|
|||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
Крылья Великой ОтечественнойРедакция газеты Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России немало материалов посвящает истории отечественной авиации. Авторы рассказывают о том, как развивалось самолёто— и вертолётостроение накануне варварского нападения фашистской Германии на СССР. Да, было немало трудностей, неудач на пути авиастроителей, но накануне войны был сделан небывалый рывок, что обеспечило военную авиацию новыми образцами машин. Если на первом этапе гитлеровские люфтваффе имели превосходство в воздухе, то в последующие военные годы "сталинские соколы", как называли наших асов тогда, переломили ситуацию. Они работали в тесном контакте с ведущими советскими конструкторами, именами которых называли самолёты. Воздушная разведкаВажнейшей задачей советской авиации с первых дней войны стала воздушная разведка. В конце 1930-х годов она возлагалась на отдельные полки и эскадрильи, подчинённые ВВС армий и военных округов, Главное командование своей разведки не имело. Отправленный в конце июня на пополнение и переформирование 40-й СБАП переучился на Пе‑2 и получил новую боевую специализацию, став отдельным дальнеразведывательным авиаполком Ставки Верховного Главного Командования Красной Армии – СВГК. К концу года были сформированы ещё три подобных полка и одна эскадрилья, их преимущественно вооружили самолётами Пе‑2. Каждому фронту планировалось передать по одной отдельной разведывательной эскадрилье подобных самолётов, однако до конца года удалось сформировать только две. С началом осени 1941 года, когда наступление немецких войск замедлилось и им пришлось перейти от тактики "клиньев и котлов" к фронтальному продвижению, Пе‑2 стали чаще привлекаться к ударам по войскам на линии фронта. В 13-м БАП под Вязьмой, например, они совершали в день по три-четыре вылета, находясь в воздухе по 4–5,5 часа, так что учиться пикировать было просто некогда. Порой подводила погода: облачность не позволяла выходить к цели выше 1000, бывало – и 200 метров. Пробовали снимать тормозные решётки для увеличения скорости, но вскоре эти действия были пресечены командованием – точность бомбометания следовало повышать, пикирование осваивать. Ночью 22 июля 1941 года люфтваффе впервые атаковали Москву. Для отпора привлекли и Пе‑2, и Пе‑3. В сформированной в начале августа авиагруппе ПВО майора Г. П. Карпенко на несколько "Пешек" поставили прожекторы, с помощью которых удалось сбить в ночь на 2 августа один бомбардировщик противника и четыре машины в ночь на 11 августа 1941 года. И всё же главной задачей Пе‑2 в обороне столицы оставались бомбардировки войск противника на линии фронта и на дорогах к ней, мест выгрузки и скопления резервов, артиллерийских батарей и аэродромов. Эти цели лежали на расстоянии от 70 до 200 километров от наших аэродромов, и самолёты совершали в световой день два-три вылета. Московское направление было главным в планах гитлеровского командования, здесь противник использовал все свои резервы истребительной авиации. Однако уровень потерь Пе‑2 в боях ноября 1941 – января 1942 года был ниже, чем, например, в июле-сентябре, а результативность возросла. Благодаря постепенному сокращению потерь в условиях снижения поставок самолётов в войска и эвакуации номерных авиазаводов в тыл удалось несколько поднять численность Пе‑2 в строю, несмотря на то что их по-прежнему не хватало. И всё же эвакуированные заводы после некоторой заминки начали обеспечивать эскадрильи машинами. В бомбардировочной авиации показатели были такими: в ноябре 1941 года поставлено 44 самолёта Пе‑2, в декабре – уже 67. Победа под Москвой была добыта совместными усилиями. Штурмовики и бомбардировщики проявили себя в оборонительной операции геройски. Победа под Москвой на рубеже 1942 года изменила доселе удачный для противника ход войны, и уже стало ясно, что молниеносный план "Барбаросса" трещит по швам. В дни боёв за столицу в Вооружённых силах СССР были возрождены гвардейские части, 6 декабря 1941 года приказом Наркома обороны СССР Сталина 31-й БАП был преобразован в 4-й Гвардейский – первый среди бомбардировочных частей ВВС Красной Армии. Воюя с врагом в Прибалтике, он сбросил на войска и суда противника 9000 штук авиабомб разных типов, потопил один морской транспорт, повреди два, уничтожил 260 танков, 9 бронемашин, более 350 автомобилей, 34 автоцистерны, 10 зенитных установок, 4 железнодорожных эшелона, 1 склад ГСМ и вывел из строя до полка пехоты. Перевод в гвардию означал не только повышение денежного довольствия в 1,5 раза для офицеров и вдвое – для рядовых и младших командиров, но и первоочередное пополнение техникой и личным составом. В такие полки стали переводить лучших лётчиков и штурманов, собирая их в один "кулак". Гвардия направлялась на самые трудные участки фронта – вслед за полками появились дивизии и даже авиационные корпуса гвардии. В бомбардировочной авиации ВВС Красной Армии они были вооружены самолётами Пе‑2. С началом 1942 года советское командование предприняло ряд крупных наступательных операций. Целью одной из них стало освобождение Харькова, что предполагало изгнание фашистов со всей территории Украины. На этом направлении на самом деле удалось продвинуться довольно далеко, однако у Барвенково фронт приобрёл вид тугой дуги, на флангах которой "нависли" крупные немецкие соединения. Следовало либо отходить через центр, либо решительным ударом рассечь и окружить неприятеля. В данной ситуации на авиацию возлагались особые надежды. Операция Юго-Западного фронта планировалась на май 1942 года. Авиация на этом направлении была усилена за счёт резервов Ставки и соседних фронтов. На 1 мая ВВС Красной Армии имели в наличии 303 бомбардировщика и 41 разведчик типа Пе‑2 и Пе‑3. На Харьковском направлении доля Пе‑2 в сравнении с самолётами СБ, Ар‑2, Як‑4 и Су‑2 была больше, их планировалась использовать на главных направлениях. Противник стягивал свои ВВС к линии фронта, после тщательной разведки было решено ударить по их базам с воздуха. В 8 часов утра 11 мая семёрка Пе‑2 из 99-го БАП мастерски "накрыла" бывший аэродром харьковского авиазавода в Сокольниках. "Мессеры" с опоздание атаковали "Пешку", но их отогнала восьмёрка истребителей, сбив одну машину, потерев при этом в бою командира эскадрильи 273-го ИАП Солянова. Следующие вылеты были менее удачными, к вечеру в 99-м БАП были потеряны три "Пешки". В один из периодов из-за нехватки самолётов-разведчиков экипажи бомбардировщиков улетали на поиски целей самостоятельно. 13 мая экипаж Пе‑2 99-го БАП засёк колонну вражеских танков в районе Зарожного. "Пешки" дружно ударили по колонне, и до позиций нашей 38-й армии дотянули единицы вражеских панцирьваффе. Советским лётчикам приходилось в воздухе биться с элитой истребителей авиации люфтваффе, например, с частями эскадры JG 52. 19 мая "Мессершмитты" BF 109F из её второй группы (II/JG52) отсекли прикрытие от Пе‑2 из 99-го полка и сбили несколько машин. В ответ в тот же день пять "Пешек" 8-го Гвардейского Краснознамённого БАП массированным ударом "накрыли" аэродром Константиновка, уничтожив, по данным разведки, 18 самолётов противника. Немцам не хватило времени, чтобы усилить прикрытие этой точки, чем и воспользовались советские асы, в повторном налёте экипажи 99-го полка сожгли ещё 22 машины врага. Разведка подтвердила эти данные. 27 мая наши Пе‑2 из 24-го Краснознамённого БАП при поддержке самолётов 138-го БАП атаковали танки Гудериана. Дорогу советским самолётам преградили "Мессеры" из I/JG52. Завязался бой, в котором несколько "Пешек" были сбиты. Были сбиты и экипажи командира 24-го полка Героя Советского Союза полковника Горбко и командира дивизии полковника Косенко. Когда разобрались в причинах неудачной атаки, выяснилось, что нарушилось взаимодействие этого соединения ВВС Брянского фронта с истребителями Юго-Западного, которые не успели осуществить прикрытие. Продолжение следует «Прогресс Приморья», № 14 (577) от 05.06.2020 г. |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |