Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
03 июля, пятница
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Гражданский флот становится военным

Продолжение. Начало в № 14

Северный маршрут был самым коротким (рейс длился 8–10 суток), но вместе с тем самым рискованным. Среди исландских портов основным был Рейкьявик, где вместе с судами, загруженными в Канаде и США, формировались конвои и следовали в Архангельск и Мурманск под охраной военно-морских сил союзников.

Первые конвои начали формироваться в конце 1941 года. 14 марта 1942 года Гитлер издал приказ № 55493/42 об активации действий против союзных конвоев, следующих в Россию. Тогда и началась настоящая охота за караванами. 2 мая в бою с фашистскими эсминцами погиб английский крейсер "Эдинбург", возвращавшийся в Мурманск после торпедирования немецкой подводной лодки У‑456. На борту крейсера находилось около пяти тонн советского золота, предназначенного для уплаты казначейству США. В ходе этого сражения гитлеровцы лишились своего флагмана – эсминца "Герман Шеманн". 9 сентября. Начало жестоких боев, связанных с проводкой PQ‑18 и PQ‑14. В ходе этих боев экскорт потерял эсминец "Сомали" и тральщик "Леда". Из 55 транспортов, следовавших в конвоях, 39 достигло портов назначения. Гитлеровцы потеряли в атаках четыре подводные лодки и 44 самолета, в том числе 38 торпедоносцев. 11 октября. Совершив сложный переход по Северному морскому пути, из Владивостока в Полярный прибыли лидер "Баку", эсминцы "Разумный" и "Разъярённый". Их прибытие значительно увеличило возможности Северного флота в прикрытии конвоев. 15 ноября. При обеспечении операции "Факел" гибнет от торпеды британский авианосец "Эвенжер", памятный северным морякам по… защите конвоя PQ‑18.

За время всего периода войны на северном морском театре потери торговых судов составили 109 единиц морского транспорта.

На Дальнем Востоке погибло за этот же период 31 судно, причём в схватку… дальневосточники вступали, не имея охранения, и всегда были лицом к лицу с врагом. В конвой входили как транспорты, так и корабли охранения…

Интересные данные даны Зиновием Каневским ("Конвои идут на запад"…) С военной точки зрения уничтожение транспорта противника с войсками и различным грузом стоит потери подводной лодки, атаковавшей транспорт. Так полагали не только гитлеровские военачальники, но и фанатически настроенные командиры немецких подлодок (смертники по профессии). За годы войны Германия потеряла 780 субмарин из 820 участвовавших в боевых действиях. Из 39 000 моряков погибли 32 000… Нападать на корабли, торпедировать, обстреливать из орудий, не давая им пройти на восток, – главная задача фашистских моряков и лётчиков. Наконец надо отметить русских моряков, продолжателей гордых традиций доблестного русского флота. Не удержусь от желания ещё раз восхититься мужеством ледокольного экипажа "А. Сибиряков", который, следуя на Северную землю, вёз снабжение и смену полярникам. На борту находилось 104 человека. Вооружение парохода состояло всего из четырех орудий 76 мм и 45 мм и нескольких зенитных пулеметов. Бой, который дал "А. Сибиряков" линкору "Адмирал Шерр", был далеко не равный. Сигнальщик читает требование: "Спустить флаг и сдаться". Одновременно звучит предупредительный выстрел… И сразу же капитан А. А. Качарава командует: "По фашистскому бандиту – огонь!". И это при том, что силы противников были просто несравнимы: вооружение линкора составляло 6 орудий главного калибра 280 мм, восемь орудий – 150 мм. Плюс ко всему на борту имелось четыре торпедных аппарата. Линкор расстрелял в упор ледокольный пароход, но механики последнего открыли кингстоны, и корабль лёг на грунт. Экипаж был пленён. Впоследствии из концлагеря были освобождены 14 членов экипажа, в числе их капитан А. Качарава. Это все, кто остался жив. Подробно о рейсе "А. Сибирякова" редакция газеты Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России рассказывала ранее.

Многие суда ДВГМ пароходства принимали участие в северных конвоях. Например, ледокол "Красин" участвовал в конвое PQ‑15. Конвой составил 25 судов, из которых три погибло. Было сбито пять самолетов противника.

Теплоход "Старый большевик" следовал в конвое PQ‑16 из Исландии в Мурманск. На борту был ценный, но смертельно опасный груз: авиационный бензин в бочках, снаряды, самолеты, взрывчатка. Начало рейса проходило спокойно, но в Баренцевом море, при подходе к островам Шпицбергена, конвой был обнаружен противником и атакован авиацией и подводными лодками. 62 "Люфтваффе", как коршуны, носились над конвоем, постоянно обстреливая и бомбя его. Это случилось 27 мая 1942 года в 12 часов 10 минут. Низко над теплоходом пронёсся чёрный "Мессер", и на бак с воем упала бомба, попав в правую пушку полубака. Прямое попадание! Весь расчёт убит. Мощный столб воды захлестнул и накренил судно. Когда вода осела, появились языки пламени. Начался пожар. Раненый в лицо осколками стекла капитан И. И. Афанасьев, оставаясь на своем посту, подбадривал экипаж словами "Ничего, проскочим!"

Положение оказалось аварийным: повреждена главная и вышла из строя рулевая машина. Судно потеряло ход и управление. Огонь начал распространяться с полубака к трюму № 1, загруженному боеприпасами, взрывчаткой. Героическими действиями экипажа под руководством первого помощника капитана К. М. Петровского через несколько часов пожар удалось ликвидировать. Машинная команда тем временем исправила главную машину, рулевое управление. Теплоход лег на прежний курс и начал догонять конвой. На подходе к советским берегам помощь конвою оказал Северный военно-морской флот: эсминцы, подводные лодки, 36-я авиационная дивизия дальнего действия и бомбардировочная авиация Карельского фронта.

Продолжение следует

«Прогресс Приморья», № 18 (581) от 03.07.2020 г.

Юнга огненных рейсов Борис Максяткин

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно