|
|
||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
Арсеньевская авиакомпания «Прогресс» в годы Великой Отечественной войны: вклад в ПобедуОкончание. Начало в № 18 Партизанское движениеПартизанское движение на оккупированной врагом территории в западной части нашей страны развернулось в первые же месяцы войны. 18 июля 1941 г. ЦК ВКП(б) принял специальное постановление "Об организации борьбы в тылу германских войск" и оно содержало указания о подготовке партийного подполья, об организации, комплектовании и вооружении партизанских отрядов, задачах партизанского движения. Многие десятки миллионов человек оставались на занятой врагом территории, поэтому и размах подпольной и партизанской борьбы там был масштабный. В задачу Семеновского истребительного батальона входила борьба с возможными вражескими парашютными десантами. Однако с первых дней его существования перед командованием была поставлена еще одна задача – готовить батальон к развертыванию в партизанское соединение в случае вторжения японской армии в пределы Дальнего Востока. То есть, если на западе страны партизанская борьба на оккупированной территории шла против гитлеровцев, то здесь, в тылу, она подготавливалась против другого врага – Японии, ведшей свою агрессивную политику на Востоке и желавшей неожиданно напасть и захватить советский Дальний Восток. Задача была нелегкая. И дело было несколько сложнее, чем формирование истребительного батальона. Во-первых, нужно было произвести строгий индивидуальный отбор будущих партизан. После утверждения на бюро Яковлевского райкома партии командиров и комиссаров партизанских отрядов, примерно в августе-сентябре 1941 г. на заводе были организованы три партизанских отряда. Личный состав партизанских отрядов на заводе подбирался очень тщательно и в строго добровольном порядке. Каждая кандидатура всесторонне обсуждалась с руководством завода и заводской парторганизацией. В состав отряда входили и коммунисты, и беспартийные. В один из отрядов командиром был назначен начальник ОКСа (отдела капитального строительства) завода Александр Иванович Шершуков и комиссаром отряда Леонид Матвеевич Рясков, который вспоминал: "Наш партизанский отряд был сколочен из ополчения на базе вооруженной вахтерной охраны (ВВО) завода, то есть из лучшей части личного состава ВВО с наличествующей материальной частью оружия и боеприпасов. Личный состав вооруженной вахтерной охраны завода в основном состоял из хороших честных людей, преданных советской власти, морально устойчивых, как мужчин, так и женщин". Во все отряды, организованные на заводе, были подобраны и рекомендованы Яковлевским райкомом партии и райвоенкоматом бойцы из местного населения, хорошо знающие местность и принимавшие участие в партизанской войне против японцев в период оккупации Приморского края в 1920-е годы. Весь личный состав всех партизанских отрядов из предосторожности был законспирирован. И хотя личный состав отрядов знал друг друга, так как обучались в формированиях ополчения, но что тот или другой состоит в партизанском отряде, не знали. Это подтверждалось проверками. Да и сами партизанские отряды в целях конспирации не выделялись из общих формирований ополчения, лишь как формирования обучались раздельно. Но мало было отобрать людей в партизанские отряды. Нужно было создать материальные и боевые ресурсы. Подбор партизанских баз шел очень ограниченным кругом людей. Преимущественно, командиром соединения, комиссаром и представителем УНКВД. В уссурийской тайге было достаточно мест, где можно было создать базы. Один из пяти участников одной из разведгрупп Петр Иванович Кузнецов спустя несколько десятков лет после войны вспоминал, что его разведгруппа много сделала своей разведкой. Под предлогом розыска в тайге ели аянской, дерева необходимого для строительства самолета УТ‑2, его группа более четырех недель, не выходя из тайги, наносила на бумагу стоянки основных сил подразделений, удобные места под землянки, намечала вершины сопок для наблюдения, намечала пути вынужденного отхода и т. д. По окончании работ группа вышла на Чугуевку и самолетами заводские летчики членов группы вывезли домой. "Итак, мы организовали партизанское соединение, – писал Весенко Н. В., – Подобрали основные и запасные базы. Оборудовали базы землянками и другими служебными помещениями. Главный наш интендант директор завода т. Новиков Н. С. сделал заготовку обмундирования от носков до валенок и полушубков и продовольствия. Этими запасами мы пару лет жили бы безбедно. Всё у нас было. И люди, и базы, и обмундирование, и продовольствие. Мы располагали достаточными запасами взрывчатки, горючих и смазочных материалов. За годы подготовки партизаны прошли хорошую тренировку. Все это делалось с уже имеющимся опытом партизанской борьбы с гитлеровскими захватчиками". Отряды тренировались в походах по таежным тропам, изучали будущие вражеские военные объекты. Дважды командиры и комиссары партизанских отрядов Приморского края в октябре 1941 г. и в 1942 г. созывались на сборы в г. Владивосток. В них принимали участие командиры и комиссары партизанских отрядов и с завода № 116. Занятия с ними проводили партизанские командиры времен гражданской войны и военной интервенции. Руководил сборами представитель ЦК ВКП(б) Петр Михайлович Никифоров, бывший в 1921–1922 гг. председателем Совета министров Дальневосточной республики. В программе сборов главным образом стояли вопросы изучения тактики ведения партизанской войны из опыта прошлого с учетом новых видов оружия и способов ведения войны. Изучалась материальная часть индивидуального и группового оружия, состоявшего на вооружении японской армии – винтовка и пулемет. В широких масштабах изучалось подрывное дело и особенно практика взрывов (в сопках), как с использованием бикфордова шнура, так и применения ПМ‑1 (подрывная машинка). После каждого сбора командиров и комиссаров партизанских отрядов, на местах, то есть в отрядах учеба перестраивалась и пополнялась новыми данными в соответствии с установками руководства подготовкой партизанского движения на случай войны с японцами в Приморье. Командиры и комиссары партизанских отрядов завода в сопровождении своих проводников не однажды ходили в тайгу для изучения районов действия, баз и пунктов связи, согласно указаниям для каждого отряда. Наши ополченцы и партизаны были полностью подготовлены к организации отпора японским интервентам в случае их вторжения в пределы Дальнего Востока СССР, но по известным обстоятельствам воевать нашим ополченцам не довелось. Японцы не посмели вторгнуться к нам и в августе 1945 года наша авиация уже громила укрепления и технику Квантунской армии в Манчжурии. "Тыл и фронт у нас – это одно целое"Работники завода № 116, как и все советские люди, считали своим долгом помочь Родине в трудную минуту. У вооруженной вахтерной охраны завода в военный период имелось свое подсобное хозяйство, основанное трудом личного состава, состоящее из животных, птиц и посевов на заводских землях около аэродрома. Там росла соя, кукуруза, картофель и другие овощи, обрабатывавшиеся личным составом. Продукция с подсобного хозяйства реализовалась личному составу ВВО. И когда в связи с подготовкой к войне с японцами стало трудно вести и обслуживать подсобное хозяйство, личный состав ВВО на общем собрании решил ликвидировать хозяйство на рынке. На реализованные средства в сумме 62 тыс. рублей был куплен самолет УТ‑2, изделие нашего же завода и от имени личного состава ВВО через старшего военного представителя на заводе Марцинюка М. Ф. был подарен Красной Армии. Помощь Ленинградскому фронтуА вот еще один пример. Приморцы с самого начала войны установили тесные связи и поддерживали защитников Ленинграда. Все началось с инициативы портовиков города Владивостока, сучанских горняков, рыбаков острова Попова и других рабочих края, решивших организовать сбор индивидуальных и коллективных подарков к новому году для ленинградских фронтовиков. В самом начале 1942 года делегация приморцев, среди которых были и представители завода № 116, прибыла в обороняющийся Ленинград. Это был целый эшелон с подарками от трудящихся нашего края на Ленинградский фронт. Приморская делегация стала первой, прибывшей сквозь кольцо блокады в начале 1942 года. Они увидели этот суровый город-крепость, ленинградцев, не сломленных войной и трудностями. А ленинградцы встретили приморцев с большой теплотой, как товарищей по битве. На следующий день делегация разделилась на три группы и выехала на передовые позиции, где вручала подарки доблестным частям генерала И. И. Федюнинского, героически защищавшим подступы к Ленинграду, и передавала им сердечные приветы от приморцев. В формировании этого первого эшелона приняли участие и трудящиеся завода № 116. Председатель комиссии по сбору подарков на заводе Тимофей Кузьмич Каськов (в годы войны – председатель профсоюзной организации завода) написал в газетной статье: "Сбор подарков вылился в могучую волну патриотизма и любви бойцов трудового фронта к своей родной, доблестной Красной Армии". Коллектив завода в этом эшелоне отправил на фронт защитникам Ленинграда 105 ватных костюмов, 250 пар белья, свыше 50 пар кожаных рукавиц, 258 пар перчаток, 640 пар носков, 81 шапку-ушанку, 75 шерстяных шарфов, 225 наволочек, свыше 530 полотенец, 130 пар теплых портянок и много другой одежды. Послано также было много продуктов питания: кур жаренных, мяса, сливочное масло, кондитерские изделия, сало. А еще папиросы, мыло, носовые платки, бритвенные приборы и много других вещей первой необходимости. Написанные от всей души волнующие письма заводчан, сопроводившие подарки были призваны вселить в бойцов новые силы, убедить их во всенародной любви и правоте своего дела. В них говорилось: "Родные наши! Мы привезли вам подарки. Примите их как выражение единства тыла и фронта, которое никто и никогда не сломит. Через весь Советский Союз прошел наш эшелон, и всюду мы встречали непоколебимую уверенность в торжестве нашего правого дела. Мы победим!". Боевое Красное знамя – труженикам ПриморьяВ знак нерушимого единства фронта и тыла воины 54-й армии генерала И. И. Федюнинского передали труженикам Приморского края боевое Красное знамя. Горняк Божок И. Е., принимая это знамя, заверил бойцов: "Это знамя, завоеванное в огне семнадцатого года, это знамя, пронесенное сквозь годы пятилеток, это знамя, овеянное новой славой в дни Отечественной войны, мы будем вручать лишь самым достойным предприятиям и колхозам. Великую честь завоюют те, кто также самоотверженно, как и вы на фронте, куют в тылу победу над нашим общим врагом". И в марте 1942 года Приморский краевой комитет партии и крайисполком приняли совместное постановление "О соревновании за фронтовое Красное знамя, врученное трудящимся Приморья частями Ленинградского фронта армии генерала Федюнинского". Фронтовое знамя, завоеванное в трудеВеликая честь принять фронтовое Красное знамя Ленинградского фронта выпала заводу № 116 в конце 1942 года. Постановлением бюро Приморского крайкома ВКП (б) и исполкома Совета депутатов трудящихся коллективу завода № 116 было присуждено переходящее Красное знамя Ленинградского фронта за значительное превышение плана выпуска продукции и за первое место среди предприятий края по результатам социалистического соревнования за ноябрь военного 1942 года. По случаю этого важного и волнительного события на заводе состоялся общезаводской митинг, на котором секретарь Приморского крайкома партии Иванников поздравил коллектив завода с высокой оценкой его работы и, вручая знамя директору завода Н. С. Новикову, сказал: "Ленинградские фронтовики просили нас вручать знамя самому передовому предприятию Приморья. Сегодня это знамя мы вручаем вашему заводу. Ваша основная задача сейчас – использовать все имеющиеся у вас возможности и давать продукции в полтора-два раза больше Наркомовского графика. Этим вы завоюете право держать почетное знамя в своих руках. Этим вы поможете родной Красной Армии скорее очистить нашу советскую землю от фашистской нечисти". Принимая знамя, Н. С. Новиков заверил защитников Ленинграда, крайком партии и крайисполком в том, что "наш коллектив, экономя во всем, добьется еще большего выпуска продукции в декабре и в 1943 году". И слово данное директором заводчане сдержат, дав стране в 1943 году 674 самолета, что на 132 самолета больше, чем в предыдущем году. Присужденное заводу знамя ленинградских фронтовиков решили вручить тому цеху, который в ноябре месяце 1942 года вполне заслужил такую высокую награду. Им стал сборочный цех. На получение боевого знамени рабочие цеха воодушевленно выступили с ответными речами, дав горячие обещания трудиться еще упорнее. "Боевое знамя фронтовиков обязывает нас на новые трудовые подвиги", – сказал один из них. А в это же самое время, в декабре 1942 года, готовился уже четвертый эшелон с подарками, и заводчане с сельчанами вновь собрали свои скромные подарки: 150 кг меда, десятки килограмм пряников, 18 кг легкого табака и несколько тысяч рублей для закупки подарков. НаградыЗавод гордится своей историей и свято хранит память о том незабываемом времени. Мы помним всех заводчан, кто приближал победу своим героическим трудом. И государство не забывало о поощрениях. В годы войны коллектив завода систематически выходил победителем в выполнении заданий Государственного комитета обороны и министерства. И вот, в апреле 1944 года состоялось первое награждение работников предприятия орденами и медалями. В Указе Президиума Верховного Совета СССР говорилось: "за образцовое выполнение заданий правительства по выпуску самолетов…". После войны многие сотни работников завода были награждены медалями "За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.". В них слились их пот и слезы, горечь утрат родных и близких и необычайное напряжение в труде. ПамятникиНаша память о войне, о труде и о Победе была увековечена в нескольких городских памятниках. День Победы в Арсеньеве немыслим без митинга у обелиска на площади Славы, как она теперь называется. Памятник заводчанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, обелиск, как часто мы его называем, воздвигнут в 1968 году и открыт в день праздника 9 мая. Символичный, в виде огромного горящего факела. Построен он был по инициативе коллектива завода. Черкасов Дмитрий Степанович – одно из имен на обелиске. На нашем заводе он работал в должности нормировщика транспортного отдела. Отсюда, с завода он в конце 1941 года ушел на фронт. А родился он в Чкаловской (ныне Оренбургская) области. Он сам, его отец и мать, а еще младшие два брата и сестра приехали на строительство завода № 116 вместе. Отец Дмитрия – Степан Евсеевич Черкасов в январе 1942 г., сразу после того, когда его старший сын Дмитрий отправился на войну, написал на завод заявление, в котором просил принять его на работу в любой должности на усмотрение начальства, так как уже два его сына служат в Красной Армии. "А потому, – писал Степан Евсеевич, – хочу помочь, чем смогу, производству. Прошу не отказать в моей просьбе". Вот он тот документ, который как нельзя лучше иллюстрирует патриотический подъем населения, когда не только подростки и женщины, но и престарелые отцы стремились заменить своих детей здесь, в тылу, в то время как их сыны с оружием в руках защищали Родину. Командир орудия, гвардии старший сержант Дмитрий Черкасов погиб в июле 1944 г. в бою. Похоронен в Польше. Имя Черкасова Дмитрия Степановича занесено на обелиск. И это только одна история, одно имя… В настоящее время на обелиске в списке из более, чем 150 человек – 147 заводчан, ушедших на фронт с завода, погибших и пропавших без вести на фронтах Великой Отечественной войны. Однако обелиск погибшим – это не первый памятник в нашем городе, посвященный Победе в Великой Отечественной войне. Во время войны коллектив работал сплоченно и почти за каждый месяц получал места и переходящие Знамена. Из всесоюзного фонда соцсоревнований выдавались средства, которые расходовались на премирование рабочих ИТР и служащих. 35–40 % от сумм премии расходовались на культурно-бытовые нужды. На часть этих средств был построен монумент Победы над фашистской Германией. В 1945 году он уже украшал предзаводскую площадь. Монумент выглядел как высокий постамент со шпилем и звездой наверху. На одной из граней высокого постамента был портрет И. В. Сталина в полный рост. Впоследствии шпиль с монумента перенесли и на его место приобрели и воздвигли скульптуру И. В. Сталина. Но после этих преобразований монумент сохранил первоначальный смысл – это был, по-прежнему, монумент Победы. В 1956 г. произошло разоблачение культа личности Сталина, началась критика "сталинизма". Города, а также другие различные объекты, в название которых, как часть входила фамилия "Сталин" постепенно стали переименовывать. Вот и заводскую газету "Сталинец" переименовали, дав ей новое название. Первый номер газеты с названием "Прогресс" вышел 2 сентября 1960 г. Уже после 1956 г. постамент, на котором стояла скульптура И. В. Сталина, установили скульптуру В. И. Ленина, с боковых граней исчезли надписи. Из-за таких изменений памятник потерял тот смысл, который он нес прежде: он перестал быть монументом Победы, а потому память заводчан о своих защитниках нашла воплощение в 1968 году в новом монументе, являющимся главным местом проведения городского митинга, посвященного Дню Победы. 14 сентября 2015 года в Арсеньеве состоялось торжественное открытие еще одного нового памятника – "Труженикам тыла и детям войны". И установлен этот памятник в центре города, на пересечении улиц, которые ведут к двум ведущим предприятиям Арсеньева – "Прогрессу" и "Аскольду". Монумент представлен в виде раскрытой Книги памяти из гранита, иллюстрированной фотографиями о труде в годы Великой Отечественной войны на заводах и на колхозных полях поселка Семеновки. Победителем конкурса на лучший эскизный проект памятника стал специалист авиакомпании Михаил Юзгин. Средства на установку памятника были собраны жителями города, трудовыми коллективами, предпринимателями, представителями общественности в ходе благотворительного марафона. Это было событие, объединившее весь город. Никто не остался равнодушен к идее такого памятника. Все три вышеописанных памятника, построенные в разные годы, были инициативой авиастроителей. А в разработке проектов принимали участие действующие сотрудники авиакомпании. Газета "Сталинец"Одним немаловажным источником информации о периоде Великой Отечественной войны была и остается газета "Сталинец" – печатный орган партбюро, постройкома, комитета ВЛКСМ и управления строительства завода. Начиная с 1937 г. в течение 15 лет это была единственная газета на территории рабочего поселка Семеновка. Читать старые газеты бывает очень интересно и познавательно. Просматривая военные номера газеты, мы узнаем об истории нашего завода, и это далекое от нас время окрашивается яркими эмоциями, красками высочайшего чувства патриотизма, безмерного героизма, которые охватили заводчан. Одни только заголовки статей рисуют нам картину трудового подвига. Например, такие: "Все для фронта, для победы!", "Дадим фронту сверхплановую продукцию", "Коллектив не успокаивается на достигнутом", "Не сдам достигнутых результатов", "Будем работать как требует Родина", "Равняться по героям трудового фронта". Работая, выполняя и перевыполняя план за рабочую смену, некоторые работники активно участвовали в освещении жизни завода. Рабочие корреспонденты газеты по долгу занимаемой должности, и используя свой талант, были обязаны писать в газету и доносить информацию до рабочего класса. В годы войны в типографии и редакции газеты "Сталинец" работало всего несколько человек и это были самые маленькие коллективы предприятия. Но какие значимые, что без острого пера рабочего корреспондента не обходилось порой ни одно коллективное собрание, ни одно важное событие в цехе. В 2015 г. осознавая значимость военной периодики в преддверии празднования 70-летия Победы, авиакомпания "Прогресс", сегодняшний лидер Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России, по просьбе администрации Арсеньевского городского округа провела работу по сканированию страниц, сохранившихся в фондах музея истории предприятия газеты "Сталинец". Электронная версия газеты передана в виртуальный читальный зал городской централизованной библиотечной системы, чем обеспечен массовый доступ к номерам газеты. Сканирование газеты "Сталинец" – это был важный вклад авиакомпании "Прогресс" и в историю нашего города, и в историю завода, с целью сохранения исторической памяти и пополнения информации о периоде Великой Отечественной войны, обеспечения доступа исследователей к редким печатным изданиям, к которым, безусловно, следует отнести и нашу газету, тем более, что она существует и сейчас в единственном подлинном экземпляре и хранится на территории нашего режимного предприятия в качестве музейного предмета. ЗаключениеВыпуская военную продукцию и ремонтируя боевые самолеты, отправляя вагоны с одеждой и продуктами на фронт в период войны, создавая монумент Победы, Обелиск погибшим, памятник труженикам тыла и детям войны в послевоенные годы, построив музей истории предприятия, поддерживая на протяжении многих лет своих работников – ветеранов войны и труда, авиакомпания "Прогресс" продолжает и сегодня вносить свой посильный вклад в сохранение исторической памяти, чтить и помнить подвиг заводчан в годы Великой Отечественной войны. Мы, современники, должны помнить об уроках прошлого, и никогда не забывать о том, какой ценой завоевано наше счастье и свобода, какой ценой досталась Победа нашим предкам. «Прогресс Приморья», № 19 (582) от 10.07.2020 г. |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |