|
|
||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
Ледокольный пароход принял огонь на себяОкончание. Начало в № 10 На недавнем творческом вечере писателя-мариниста Владимира Тыцких, который проходил совместно с оркестром МГУ им. адмирала Г.И. Невельского, прозвучала "Песня о полярном Варяге". Предысторию этой песни такова. В кулуарах Всероссийского собрания маринистов состоялась знакомство дирижёра оркестра Анатолия Якименко с Сергеем Шулининым из Салехарда. Сергей рассказал, что написал музыку о "Полярном Варяге" и предложил её аранжировать и исполнить на Дальнем Востоке. Впрочем, эта та самая история, о которой редакция газеты Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России рассказывала в прошлом номере. И песню авторы посвятили эпизоду неравного боя ледокольного парохода "Александр Сибиряков" у острова Белуха в Карском море с тяжёлым немецким крейсером "Адмирал Шеер". В том бою "А. Сибиряков" погиб, но флага перед врагом не спустил. "Песня о полярном Варяге", музыку к которой написал Сергей Шулинин, на слова Николая Елагина, как говорится, пошла в народ. Однако та героическая история не закончилась боем и гибелью ледокольного судна. Она имеет своё не менее героическое продолжение. Практически все артиллеристы с "Сибирякова" погибли в огне в кормовом отсеке судна. Кочегара первого класса Павла Вавилова, по боевому расписанию – старшину артиллерийского погреба носовых орудий, взрывной волной выбросило за борт. И это спасло моряку жизнь. Он уже начал было замерзать в ледяной воде, как увидел плавающую на волнах шлюпку "Сибирякова". Павел Иванович забрался в плавсредство и, к собственной радости, обнаружил в нём галеты, 30 коробок спичек, два топора, ёмкость с пресной водой и наган с патронами. Вавилов получил серьёзный ожог рук и долго не мог втащить в шлюпку мешок, который прибился к борту. Старшина подумал, что внутри мука, но позже выяснилось, что это отруби. Тогда Павел Иванович привязал груз к шлюпке. Затем прибило волной спальный мешок с тёплой одеждой. Подобрал старшина и живое существо – собаку, которая сильно обгорела и ослепла. У неё оказались обожжёнными горло и язык. Есть она не могла и вскоре умерла на скалистом острове Белуха, куда её доставил Вавилов. На диком берегуНа берегу острова Белуха на газовом маячке-мигалке, установленном на острове, кто-то оставил щиток с надписью "Белуха". Так старшина узнал своё местонахождение. Ни одной души на диком берегу он не встретил. Соорудил, как мог, шалаш из разбросанных всюду досок, однако жил в нём недолго, опасаясь нашествия белых медведей. Они гостили здесь довольно часто. Вавилов поднялся до самой верхней точки острова, к мигалке, и ночевал там в спальном мешке. Он не терял веру в то, что его наконец отыщут. Чтобы привлечь внимание проходящих мимо кораблей, Павел Иванович зажигал маяк, бегал по острову, размахивая фуфайкой. Но корабли уходили вдаль. Отруби и галеты кончались. Тогда в один из дней Вавилов вышел на охоту с наганом, он решил убить медведя, но ни одного не нашёл, вероятно, хозяева острова сменили дислокацию. Старшина не отчаялся, он продолжал бороться за жизнь. Тревожило другое: зима становилась на Белухе всё суровее. Известно, что холода приходят в эти места очень рано. Карское море бесконечно штормило, заметно подмораживало, порывистый ветер заставлял больше двигаться и думать о том, как действовать дальше. И тогда Вавилов решил построить плот, чтобы выйти на нём в море и встретить какое-либо советское судно. В борьбе за выживание прошли 34 трудных дня. И вот случилось то, о чём Вавилов не забывал ни на минуту: на одном из пароходов одинокую фигуру человека заметили. Спустя время над островом закружил самолёт с красными звёздами на крыльях, сбросив мешок, улетел назад. Это был, пожалуй, самый счастливый день в жизни Вавилова, он обнаружил в мешке шоколад, сгущённое молоко и записку от пилотов: "Мы тебя видим, но сесть не можем, очень большая волна. Завтра прилетим ещё. Остерегайся медведей, на соседнем острове их много". Пережив тяжелейшие времена, Вавилов понял одно: теперь его в беде не оставят, его спасут. Лётчики сдержали обещание и вернулись на остров вновь на следующий день. Покружили, но приземлиться не смогли. Сбросили провизию и папиросы. Теперь старшина чувствовал себя счастливым человеком, даже несмотря на то что попытка посадить самолёт окончилась неудачей. Лишь на третий день, несмотря на большую волну, самолёт в море удалось посадить. Лётчики причалили на резиновой лодке к острову и забрали старшину с собой. Дальнейшая жизнь обитателя дикого острова сложилась удачно. Судьба наградила Павла Ивановича Вавилова щедро. Он стал почётным полярником. Гидрографы Диксона в 1962 году назвали в его честь остров в группе Северо-Восточных островов. За доблестный и самоотверженный труд в полярных высотах Вавилову было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Капитан ледокольного судна А.А. Качарава и А.Т. Павловский, вернувшись из немецкого плена, продолжили работать в северных широтах и тоже были отмечены государственными наградами. «Прогресс Приморья», Онлайн-версия апрель 2020 от 24.04.2020 г. |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |