|
|
||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
Маленькие герои блокадного ЛенинградаОкончание. Начало в № 3 У них было особое, опалённое войной, блокадное детство. Несмотря на все трудности, дети вели себя героически. Они задавали взрослым вопросы: почему так страшно стало жить? Почему нет еды? Почему взрослые ничего не могут исправить? Приходилось им объяснять, в чём дело и кто виновен в их трагедии. Дни шли, и дети массово оставались сиротами. И их всячески пытались спасти. Если в конце 1941 года в Ленинграде насчитывалось 17 детских домов, то весной 1942-го – уже 98. В них приняли более 40 тысяч детей-сирот. У каждого ребёнка была своя страшная история. Судьба Тани Савичевой, дневник которой без содрогания в сердце читать просто невозможно, является показательной для жителей блокадного Ленинграда. Однако были и другие свидетельства детей о том периоде их жизни. Девочка писала родственникам: "Привет из Ленинграда. Здравствуйте, милая тётя. Вы пишете, что не получаете от нас новостей. Вот они. 16 февраля умерла мама. 16 ноября умер папа. 10 января умерла бабушка. 19 января умерла тётя Лиза. 21 марта комната наша разбита и ранен в голову Славик. 23 марта в госпитале в 9 часов он скончался. И я осталась одна". Вообще-то мужество детей блокадного Ленинграда поражает. Дети продолжали обучение в школах. Об этом говорит статистика. 39 школ работали в осаждённом городе зимой 1941–1942 годов. Бывало, в разгар урока сирена оповещала о налёте гитлеровской авиации, ученики быстро, насколько могли, перемещались в бомбоубежище, и там учителя продолжали урок. Учиться в таких нечеловеческих условиях было подвигом. Все: и школьники, и учителя – понимали друг друга без лишних слов. Они сами добывали топливо, возили на санках воду с реки, поддерживали чистоту и порядок в классах. Нет, таких ребят было не сломить ничем. Они уже знали, что такое фашизм, они уже испытали это на себе. Урок длился 25 минут, больше не выдерживали ни школьники, ни учителя. Взрослые, невзирая на невероятные трудности, организовывали в школах новогодние утренники. Были установлены ёлки. В замёрзшем голодном и тёмном городе звучала музыка, к ребятам приехали артисты. В пригласительных билетах была очень значимая строка о том, что детей ждёт праздничный обед. Они получали небольшую порцию супа и каши, по тем временам – роскошная еда. Страдая от голода и холода, жители города – взрослые и дети – не ждали своей участи сложа руки, они продолжали бороться. Дети принимали участие во многих событиях, проводимых в Ленинграде. Они вставали за станки, заменяя ушедших на фронт ленинградцев и тех, кто умер в блокадные дни. Для юных рабочих мастерили специальные подставки, чтобы они могли встать за станок. 12–15-летние дети изготавливали детали для пулемётов, автоматов, артиллерийских снарядов. Сколько длился рабочий день, не считал никто. Рабочий день был бесконечным. Порой спали прямо в цехах. Помимо прочего дети тушили пожары, ликвидировали десятки тысяч зажигательных бомб. Они вместе с взрослыми разбирали завалы разрушенных зданий, очищали дороги и трамвайные пути. С весны и до поздней осени в 1942–1944 годах школьники трудились на совхозных полях. Невзирая на дождь, жару, заморозки, грязь и другие препятствия, юные ленинградцы в два, а то и в три раза перевыполняли норму, собирая рекордные урожаи. План уничтожения Ленинграда и ленинградцев был сорван. Геноциду был поставлен барьер. Город выжил. 27 января 1944 года блокада была полностью снята. Вместе с взрослыми приближали этот долгожданный и радостный день юные жители города, неожиданно повзрослевшие за эти страшные 872 дня. Они наравне с взрослыми сражались, работали и учились, вовсе недаром 15 тысяч школьников награждены медалью "За оборону Ленинграда". Имена тех, кто не выжил в те блокадные дни, россияне будут помнить всегда. «Прогресс Приморья», № 4 (567) от 07.02.2020 г. |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |