|
|||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
Захват российских земель интервентамиПродолжение. Начало в № 37 Особенностью тактических и стратегических действий Белой армии в период Гражданской войны 1918–1922 годов были, конечно же, походы, к которым долго готовились и которые не всегда заканчивались успешно. Исключением не стали первый и второй походы на Петроград Северо-Западной армии, командовал которой генерал от инфантерии Н. Юденич. Во время Великой Октябрьской Социалистической революции 1917 года он находился в Петрограде. У него был выбор: либо пойти служить к большевикам, либо остаться приверженцем монархического строя. В итоге Юденич провёл полтора года на нелегальном положении, пока в январе 1919 года вместе с супругой и адъютантом по поддельным документам не ушёл через границу в Финляндию. Весной этого же года он прибыл в Стокгольм (Швеция), где провёл переговоры с дипломатическими представителями Англии, Франции и США, надеясь получить помощь в формировании русских добровольческих отрядов на территории Финляндии. Помощь была оказана. Более того, Всероссийское правительство адмирала А. Колчака выделило 10 миллионов франков для закупки оружия, обмундирования и боевой техники. Был смещён с должности командующий Северо-Западной армией бывший начальник гарнизона Риги генерал кавалерии А. Родзянко. Ранее на землях Финляндии, Эстонии и Латвии он создал Северо-Западную армию. Теперь должность командующего занял генерал Юденич. Первое наступление Белой армии на Петроград состоялось в мае 1919 года. Вначале Северо-Западная армия развила успех, потеснив 7-ю Красную Армию с её рубежей, и заняла Псков и Кингисепп (Ямбург). Однако к августу положение на фронте изменилось, и позиции были потеряны. Рабоче-Крестьянская Красная Армия увеличила численность воинского контингента под Петроградом до 40 тысяч штыков и сабель и отбросила добровольцев за реку Лугу, освободив Псков. Собравшись с силами, 12 октября Северо-Западная армия предприняла вторую попытку захвата Петрограда. Армия Юденича в составе 13 тысяч штыков и сабель, отдельного танкового батальона (четыре тяжёлых английских танка), четырёх бронепоездов ("Адмирал Колчак", "Адмирал Эссен", "Талабчанин", "Псковитянин") и 53-х орудий пошла в наступление против сорока тысяч штыков и сабель, четырёхсот орудий, семисот пулемётов, шести бронепоездов и 23-х самолётов 7-й армии РККА. Юденич принял решение выступить самым коротким маршрутом и ударить силами всей армии в одну точку без обеспечения флангов. И план сработал, на подступах к Кингисеппу фронт был прорван. Затем добровольцы заняли Лугу, через четыре дня – Гатчину, через неделю – Павловск и Царское Село (Пушкин). Ещё через день Северо-Западная армия заняла Пулковские высоты и вышла к Ижорскому заводу (Колпино). Не правда ли, много общего: в период Великой Отечественной войны 1941–1945 годов примерно этим же маршрутом гитлеровцы рвались к Ленинграду? Но вернёмся в 1919-й. Армия Юденича дальше не продвинулась, не сумев перерезать железную дорогу. Заминкой воспользовалось командование РККА, оперативно собрав мощный кулак в районе станции Тосно. Северо-Западная армия попала в тяжёлое положение, ей грозило окружение. Пришлось отступить к границе Эстонии. В конце ноября армия перешла эстонскую границу, и на её территории была интернирована и разоружена бывшими союзниками, которые внимательно наблюдали за событиями, происходящими на подступах к Петрограду. 31 декабря 1920 года Советская Россия и Эстония подписали мирный договор. Советская Россия признала независимость прибалтийской республики, однако отдельным пунктом оговаривалось, что Эстония отказывается от предоставления своей территории для антибольшевистских правительств и Белой армии. Так было ликвидировано Белое движение на Северо-Западе. Впрочем, в память о двух походах на Петроград у участников тех событий, эмигрировавших за кордон, остались боевые знаки. За участие в Первом походе на Петроград вручался крест белого цвета с надписью: "23-го мая 1919", который располагался на розетке бело-сине-красного цвета. Также в ходу были: знак "Балтийского креста" и крест "Балтийского ландвера". Подробно об этих знаках редакция газеты Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России рассказывала ранее. Продолжение следует «Прогресс Приморья», № 48 (561) от 13.12.2019 г. |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |