Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
28 февраля, пятница
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

«Стоит на запасном пути…»

Продолжение. Начало в № 3

В период Великой Отечественной войны был зафиксирован всего один бой между бронепоездами Красной Армии и гитлеровскими войсками. Сражение произошло 4 июня 1944 года. Дело было так. Наши объекты под Ковелем, крупным транспортным узлом Волынской области, стали подвергаться коротким, в переделах двух-трёх минут, утренним артиллерийским обстрелам в одно и то же время. Ни авиаторы, ни наземная разведка найти батарею не сумели. Тогда разведчики предположили, что нужно искать бронепоезд противника. Использовав педантичность немцев и удобные складки местности, штаб бронедивизиона разработал предстоящий план наземной операции. Артиллеристам предписывалось вывести из строя железнодорожное полотно, чтобы перекрыть вражескому бронепоезду путь отхода, "Илье Муромцу" необходимо было иметь стоянку как можно ближе к батарее-невидимке. Решили начать действия без пристрелки, чтобы не отпугнуть фашистов. И расчёт оправдался: вскоре наблюдатели "Ильи Муромца" обнаружили немецкий бронепоезд, выдвигающийся на огневую позицию. Были заметны еле различимые полоски дыма. В командирскую рубку поступил доклад, и сразу последовала команда: "По цели! Десять снарядов на орудие! Реактивные установки по два залпа! Бронепоездам! Огонь!"

Стоит сказать, что выстрелы с двух сторон прозвучали практически одновременно. Наши артиллеристы накрыли бронепоезд немцев первым залпом. Бронепоезд врага тоже огрызнулся, но снаряды в цель не попали. "Катюши" превратили гитлеровскую "крепость на колёсах" в груду металла. Паровоз замер, из него в полном смысле вышел пар. Было похоже, что снаряд угодил прямиком в котёл.

6 июня 1944 года советские войска освободили Ковель. Бойцы 31-го дивизиона побывали на месте разбитого вражеского бронепоезда. Он так и не был убран с прежнего места отступающими гитлеровскими войсками. Только теперь бойцы узнали, что бронепоезд носил имя фюрера Третьего рейха. Вот и получилось, что в очной схватке "Илья Муромец" уничтожил "Адольфа Гитлера".

После победы бронепоезда Красной Армии продолжали нести службу на Западной Украине. Экипажи охраняли от бандеровских налётов железнодорожные узлы, станции, пассажирские и товарные составы. До 1953 года личный состав нёс службу на железной дороге. В конце 50-х бронепоезда были сняты с вооружения Советской армии, их отправили в отставку. Они стали экспонатами музеев.

В 70-е годы о бронепоездах снова вспомнили в связи с нестабильным политическим положением с китайской стороной. Чтобы было чем прикрыть Транссибирскую магистраль, на Харьковский завод тяжёлого машиностроения Министерства обороны поступил заказ на постройку четырёх бронепоездов. Они вошли в состав Забайкальского и Дальневосточного военных округов.

Продолжение следует

«Прогресс Приморья», № 7 (570) от 28.02.2020 г.

Юрий Тихий

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно