Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
10 июля, пятница
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Форпост на Тихом океане в период войны

. Автор - Предоставлено Государственным архивом Приморского края

Автор фото — Предоставлено Государственным архивом Приморского края

2 июля жители города и его гости отпраздновали 160-летие Владивостока. День выдался погожим и те мероприятия, которые в условиях повышенной готовности, связанной с COVID‑19, планировались организаторами, состоялись. Конечно же, говорили о нынешнем облике нашего города, но, что очень важно, вспоминали и тот период, когда Владивосток переживал нелёгкие времена Великой Отечественной войны. О том, как встретили горожане первые дни войны, редакция газеты Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России рассказывала в прошлом номере, в статье историка С. А. Власова. Сегодня читайте продолжение этой статьи.

В 1941 г. Дальзавод приступил к выполнению важного задания по подготовке отдельных кораблей Тихоокеанского флота. В кратчайшие сроки корпуса четырёх миноносцев были укреплены, так как им предстоял переход в сложных ледовых условиях. Эти корабли успешно совершили переход и сразу же включились в боевые операции. Заводской коллектив принял активное участие и в подготовке шести подводных лодок к переходу на Северный флот через Индийский и Атлантический океаны. Позже были проведены работы с десятью малыми подводными лодками, которые отправили по железной дороге на Черноморский флот. И всё же основной задачей Дальзавода в годы Великой Отечественной войны оставался судоремонт. Ремонтировались как корабли Тихоокеанского флота, так и суда Дальневосточного морского пароходства.

Владивостокцы с первых дней войны приняли активное участие в создании фонда обороны, перечисляя туда часть своих заработков и личные сбережения. 7 июля 1941 г. в Приморской краевой конторе Госбанка был открыт специальный счёт, куда люди вносили свои личные сбережения, ценные вещи (золото, серебро). За август 1941 г. от жителей Владивостока в фонд обороны поступило 2,6 млн руб., 1916 золотых и серебряных вещей. За полгода (с августа 1941 г. по февраль 1942 г.) уже 44,368 млн руб. деньгами и облигациями. В январе 1941 г. в течение двух недель было собрано 4 млн руб. Кроме того, владивостокцы внесли значительную долю средств на строительство бронепоезда "Приморский комсомолец", эскадрильи "Советское Приморье", танковой колонны "Приморский комсомолец".

Ещё одним видом помощи фронту стал сбор подарков и тёплых вещей для бойцов Красной Армии. На сборные пункты владивостокцы несли шубы, полушубки, валенки, рукавицы, куртки, фуфайки, стёганые брюки, тёплое нижнее бельё. Шапки, шарфы, а также мелкие бытовые предметы, которые могли пригодиться бойцам: бритвенные принадлежности, одеколон, папиросы, носовые платки, носки, кисеты, блокноты и т. п. Кроме того, в посылки клали мясные, рыбные и фруктовые консервы.

Помогая фронту, отрывая от себя, было не просто. Тяготы военного времени усугублялись тяжёлым социально-бытовым положением населения Владивостока. В ноябре-декабре 1941 г. было введено нормированное снабжение основными продовольственными и промышленными товарами. Норма выдачи хлеба по карточкам для 1-й категории составляла 600 граммов в день, для 2-й – 500 граммов.

С 1944 г. возобновилась коммерческая торговля. Но цены в таких магазинах были очень высокие. Так, 1 кг мяса на рынке стоил 140–150 руб., в коммерческих магазинах – 320–330 руб., 1 кг кеты на рынке продавался по 50–60 руб., в коммерческом магазине – 140–160 руб.

По воспоминаниям старожила города Е. А. Щебеньковой военное время было голодным. "В школе нам варили на воде кашу, иногда добавляли в неё сухое молоко…"

Для решения продовольственной проблемы краевые и городские власти, выполняя постановление Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) "О выделении земель для подсобных хозяйств и под огороды рабочим и служащим", приняли меры по развитию во Владивостоке индивидуальных огородов. Весной 1942 г. жителям города, изъявившим желание приобрести земельные участки для огородничества, по решению крайисполкома было выделено свыше 3 тыс. га земли в окрестностях Владивостока вдоль железной дороги от станции Первая Речка до Надеждинской. В 1942 г. горожане вырастили на своих огородах более 100 тыс. центнеров картофеля и овощей. В 1943 г. разработали новые земельные участки в районе Кипарисово. В общей сложности в годы войны почти 40 тыс. владивостокцев имели индивидуальные огороды, их общая площадь составляла около 4 тыс. гектаров.

Тем не менее, отдельные виды продуктов приобрести было крайне сложно…

По мере продолжения войны потребность в рабочих руках возрастала. В целях обеспечения рабочей силой предприятий военной промышленности и строек, а также других отраслей народного хозяйства, работающих на нужды обороны, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 февраля 1942 г. вводилась трудовая мобилизация. Мобилизации подлежали мужчины в возрасте от 16 до 45 лет, не работающих в государственных учреждениях и предприятиях.

В Приморском крае по данным 1943 г. отделом мобилизации крайисполкома на постоянную и сезонные работы было мобилизовано 35 613 чел. Большая часть из них – 17 824 чел. на сельскохозяйственные работы, 7320 чел. – на заводы и фабрики и 2550 чел. призвали в трудовые резервы (школы ФЗО и ремесленные училища).

Призыв в школы фабрично-заводского обучения был составной частью трудовой мобилизации. Однако, многие родители были против того, чтобы их дети направлялись в школы ФЗО и ремесленные училища, т. к. там обучались так называемые "неблагополучные дети"…

Тем не менее, выпускники школ ФЗО и ремесленных училищ достойно трудились на производстве. В 1943 г. Владивостокский завод "Металлист" держал одно из первых мест в крае по выполнению и перевыполнению плана выпуска военной продукции, а там работали в основном те, кто закончил школу ФЗО или учился в ней.

На Дальзаводе бригада Ивана Колюжного, состоявшая из подростков 16–17 лет, постоянно перевыполняла планы. Хотя в целом завод в 1943 и 1944 гг., т. е. в тот период, когда в трудовой коллектив влилось большое число молодёжи, не справлялся с плановыми показателями. Если в 1941 и 1942 гг. процент выполнения плана по товарной продукции составил соответственно 100 % и 103 %, то в 1943 и 1944 гг. – 63,8 % и 97,1 %.

«Прогресс Приморья», № 19 (582) от 10.07.2020 г.

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно