Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
24 января, пятница
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Партизан-железнодорожник

Один из руководителей партизанского движения в Белоруссии в годы Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза К. С. Заслонов родился 7 января 1910 года в городе Осташкове Калининской области.

В 1930 году окончил Великолукскую железнодорожную профтехшколу, и по комсомольскому призыву вместе с женой был направлен на Дальний Восток, где восстанавливал депо на станции Вяземской под Хабаровском. С 1935 года – помощник начальника паровозного депо Новосибирска. В семье родилась дочь Муза. Из-за голода здоровье жены стало резко ухудшаться, и Константин отправил её вместе с дочерью в Витебск, а сам продолжал работать в депо. С 1937 года начал работать начальником паровозного депо в Рославле. С 1939 – в Орше. Когда началась Великая Отечественная война и фашистские войска подошли к Орше, Заслонов одним из последних покинул город – помогал эвакуировать людей, оборудование. Затем отбыл в Москву, работал в депо имени Ильича. Однако вскоре по личной просьбе с группой железнодорожников был направлен в тыл врага и вновь оказался в Орше среди знакомых ему людей. Фашистское командование испытывало острую нехватку железнодорожных специалистов – развернувшиеся сражения требовали быстрого продвижения воинских эшелонов на восток, к фронту. И гитлеровцы приняли на работу в депо "местного инженера", любезно предложившего свои услуги. Константина Заслонова назначили начальником русских паровозных бригад. В депо он и создал свою подпольную группу, которая под руководством Константина развернула активную диверсионную деятельность, так встревожившую фашистов.

Подпольщики, применяя изобретённые ими "угольные мины" (взрывчатку, замаскированную под куски каменного угля), за первые три месяца произвели около ста крушений поездов с войсками и боевой техникой. Подорвали 93 паровоза, вывели из строя сотни вагонов и цистерн. Это сильно тормозило оперативную перевозку противника. Фашисты сбились с ног, пытаясь обнаружить партизан-подпольщиков: каждого железнодорожника брали на подозрение. На самых видных местах оккупированных фашистами городов и сёл Белоруссии были расклеены объявления: 50 тысяч марок, Железный крест, два крупных имения и обеспеченная жизнь в Германии, кто доставит в гестапо живым или мёртвым Константина Заслонова. Когда угроза ареста стала очевидной, он с группой подпольщиков убыл из города и в окрестных лесах создал партизанский отряд, который очень скоро вырос в бригаду. Летом и осенью 1942 года бригада дяди Кости (партизанский псевдоним Заслонова) совершала дерзкие рейды по районам Оршанской, Смоленской, Витебской областей, где проходили важнейшие коммуникации немецкой группы армий "Центр", рвавшейся к Москве. И снова летели под откосы вражеские поезда с войсками и боевой техникой, взлетали в воздух мосты, уничтожались линии связи. В октябре 1942 года К. С. Заслонова назначают командующим всеми партизанскими силами Оршанской зоны.

Дяде Косте было 32 года, когда 14 ноября 1942 года он провёл свой последний смертельный бой у деревни Куповать Витебской области. Посмертно К. С. Заслонову было присвоено звание Героя Советского Союза. В Орше воздвигнут памятник партизану, его именем названо депо. Подвиг запечатлён в пьесе А. Мавзона и в киноленте "Константин Заслонов".

«Прогресс Приморья», № 2 (565) от 24.01.2020 г.

Виктор Бойцов

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно