|
|
||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
Гражданский флот становится военнымПродолжение. Начало в № 14 Впервые о причастности американских субмарин к гибели советских судов стало известно в июле 1943 года, правда, очень узкому кругу лиц. В сноске к Посланию президента Рузвельта Сталину за № 99 от 16 июля 1943 года сообщается, что американская подводная лодка "Пермит" в районе Алеутских островов (?) потопила советский сейнер № 20, принадлежащий Дальневосточному рыбпрому. Два члена команды убиты. Остальные подобраны подводной лодкой. Президент США сожалеет о случившемся и обещает не допускать подобного впредь. Неясно, как сейнер с ограниченным районом плавания мог оказаться около Алеутских островов? Не сходится численность команды по судовой роли – команда была больше на два человека. Если принять во внимание дату послания президента, тогда как понимать, что 1 мая 1942 года подлодкой СС‑210 "Гренадир" (командир Лент) в районе пролива Цусима потоплен пароход "Ангарстрой"? Правда, человеческих жертв нет. 16 февраля 1943 года в Тихом океане, восточнее острова Кюсю, потоплен пароход "Кола". Погибли 69 человек. Там же потоплен пароход "Ильмень". Погибли 7 человек команды. По времени это произошло раньше потопления сейнера № 20. И впоследствии повторялось подобное. Так, например, 3 марта 1944 года в Охотском море подлодкой СС‑381 потоплен пароход "Белоруссия". Погибли 48 человек. 6 июля 1944 года потоплен пароход "Обь". Погибли 14 человек. Виновник – американская подводная лодка СС‑281. Что это? Пиратский азарт подводника? Бывший командующий подводными силами США на Тихом океане вице-адмирал Чарльз Луквод в своей книге "Топи их всех!" (Воениздат, Москва, 1960 год) пишет: "Последней неприятностью в этом месяце был запрос от главнокомандующего военно-морскими силами, потребовавшего доложить всё, что нам известно об обстоятельствах потопления русского судна "Ильмень"… В результате тщательной проверки выяснилось, что судно "Ильмень" оказалось несчастной жертвой торпед, выпущенных ПЛ СС‑11 "Спейдфиш". Но всего ужаснее было то, что следующей ночью "Спейдфиш" отправила на дно другое судно, которым, по-видимому, был русский транспорт "Кола", который, как стало известно, был потоплен в этом районе… "Спейдфиш" атаковала "Ильмень" на рассвете. А предполагаемое русское судно "Кола" – при ярком свете луны…" Надо уточнить, что, по документам и рассказам моряков с потопленных судов, гибель последних произошла в ночь на 16 февраля 1943 года, причём первым погиб пароход "Кола", а затем "Ильмень". На борту п/х "Кола", по судовой роли, было 73 человека, в том числе 9 пассажиров с детьми. Погибло 69 человек. Моряки так описывают гибель парохода "Кола": "В 23 часа 30 минут раздался оглушительный взрыв. Огненный столб разорвал левый борт. Вслед за первым взрывом раздался второй. Торпеда попала в топливный танк. Все, кто находился на левом борту, погибли". Пароход "Белоруссия" возвращался с военными грузами в порт Владивосток. Ранним утром 3 марта 1944 года на траверзе острова Итуруп со стороны Охотского моря он был торпедирован американской подлодкой СС‑381. При попадании торпеды раздался мощный взрыв, а через несколько секунд – второй в районе третьего трюма. Судно сильно накренилось на правый борт и начало быстро погружаться. Экипаж побежал на ботдек к спасательным шлюпкам. Вычалить их и спустить моряки не успели. Они всплывали сами по мере погружения судна. Последним спрыгнул в воду капитан К. Г. Кондратьев и поплыл к плотику. Раздался сильный треск – это разламывался пароход, при этом натянулся канатик привода парового гудка, и он… загудел. Так, прощаясь, пароход ушёл под воду. В живых осталось 35 человек. 15 погибли. До ближайшего острова Итуруп было порядка трёх десятков миль, и моряки решили идти к острову. Начался шторм. Шлюпку заливало водой. Крепкий восточный ветер теснил льды и оказавшуюся между ними шлюпку. Вскоре она оказалась зажата льдами. Прошло трое суток, стало сказываться отсутствие воды и продовольствия. Что переносилось экипажем труднее: воду можно было заменить снегом со льда, а продовольствие нечем. Люди слабли с каждым часом, теряли силы. Решили пешком идти к берегу по льду. И вот десять моряков во главе с капитаном пошли за помощью. Пять суток эта группа не могла дойти до берега. От гангрены умер капитан. Добраться до берега через 21 сутки после гибели "Белоруссии" удалось только двум кочегарам – Петровичеву и Почернину, остальные погибли в пути. Оба перенесли жестокое обращение со стороны японских жандармов, и только в июне 1944 года, при вмешательстве советского консульства, возвратились на родину. Из пятидесяти членов экипажа спаслись двое… Продолжение следует «Прогресс Приморья», № 23 (586) от 07.08.2020 г. |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |