Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
19 марта, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Ледокольный пароход принял огонь на себя

Редакция газеты Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России рассказывала на своих страницах о северных конвоях Второй мировой войны 1939–1945 годов. Известно немало историй о том, как наши суда оказывались один на один с гитлеровскими самолётами и подводными лодками и порой выходили победителями из морского боя. Однако и потоплено было наших судов немало. И всё же история ледокольного парохода "А. Сибиряков" выбивается из общего ряда героических примеров борьбы экипажа с врагом. На этот раз, 25 августа 1942 года, пароход "А. Сибиряков" вступил в неравный бой с вооружённым до зубов фашистским крейсером "Адмирал Шеер". Об этом бое – сегодня наш рассказ.

Командующий Северным флотом в 1940–1946 годах адмирал Арсений Григорьевич Головко назвал ледокольный пароход "А. Сибиряков" Александром Матросовым отечественного флота. И вот почему. Когда в Карском море фашистский рейдер "Адмирал Шеер" встретился с нашим судном, во много раз уступающим гитлеровскому крейсеру по боевой мощи, советские моряки не уклонились от маршрута и дали отпор. Немецкие моряки практически все вывалили на палубу, чтобы посмотреть, как команда "Сибирякова" будет капитулировать, однако после первых же орудийных залпов советского парохода сыграли тревогу и попрятались кто куда. По воспоминаниям капитана "А. Сибирякова" Анатолия Качаравы, экипаж судна вначале поставил дымовую завесу и лишь потом был открыт интенсивный огонь по крейсеру. Немецких моряков мгновенно смело с палубы. Желающих посмотреть на капитуляцию советского судна больше не было. Немецкий адмирал Ф. Ругге после боя был уверен, что "карманный линкор" "Адмирал Шеер" потопил "мужественно и искусно сопротивлявшийся большой ледокол". Конечно, Ругге таким образом отдал должное нашим морякам, но с "большим ледоколом" он явно палку перегнул. Судите сами. На вооружении "Сибирякова", построенного в 1909 году, находились четыре 76— и 45-миллиметровые пушки; ход – 8 узлов. "Шеер" был современным на тот период военным кораблём, построенным именно для дальнего рейдерства. На его борту располагались шесть 105-миллиметровых орудия, восемь 150-миллиметровых, шесть 280-миллиметровых и т. д.; ход – 20 узлов! Какое тут может быть сравнение?

Заметим, крейсер был направлен в Карское море для уничтожения каравана советских судов: транспортов, ледоколов, кораблей эскорта. Однако долгие поиски каравана, скрытого туманом, затянулись, и тут – удача: одиночным курсом шёл ледокольный пароход "А. Сибиряков". Впрочем, команда ледокольного парохода выполняла совершенно другую задачу. В тот день "Сибиряков" двигался к Северной Земле для открытия новой зимовки. Понятно, что на судне, кроме команды, персонала новой полярной станции и плотников, находилось немало ящиков с оборудованием, аппаратурой, продуктами питания, разными нужными для зимовки вещами. Сегодня это назвали бы северным завозом. Командование "Шеера", убедившись, что у ледокола нет сопровождения, подало сигнал: "Спустите флаг и сообщите ледовую обстановку в проливе Вилькицкого!" Время шло, а команда не выполнялась, тогда немцы подали другую команду: прекратить работу радиостанции, остановить машину и спустить флаг. Капитан "А. Сибирякова" дал приказ с точностью наоборот: радиостанцию не отключать, машину не останавливать и флаг не спускать. Более того, Качаравой был отдан приказ открыть огонь по крейсеру. Сигнальщиков, размахивающих флажками, сдуло с палубы в один миг. И это при том, что достать своей артиллерией "Шеер" не удалось. А "Сибиряков" стал прекрасной мишенью для артиллеристов немецкого крейсера. Развернувшись, "Шеер" ударил по ледоколу из своих орудий. На "Сибирякове" была повреждена кормовая часть, где возник пожар. Судно стало терять и без того тихий ход. Судовая кормовая артиллерия была уничтожена несколькими залпами, связь оборвалась, но сообщить о бое на остров Диксон "сибиряковцы" успели. Это значило, что незамеченными подойти к Диксону немцам было не суждено. Главстаршина М. Ф. Сараев предпринял героическую попытку восстановить радиосообщение, моряк сумел забраться на мачту и натянуть антенну. Первым сообщением для советской Арктики было оповещение о встрече в море крейсера "Адмирал Шеер", последнее звучало так: "Продолжаем бой, судно горит". Положение команды и пассажиров было на самом деле тяжёлым. Артиллеристы, находившиеся на палубе, были отрезаны от остальных полыхающим огнём. И всё же они из боя не выходили до тех пор, пока ледокол не превратился в стоячую мишень. Последние приказы капитана звучали так: "Открыть кингстоны!.. Всем выходить наверх!.."

На борту "Сибирякова" было 104 человека. Покинуть погибающее судно удалось лишь 19. Когда к шлюпке приблизился вражеский катер, гитлеровцы застрелили одного из спасшихся советских моряков. Уцелевшие вместе с капитаном оказались в плену. Как позже вспоминал боцман "Сибирякова" А. Павловский, моряки договорились не сдавать немцам своего командира, понимая, что иначе ему смерти не избежать. Катер принял на борт пленных, и моряки увидели, как "Сибиряков" уходит в морскую пучину.

Продолжение следует

«Прогресс Приморья», № 10 (573) от 20.03.2020 г.

Игорь Суховей

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно