Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
13 декабря, пятница
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Инженерная наука на Дальнем Востоке

Окончание. Начало в № 42

Инженерная школа Дальневосточного федерального университета, ныне входящая в состав Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России, – одно из крупнейших структурных подразделений федерального вуза, кузница инженерных кадров нашего региона. Она является продолжателем давних традиций высшего технического образования на Дальнем Востоке.

ДВПИ. Начало эпохи

28 апреля 1930 года Далькрайисполком вынес решение о выделении технического факультета в самостоятельный институт, которому присваивалось название Дальневосточного политехнического, и передаче его в ведение Далькрайсовнархоза. Новый 1930/31 учебный год Дальневосточный политехнический институт (ДВПИ) начал в составе четырех факультетов: горного, инженерно-строительного, механического и химического. Вместо намечавшегося пятого факультета – лесного – в октябре был открыт Лесотехнический институт. Руководили факультетами профессор В. С. Пак (горный), У. К. Вильдеман (инженерно-строительный), профессор В. П. Вологдин (механический) и профессор Б. П. Пентегов (химический факультет). Руководство механическим факультетом вскоре перешло к Г. К. Татуру.

В ДВПИ числилось 1 022 студента и 120 преподавателей, из них 22 профессора и 33 доцента. За вузом были закреплены лучшие здания, все специальные кабинеты и лаборатории технического факультета. В 1930 учебном году заметно улучшилось материальное положение студентов. Предприятия выделили для них повышенные стипендии, дополнительную жилплощадь. Одновременно разрабатывались меры по подготовке новых научных кадров. Совнарком СССР утвердил за вузом право оставлять 10 процентов окончивших обучение для направления в аспирантуру.

В 1930 году коллектив научных работников активно участвовал в корректировании пятилетнего плана края и в разработке некоторых направлений его развития, в частности развития угольной и рудной промышленности, использования лесных ресурсов, освоения гидроэнергии, развития дерево­обрабатывающей и химической промышленности, реконструкции заводов, в выборе путей создания собственной металлургической базы.

Наряду с этим возросла и конкретная помощь предприятиям. В декабре 1930 года специалисты ДВПИ Г. А. Никулин, Г. К. Татур, К. И. Черенов совместно с доцентом В. С. Соколовым и профессором М. Я. Чернышевым заключили первый договор с бюро рабочего изобретательства Дальзавода о технической помощи ударникам-изобретателям. Специалисты ДВПИ изучали заводскую технологию, указывали наиболее важные направления, в которых желательна работа изобретателей и рационализаторов. Научные сотрудники принимали на себя консультации и содействие в разработке производственных планов завода, а студенты организовывали техническое обучение рабочих, технические кружки на Дальзаводе, в мастерских Совторгфлота, в трамвайном парке и на других предприятиях. Обучением мастеров и рабочих на Дальзаводе руководили доценты В. С. Соколов и В. Н. Шумкин. Они же возглавляли бюро рационализации, внедряя в практику предприятия более совершенные методы труда.

В инженерном образовании прочное место заняла подготовка студентов по иностранному языку – в 1935 году была создана кафедра иностранных языков. В 1936 году организована кафедра физической культуры и спорта.

Первыми инженерами, окончившими институт, были К. В. Ковальский (1922 год), А. А. Сазонов, П. С. Лавенецкий (1923 год), И. А. Питаде, И. И. Васильченко (1924 год), В. И. Жебровский, П. К. Пантелеев (1925 год). Если первые выпуски были малочисленны, то уже в 1940 году было выпущено 80 инженеров, в 1950 году – 111, в 1960-м – 524, а в 1969 году – 1 029 специалистов.

В сложных условиях первых лет существования института большая организационная и методическая работа проводилась профессорами и преподавателями В. М. Мендриным, В. П. Вологдиным, А. И. Бекеевым, Н. Н. Берлинским, С. А. Даниловым, Г. К. Татуром, Н. А. Агрономовым, Б. П. Пентеговым. Были написаны оригинальные учебники по важнейшим курсам, поставлены лабораторные работы, заново созданы учебные планы и программы.

В 40-е и 50-е годы много сделали для улучшения учебного процесса профессора В. Н. Шумкин, А. И. Козлов, В. Т. Быков, доценты И. В. Горбачев, Р. А. Гуткин, В. В. Гуссов, Н. И. Ерохина, К. Т. Евлампиев, В. И. Комиссаров, М. А. Лаговская, А. П. Новиков, Н. С. Мариненко, А. П. Сибиряков, В.М. Покровская, И. Е. Петухов, А. Д. Посвянский, В. Г. Попов, Р. Ф. Трофимов, Е. Б. Юровецкий, Л. А. Хак и другие преподаватели.

Преемственность и коллективность

Научный коллектив политеха занимал важное место среди научных учреждений Приморья. При ДВПИ был создан и успешно функционировал Совет по координации научных исследований в области технических и естественных наук вузов Дальнего Востока, а также ученый совет по защите диссертаций на степень кандидата технических наук по широкому кругу специальностей. Высококвалифицированные научные работники, имеющие ученые степени, совместно с преподавателями, студентами, широко привлекая инженеров с производства, вели исследования в области машиностроения, судо— и приборостроения, физики твердого тела, энергетики, гидротехники и электротехники, градостроительства и горного дела, а также по другим важнейшим для экономического развития района направлениям. Хорошей традицией являлось широкое вовлечение в исследовательскую деятельность студентов и работников производства. Основными коллективами, дающими более половины годовой научной продукции института, являлись отраслевые научно-исследовательские лаборатории строительных материалов, машиностроения, горного дела.

Коллективность в исследованиях, умелое сочетание деятельности опытных ученых и творческой молодежи, стремление тесно увязать тематику исследований с задачами развивающейся экономики Дальнего Востока и удовлетворения запросов учебного процесса – именно этим отличалась деятельность ДВПИ.

Важнейшим принципом становления и развития инженерно-педагогической и научно-технической жизни вуза стала преемственность в работе поколений ученых, непрестанное развитие и упорный творческий поиск учителей и учеников. Именно это позволило сформировать и довести до нашего времени целые коллективы, работающие в области энергетики, приборостроения, радиоэлектроники, физики твердого тела, химии и в других областях науки.

Технологический прорыв

Среди талантливых ученых старшего поколения ведущее место, несомненно, принадлежит профессору Виктору Петровичу Вологдину. Блестящий теоретик и экспериментатор, человек огромной энергии и обаяния, именно он, сплотив вокруг своих идей талантливую молодежь, создал в 20-х годах первую в стране научную школу электросварки. Огромный круг исследований физических, химических и энергетических явлений этого нового для того времени технологического процесса был выполнен научным коллективом под его руководством в созданной при институте лаборатории электросварки, а также в цехах Дальзавода, где затем было построено первое в стране опытное судно со сварным корпусом. Подготовку инженеров-электросварщиков институт организовал впервые в стране.

С именами выпускников этой специальности связано внедрение электрической сварки на многих предприятиях страны и организаций кафедр в других вузах. Ученики профессора В. П. Вологдина – доктор наук, дважды лауреат Государственной премии профессор К. В. Любавский, доктор технических наук профессор Г. К. Татур, кандидаты технических наук, доценты И. В. Горбачев, М. В. Куликов, И. Е. Петухов, А. П. Сибиряков, а затем и их ученики профессор Н. В. Барабанов, доценты Е. П. Аникин, В. С. Антоненко стали основателями многих специальностей и общетехнических кафедр ДВПИ и других институтов страны.

Когда в промышленности делались только попытки применения электросварки, профессор ДВПИ С. А. Данилов впервые в СССР опубликовал в научных трудах института результаты теоретических и экспериментальных исследований сварных стальных конструкций. В 1936 году профессором института В. Н. Шумкиным был написан первый в стране учебник "Теоретические основы сварки". Значительные работы по практическому применению сварки крупных коленчатых валов, корпусов машин и других ответственных деталей были проведены доцентом М. С. Куликовым в лаборатории сварки института. Эти исследования и рекомендации позволили возвратить в строй многие судовые энергетические установки и механизмы.

Значительный вклад в развитие науки и техники, в освоение природных ресурсов и развитие промышленности Дальнего Востока внесли в конце 20-х и начале 30-х годов и ученые других факультетов. Так, профессором горного факультета В. С. Паком (впоследствии действительным членом Украинской академии наук) были созданы первые капитальные монографии о рудничных подъемных машинах, водоотливных и вентиляционных установках. Профессорами А. И. Козловым и А. Н. Криштофовичем были изучены угленосные мезозойские отложения в районе реки Суйфун. Профессор М. К, Елиашевич исследовал южноуссурийские угли. Профессором И. Н. Плаксиным были выполнены химико-металлургические исследования золотых руд.

Основателем научных исследований в области машиностроения и металлообработки в институте является доцент Владимир Сергеевич Соколов. Обладая огромными знаниями в области технологии машиностроения, резания металлов, проектирования и конструирования машин, механизмов, металлических конструкций и тепловых энергетических установок, он сумел сплотить вокруг себя студенческую молодежь. Из его учеников выросли научные работники, руководители институтов, кафедр и лабораторий – доценты В. И. Комиссаров, В. М. Покровская, А. Д. Анипир, В. С. Коровин, В. И. Леонтьев, П. И. Сорокин.

Научный коллектив одного из старейших факультетов – строительного – формировался на основе трудов профессоров С. А. Данилова, Г. К. Татура, Б. А. Малиновского, А. В. Стоценко, М.Г. Органова, И. В. Родина. Их ученик Н. С. Рябов, П. П. Ступаченко, доценты К. З. Игнатенко, А. С. Горланов, Я. В. Родин, а затем и их ученики возглавляли впоследствии научно-исследовательскую работу на факультете.

«Прогресс Приморья», № 48 (561) от 13.12.2019 г.

Любовь Востокова

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно