|
|||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
Пираты северных морейПродолжение. Начало в № 47 Сергей Васильевич Пашинский родился и жил в посёлке Кегостров, что под Архангельском. Когда он вспоминал о событиях 1942 года, ему исполнилось 85 лет. Сергей Васильевич рассказал о том, как юношей трудился в колхозе, затем поступил в Архангельскую школу мореходного обучения, затем работал кочегаром и машинистом на разных судах, ходивших в Белом море. В команду "Старого большевика" его зачислили матросом. Когда судно "прицепили" к каравану, какое-то время шли спокойно, никто не тревожил. И вот 25 мая в районе острова Ян-Майен наблюдатели засекли фашистский самолёт-разведчик. Все поняли, что через вахту или две следует ждать первой атаки с воздуха. "Старый большевик" следовал в хвосте каравана и был довольно уязвим, так что команде можно было рассчитывать исключительно на собственные огневые средства и на свои силы. Пашинский занял пост в расчёте зенитного пулемёта. 27 мая, как и предполагалось, между островом Медвежьим и Норвегией более сотни самолётов противника атаковали шестнадцатый союзный конвой. В наше время в память о тех событиях в этом месте моряки опускают венки, и звучат залпы ружейного салюта. По воспоминаниям Пашинского, конвой дрался отчаянно, а небо полыхало разрывами. Вода в местах бомбёжки буквально кипела. Люфтваффе с особым азартом бомбили палубу "Старого большевика", на которой отчётливо просматривались контуры самолётов, укрытые брезентом. Шла изматывающая борьба за живучесть судна и сохранность груза. В своей книге "На морских дорогах войны" летописец Дальневосточного морского пароходства (ДВМП) Георгий Руднев писал о том, что от взрыва на палубе погиб орудийный расчёт – командир орудия электрик Н. Никифоренко, моторист Н. Гаврилов, матросы П. Карашманов, Г. Кухаржевский и Т. Пискус. Росло число раненых. Повреждён главный двигатель, заклинило рулевое управление. От вспыхнувшего пожара судно в любую минуту могло взлететь в воздух. Помполит К. Петровский, матросы Б. Оказенок, С. Пашинский, боцман Н. Пилько и начальник радиостанции В. Миронов выносили ящики со снарядами и зажигательными бомбами из артиллерийского погреба в безопасное место. Однако огонь не утихал. Палуба около первого трюма накалилась. "Ты снаряд-то подхватываешь, а в нём внутри что-то "пык" да "пык", – вспоминал Сергей Васильевич. – Вот руки немножко и тяжелеют. Но это уж так, помимо воли. Воля у команды была такая, чтобы всё повернуть по-своему". Очаг пожара принялись поливать из шланга. Бесперебойную подачу воды в пожарную магистраль обеспечивал старший механик Н. Пугачев. Насос давал нормальное давление. Однако соединительная гайка оказалась повреждённой. Вода сильной струёй пробивалась через неё, значительно снижая напор в шланге. Попытки моряков устранить повреждение с помощью инструмента ни к чему не привели. Тогда матрос Сергей Пашинский обхватил своими сильными руками неисправную гайку, и течь почти прекратилась. Очевидцы говорили, что забортная вода окатывала Пашинского с ног до головы, он еле стоял на ногах, но крепко держал соединительную гайку. Вода била в цель, укрощая огонь. От ушедшего далеко вперёд конвоя отделился английский миноносец и подошёл к советскому теплоходу, сигналами семафорного прожектора предложил экипажу покинуть судно и перейти к нему на борт. Капитан Афанасьев передал на миноносец, что экипаж "Старого большевика" своё судно не покинет, приведёт его в рабочее состояние и пойдёт своим ходом. И попросил снять раненых. Забрав четырёх человек, миноносец стал догонять конвой. По сути, "Старый большевик" остался в одиночестве. Обстановка требовала предельного напряжения сил от всех, кто остался на судне. Бомбардировщики снова пикируют. Капитан Афанасьев умело маневрирует судном. Все стоят на своих местах, даже буфетчица М. Фуфаева, дневальные В. Ярыгина и Д. Петрова не побежали в укрытие, они действуют наравне с мужчинами: подносят снаряды к кормовой пушке, набивают патронами ленты зенитных пулемётов. Титанические усилия людей дают положительный результат, пламя сбито. Пожар локализован, "Старый большевик" даёт полный ход и ложится на прежний курс. Вот-вот судно присоединится к каравану, но бомбардировщики пытаются помешать этому, они выныривают с южного направления. Артиллерийский расчёт под командованием военного помощника Д. Чухина и пулемётчик, четвёртый помощник Н. Лобов сумели произвести несколько точных выстрелов. Один из самолётов загорелся и упал в море, выстрел матроса Б. Оказенка был точен. Продолжение следует «Прогресс Приморья», № 48 (561) от 13.12.2019 г. |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |