Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
31 января, пятница
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

«Стоит на запасном пути…»

Прошлые поколения россиян помнят песню, в которой есть такие строки: "Мы мирные люди, но наш бронепоезд стоит на запасном пути…".

Впрочем, образ бронепоезда – это своеобразный символ защиты своего Отечества от посягательства врага. По существу, так оно и есть. Если кто-то думает, что по рельсам передвигаются исключительно пассажирские и товарные поезда, то это, по меньшей мере, ошибочное мнение. Редакция газеты Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России подготовила материал о том, какую роль бронепоезда, ещё их называют крепостями на колёсах, сыграли в период мировых и гражданских войн. Забегая вперёд, скажем, их роль довольно велика.

Крепость на колёсах

Существование бронепоездов имеет многовековую историю. Их пытались строить в разных странах, но лишь с появлением механической тяги удалось разработать и построить передвижное средство ведения боевых действий, неуязвимое для огня противника, а также для перевозки орудий и личного состава на дальние расстояния. В большей мере способствовала этому гражданская война в США между Севером и Югом, которая длилась без малого четыре года. В это период появилось немало новинок для ведения боя, в числе которых оказались и первые бронепоезда. Железнодорожную платформу оборудовали так, что орудийные расчёты оказывались защищёнными листовыми железными щитами. Были и бронированные вагоны, которые тоже курсировали по железным дорогам штатов и были эффективным средством защиты от оружейного, а порой и артиллерийского огня.

После окончания гражданской войны в США железнодорожные платформы, с установленной на них артиллерией, применялись в период франко-прусской войны 1870–1871 года. Интересно то, что новое вооружение постоянно совершенствовалось, и в англо-бурской войне 1899–1902 годов, когда британцы стали из одиночных бронированных вагонов составлять бронепоезда, боевые действия приобрели иной характер. Бронепоезда имели платформы с установленной на них артиллерией, вагоны, закрытые стальными листами, напоминали собой подвижные блиндажи, из которых вёлся плотный огонь по неприятелю. Крепости на колёсах способствовали успешной борьбе с подвижными отрядами буров, действовавшими на британских коммуникациях, используя их для охраны во время движения эшелонов с живой силой и военным имуществом. Зачастую бронепоезда сооружались при помощи различных подручных средств, когда защитой для стрелков и лёгких артиллерийских орудий служили шпалы и мешки с песком. Англичане, спасая машинистов паровозов от атак буров, стали защищать и сам паровоз, обшивая его листами котельного железа.

Опыт англо-бурской вой­ны заставил правительства многих стран мира заняться разработкой особой тактики использования бронепоездов, а также строительства новых типов броневагонов. Активно созданием бронепоездов занимались Россия, Германия, Франция и Италия. В Российской империи строились поезда нескольких типов. Одни из них были передвижными пунктами управления, своего рода штабами на колёсах. Другие, вооружённые артиллерией и пулемётами, использовались в качестве подвижных крепостей, которые выдвигались на находящиеся под угрозой участки фронта. Они поддерживали огнём сухопутные части. План действий обычно был таким: войска красных, например, разместившись в обычных пассажирских или товарных вагонах, под прикрытием одного-двух бронепоездов выдвигались к нужному населённому пункту для атаки. На подступах к нему войска по команде выгружались из вагонов и при поддержке артиллерийского огня бронепоездов шли в наступление. В случае отступления они возвращались в вагоны и, прикрываемые огнём своих бронепоездов, возвращались на исходные позиции. В ходе войны их стали разделять на два типа: лёгкие и тяжёлые. Первые были отлично забронированы и вооружены скорострельными полевыми орудиями и пулемётами. Вторые имели не такую мощную броню, но были оснащены тяжёлыми дальнобойными пушками и предназначались для поддержки лёгких бронепоездов. Крепости на колёсах обычно составляли дивизионы, состоявшие из одного тяжёлого и двух лёгких бронепоездов. Были случаи, когда экипаж бронепоезда, выполняя задачу командования, действовал самостоятельно. В октябре 1920 года в составе броневых сил Красной Армии имелось 103 бронепоезда. И это по тем временам была могучая сила.

В полной мере проявили себя бронепоезда в период Гражданской войны и интервенции (1918–1922 гг.) в России. Они активно применялись и Красной Армией, и белыми войсками, и интервентами разных мастей. Развитая сеть железных дорог в стране, порой отсутствие чёткой линии фронта способствовало успешному выполнению боевых операций личным составом бронепоездов. Именно тогда появился термин "эшелонная война".

Продолжение следует

«Прогресс Приморья», № 3 (566) от 31.01.2020 г.

Юрий Тихий

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно