Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
03 июля, пятница
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Крылья Великой Отечественной

Продолжение. Начало в № 14

К середине осени 1942 года бои в Сталинграде приобрели позиционный затяжной характер. Изменилась ситуация 19 ноября, когда советские войска начали масштабную наступательную операцию "Уран". Сомкнувшиеся у города Калач части 57-й и 63-й армий отрезали и окружили немецкую 6-ю и 3-ю румынскую армии от оставшихся западнее войск. Группа армий Гота, основу которой составляли мощная 4-я танковая армия, 17-я немецкая, 4-я и румынская, остатки 3-ей армии и другие силы предприняли попытку прорыва встречными ударами. При этом планировался массированная поддержка авиации. Сделать этого гитлеровцам не удалось, однако и Красной Армии оказалось не под силу быстро уничтожить "котёл", и ожесточённые бои, как на земле, так и в воздухе продолжились. В этой ситуации, выводимые на переформирование полки Пе‑2, пополнялись в ускоренном порядке и немедленно возвращались обратно. Как, например, 150 БАП, который в декабре снова был под Сталинградом.

Изоляция рассеянных группировок противника и лишение его свободы маневра стала тогда главной задачей нашей фронтовой авиации. Несмотря на то, что проявился недостаточный радиус действий Пе‑2, не более 450 км, что не позволяло эффективно использовать авиацию соседних фронтов, точность бомбометания оказалась гораздо эффективней, чем, например, у ленд-лизовких "Бостонов". По-прежнему командиры полков предпочитали использовать проверенные в деле бомбы ФАБ‑100, самолёты Пе‑2 под Сталинградом всё чаще стали применять более мощные бомбы – ФАБ‑250. Они больше подходили для разрушения промышленных зданий и сооружений, а также для ликвидации жилых домов старой постройки, которые враг использовал как укрепления.

Стоило кольцу вокруг Сталинграда замкнуться, немецкому командованию пришлось предпринять попытку организовать воздушный мост, собрав в единый кулак всевозможную транспортную авиацию. Перед советскими пикировщиками была поставлена задача уничтожения посадочных площадок в "котле" и аэродромов базирования за его пределами. Немцы были вынуждены размещать базы вблизи, что таило в себе риск. 30 декабря 1942 года шестёрка Пе‑2, ведомая командиром 150-го БАП Побиным, точным пикирующим ударом сожгла на аэродроме Тормосин в двухстах километрах от Сталинграда 12 транспортных Ju 52. Враг, неся тяжёлые потери днём, предпринял попытку полётов в "котёл" тёмными зимними ночами. "Пешкам" теперь пришлось работать и в качестве штурмовиков, и в качестве истребителей. Были развёрнуты радиолокационные установки "Редут", которые способствовали наведению на нужные цели Пе‑2 и Пе‑3. В небо поднимались несколько самолётов с бортовыми РЛС "Гнейс‑2". Однако в большинстве своём на задание вылетали обычные бомбардировщики – наличие на борту штурмана и радиста делало их более предпочтительными для выполнения новой задачи не только в сравнении с обычными истребителями, но и с двухместными Пе‑2. Все эти действия привели к нужному результату – "сталинградский воздушный мост" рухнул. По немецким данным в нём Люфтваффе потеряли 488 самолётов. Это были большие потери в одной отдельно взятой операции на Восточном фронте. Большая часть машин была уничтожена на аэродромах пикировщиками Пе‑2, которые таким образом внесли свой вклад в победу Сталинградской битве, которая завершилась 2 февраля 1943 года. О последнем этапе операции по окружению группировки Паулюса редакция газеты Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России рассказывала ранее на своих страницах.

Подведя "сталинградские" итоги действий советской авиации в 1942 году, командование ВВС КА не без удовлетворения отмечало улучшение эффективности и значительное снижение боевых потерь Пе‑2. Если первым военным летом укомплектованный опытнейшим лётным составом испытателей НИИ ВВС 410-й БАП терял один Пе‑2 за 11 боевых вылетов, то под Сталинградом этот показатель вырос в среднем до 54 вылетов, что оказалось больше, чем в полках на самолётах ЛаГГ‑3, Ла‑5 и Як‑1. Достичь таких показателей удалось, в том числе и лучшей работой нашей истребительной авиации, прикрывавшей бомбардировщики чаще и надёжнее. Дали свой результат и меры по улучшению вооружения, живучести и лётных данных Пе‑2, а также совершенствование тактики его применения. Эффективность возросла, когда от штурмовиков был перенят приём атаки "с круга", и теперь с какой бы стороны ни атаковали истребитель противника, он оказывался под перекрёстным огнём носовых и подвижных пулемётов как минимум двух "Пешек". Это приём требовал высокого лётного мастерства и внимательности. Нужно было держать строй, и делать это в маневре, доворачивая затем в направлении угрозы. Дальше следовало вернуться на своё место со слаженным изменением курса, высоты и скорости полёта. Освоение "круга" заставило перейти от залпового бомбометания "по ведущему" с прямой к самостоятельному прицеливанию с виража и сбросу бомб по одной, две единицы, что заметно увеличивало время и площадь огневого воздействия. Делалось это так: группа прикрытия разбивалась надвое – часть истребителей держалась над "кругом", другая – в стороне, отсекая прибывающее подкрепление и те самолёты врага, которые пытались найти неожиданное направление для атаки Пе‑2.

Вначале "круг" применялся исключительно в горизонтальном полёте, затем его приспособили и для пикирования. Вероятность промаха уменьшилась с 300 до 10–20 метров. На таком расстоянии взрыв бомбы ФАБ‑250 гарантированно выводил из строя земляные укрепления врага.

На 1 января 1943 года в частях фронтовой авиации числилась 1581 "Пешка" – это более чем в 3,5 раза больше, чем годом раньше, но с общим ростом ВВС их процент и общая доля бомбардировщиков уменьшилась. Такое положение было признано неправильным и Наркомату промышленности было поручено нарастить выпуск Пе‑2. Роль пикирующих бомбардировщиков в операциях, запланированных на 1943 год по всему советско-германскому фронту, стала приоритетной, значит, и задачи её – менялись.

Продолжение следует

«Прогресс Приморья», № 18 (581) от 03.07.2020 г.

Виталий Лентарев

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно