|
|
||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
Малоизвестный ленд-лизО том, как из-за границы шли поставки по ленд-лизу и как погибали советские моряки, атакованные немецкими самолётами и подводными лодками в открытом море, редакция газеты Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России "Прогресс Приморья" рассказывала в ряде материалов ранее. Продолжая тему, обратимся к тому, как ещё не успевшие выйти в рейс советские суда подвергались нападению непосредственно в порту. Например, первой потерей Мурманского пароходства в годы Великой Отечественной войны стал пароход "Роза Люксембург". Он уже на третий день гитлеровской агрессии был разбит бомбардировщиками настолько, что в дальнейшем в море не выходил и после ремонта использовался как нефтехранилище. Первым пострадавшим в море был пароход "Аргунь". 18 октября 1941 года море было неспокойно. Ветер западный 7–8 баллов, волна с "бурунами" 4–5 баллов. "Аргунь" под командованием капитана В. Грешнера шла из Архангельска в Иоканку с грузом пиломатериалов для строительства новых береговых батарей. В третьем часу дня вблизи мыса Городецкий пароход атаковала немецкая подводная лодка U‑132. Торпеда угодила в правую скулу носовой части. Между первым и вторым трюмами взрывом выпучило носовую палубу, правый борт в этом месте разошёлся по швам, оба трюма открылись, бимсы были выброшены на палубу вместе с частью брёвен и досок, повреждён брашпиль, вырвана из гнезда носовая лебёдка, сорвана стеньга и такелаж мачты. В штурманской рубке, где в это время находился капитан, всё перевернуло, перебило приборы и инструмент. Грешнер, выскочив на мостик, объявил тревогу, приказал повернуть лево на борт – курсом на берег, находившийся в двух-трёх милях. – Как там машина? – прокричал капитан. – Работает, – ответили снизу. Молчала рация, на матче срочно подняли флажный сигнал "Терплю бедствие". Однако немцы не успокоились: когда судно повернуло к берегу, командир лодки предпринял новую атаку. Советские моряки видели, как вдоль левого борта прошла одна, следом вторая торпеда. Через мгновение они обе взорвались на берегу. Команда парохода была совершенно беззащитна перед подводной лодкой. Пароход медленно погружался в воду. Однако моряки панике не поддались, они отчаянно боролись за живучесть корабля, откачивая воду, но она неумолимо прибывала. В 14:55, опасаясь взрыва котлов, выгребли из топок жар и стравили пар. Судовые механики Н. Иванов и М. Петров до последней минуты контролировали работу механизмов и ушли из машинного отделения лишь после того, как вода поднялась по грудь. Когда погас свет, капитан приказал покинуть судно. Чтобы пароход не дрейфовал, отдали якорь. В две шлюпки погрузили пулемёт, шесть винтовок, патроны, тёплую одежду, продукты, судовые документы. В 15:30 Грейшнер последним сошёл с парохода. Через семь минут судно встало кормой вверх и скрылось под водой. Моряки недолго путешествовали по студёному морю: подошло отправленное с берега вспомогательное судно "Мгла" и спасло команду. Гибель "Аргуни", к счастью, обошлась без человеческих жертв. Высокая организованность и сплочённость, выдержка команды позволили сохранить оружие и судовые документы. Впрочем, был в тот тревожный день и другой случай, больше похожий на анекдот. Но, как утверждали свидетели, он был. Когда на "Мглу" грузили имущество с тонущей "Аргуни", моряки обратили внимание на три больших чемодана старшего лейтенанта Васильева. На вопрос, что в них, был получен ответ: "Отрезы на костюмы". Вначале это оставили без внимания, но, когда пришли в порт, слух о чемоданах пополз по прибрежным весям, частям и гарнизонам. И наконец, достиг ушей самого адмирала Головко. Арсений Григорьевич вначале распорядился разобраться, а когда ситуация прояснилась, приказал наказать офицера. Однако, учтя факт спасения всей команды "Аргуни", хозяин мануфактуры отделался лёгким испугом. В дальнейшем он проявил себя толковым офицером, участвовал во многих боевых операциях в море, проявив бесстрашие. Спустя много лет после войны, когда в Архангельске проходили регулярные встречи участников конвойных плаваний на Север, первые почести были отданы пароходу "Аргунь". На волны спустили венок, перевитый кумачовой лентой, сбросили бутылку с письмом-обращением к молодому поколению, чтобы чтили память о грозных временах 1941 года. Продолжение следует «Прогресс Приморья», № 4 (567) от 07.02.2020 г. |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |