюющим против Германии странам, США руководствовались в первую очередь собственными интересами – защитить себя руками других и максимально сохранить свои силы. Монополистическая буржуазия США стремилась при этом к собственному обогащению за счёт правительственных заказов.

В годы войны поставки по ленд-лизу получили 42 страны. Расходы США по ленд-лизу с 11 марта 1941 по август 1945 года составили свыше 46 миллиардов долларов, что составило около 13 % всех военных расходов США за годы войны. В свою очередь, США получили в виде "обратного ленд-лиза" дефицитные товары из других стран на сумму 7 387 миллионов долларов. Например, поставки по ленд-лизу Британской империи составили 30 269 миллионов долларов, то есть свыше 3/5 всей оказанной американцами помощи, СССР – 9 800, Франции – 1 406, Китаю – 631, латино-американским странам – 421 и другим государствам – 424 миллиона долларов. После окончания войны США использовали систему ленд-лиза, связанные с ней вопросы урегулирования расчётов в целях политического и экономического проникновения во многие страны Европы и Азии, подчинения их своему влиянию.

Более семидесяти лет прошло с той поры, когда шестнадцатый по счёту конвой 21 мая 1942 года вышел из Исландии. Это был самый большой конвой, отправленный из иностранного порта в Советский Союз. Он состоял из 35 судов. Пять из них были советскими. Теплоход "Старый большевик", которым командовал Иван Иванович Афанасьев, принял в порту погрузки 4 130 тонн различного военного груза: высокооктановый бензин в бочках, динамит, взрыватели для бомб, снаряды. На люках трюмов разместили и укрепили самолёты. Забегая вперёд, скажем, что сегодня известны многие факты драматической судьбы конвоя и теплохода "Старый большевик". Существуют не только документальные свидетельства, но и рассказы очевидцев. Вот лишь одно свидетельство Сергея Васильевича Пашинского, который двадцатипятилетним молодым человеком попал в качестве матроса на "Старый большевик".

Продолжение следует

«Прогресс Приморья», № 47 (560) от 06.12.2019 г.

Михаил Твёрдый

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно