Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
24 января, пятница
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

«Есть улицы центральные…»

Продолжение. Начало в № 1

В начале ХХ века Владивосток приобрёл черты современного европейского города. Помимо бесперебойно работавшего пароходного и железнодорожного транспорта существовала и быстрая связь: работал проводной подводный телеграфный кабель, соединявший российский Владивосток с японским Нагасаки, функционировала телеграфная линия через Харбин в Россию; искровые станции "Маркони" и "Телефункен" позволяли говорить с Читой и Циндао. Центр города преимущественно застраивали долговечными каменными домами, охраняли город мощные сухопутные форты и береговые батареи. Всё это достояние прошлого сохранилось до сегодняшнего дня. На старых открытках конца XIX – начала ХХ столетий отчётливо видны те места на улице Светланской, где мы непременно бываем, но в суете дел даже не задумываемся о том, что когда-то, задолго до нашего появления на свет, здесь так же жили люди и любовались изящными постройками. Например, торговый дом "Кунст и Альберс", в советское время ГУМ, и сегодня работает и выполняет все ту же функцию, что и прежде. Неслучайно он построен в центре города, где всегда многолюдно. Замечательно, что этот и другие объекты прошлого сохранены и поддерживаются в надлежащем виде. Интересно то, что на старых фотографиях, но уже периода интервенции двадцатых годов, мимо торгового дома шагали вооружённые американские, японские, итальянские, канадские и другие военные корпуса. А обыватели соседних домов наблюдали за этим шествием чужеземцев. Да, и тот трудный период пережил наш любимый город. Не счесть первомайских демонстраций, парадов Победы и последние пять лет – шествий "Бессмертного полка", которые видели эти старинные здания. Восхищаясь, удивляешься: как могли люди, жившие здесь до нас, строить, как говорится, на века?

Впрочем, если подняться на Тигровую гору, расположенную у основания полуострова Шкота, то вам откроется отличный вид на городской центр. Тигровая гора (жители нередко называют её Тигровой сопкой) получила своё название от англичан с парохода "Барракуда", которые проводили в 1855 году съёмку прибрежной полосы. С горы отлично просматриваются улицы Светланская (Ленинская), Алеутская (25-го октября), Пекинская (Океанский проспект) и другие городские магистрали Владивостока, сохранившие свой первозданный облик. Здесь во все времена кипела жизнь, район считался деловым центром, и сегодня в этих местах находятся административные здания, многочисленные офисы, культурные и торговые заведения. Улица Светланская считается главной, и не зря: она проходит вдоль северного берега бухты Золотой Рог, где расположен порт Владивосток – торговый, промысловый, военный, пассажирский. Достоинство этой бухты как гавани люди оценили очень давно. При строительстве железнодорожного вокзала в 1891 году был найден древний бронзовый меч и рядом с ним прямо на берегу – остатки маленького посёлка рыбаков средневековья. Европейцы, пришедшие сюда в середине XIX века, обнаружили на побережье деревню китайцев-манз, так называемых отходников, занимающихся промыслом трепангов. Как удалось восстановить название бухты и городка, звучит оно как Хай-шэнь-вэй, то есть "трепанговая гавань". В дальнейшем по берегам бухты появились вначале деревянные, затем каменные пристани, доки, портальные краны, мастерские. В гавани Золотого Рога в своё время базировалась Сибирская флотилия, затем – Тихоокеанская эскадра, сегодня – Тихоокеанский флот. Ряд красивейших зданий по Светланской обязан своим происхождением военному флоту. Например, бывший штаб Военной флотилии в 1991 году был передан Архиву Дальнего Востока. Были также переданы и несколько адмиральских особняков.

С течением времени Владивосток, основанный как исключительно военное поселение, стал приобретать облик коммерческого порта. Изначально акваторию бухты бороздили несколько небольших шхун, но со временем судовладельцы встали на ноги и образовалась солидная компания Добровольного флота (Доброфлот). О создании и становлении Доброфлота редакция газеты Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России рассказывала на своих страницах ранее. Впрочем, Дальневосточное морское пароходство (ныне – ФЕСКО) является преемником именно Доброфлота.

С Тигровой горы отлично просматривается Адмиральская пристань – парадный причал и центральная набережная. Здесь обычно швартуются корабли соседних государств, прибывающие с визитом вежливости, а в последние годы – многоэтажные туристические "Принцессы". На этом месте находится мемориал истории флота, в праздники корабли поднимают флаги расцвечивания. Здесь когда-то располагалось первое первопоселение. Праздничными флагами для гарнизона поста и его первого начальника, прапорщика Н. В. Комарова, служили зелёные ветки деревьев. Если взглянуть с горы на север, то можно заметить, что почти на километр растянулись кварталы домов старинной постройки и смешанной архитектуры. В своё время этот район активно заселялся китайцами и корейцами. Они искали лучшей доли на Дальнем Востоке, массово шли сюда заработать. Их труд оплачивался невысоко, однако работали они добросовестно и, главное, качественно. Владивостокские предприниматели подряжали так называемых "инородцев" на стройки, каменотёсные, земляные и другие работы. Они также занимались извозом. Период конца ХIХ – начала ХХ века отмечен открытием множества лавок, небольших ресторанов, ростовщических контор, домов терпимости и других заведений. Всем этим занимались китайцы и корейцы, уже тогда они строили здания европейского образца. Город рос на глазах, лабиринты проходных дворов, подвалов и крытых галерей не поддавались счету, то же самое можно сказать и о количестве проживающих здесь. Впрочем, и сегодня в центральной части города можно увидеть остатки того причудливого пейзажа. За кварталами у Семёновского ковша (Спортивная гавань) закрепилось на столетие название Миллионка. В период перестройки в этом районе был рынок, напоминавший собой жужжащий улей. Со временем рынок убрали, и сегодня на Малом Арбате, как в народе называют это место, появились удобные лавочки, красивые фонтаны. Здесь всегда многолюдно, и помимо русской можно услышать китайскую, корейскую, английскую, немецкую речь. Туристы давно облюбовали это место. Оно тоже является визитной карточкой Владивостока.

Интересно, что по выстрелу пушки, установленной на Тигровой горе, горожане (а теперь и туристы) сверяют время. Стреляет она ровно в полдень. Традицию старинных морских крепостей возродили во Владивостоке в 1970 году. Площадку для салютационного орудия на мортирной Тигровой батарее соорудили в далёком 1895 году. Выходит, это было 125 лет назад. Если точкой отсчёта первого выстрела взять 70-й год, то выходит, этому событию исполняется 50 лет. Заметим, что какое-то время, уже в новой России, пушка молчала, но в итоге традиция была возвращена, и сегодня горожане не представляют себя без полуденного выстрела.

Продолжение следует

«Прогресс Приморья», № 2 (565) от 24.01.2020 г.

Виталий Лентарев

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно