Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
07 августа, пятница
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Пиратская атака в китайском небе

Окончание. Начало в № 22

Удивительно, но даже совершив преступление, изрешетив советский безоружный самолёт, американские пилоты не считали себя виноватыми. Более того, Ральф Парр всячески оправдывал своё преступление. При выяснении обстоятельств он утверждал, что Ил-12 представлял собой опасность. Была ещё одна неправда американской стороны. Несмотря на то что командование ВВС США запретило лётчикам перелетать китайскую пограничную реку Ялуцзян, 27 июля 1953 года в воздушное пространство Китая вторглись сразу 324 американских самолёта. В чём причина? Вероятно, готовя договор о перемирии, американцы решили показать силу, поиграть мускулами. И это посыл близок к истине, так как по всем признакам четвёрка машин Ральфа Парра была поднята в небо ради охоты за советским самолётом. Тогда в Порт-Артуре проводилась партийная конференция базы ВМС, в которой участвовали высшие чины командного состава. На транспортнике Ил-12, который впоследствии был сбит, участники сбора должны были лететь во Владивосток. Есть вероятность, что этим бортом планировалось отправить и главнокомандующего войсками Дальнего Востока маршала Родиона Малиновского. Никто и предположить не мог, что конференция затянется, а в заданное время вместо генералов и адмиралов отправят военных медиков и офицеров-отпускников. О таком развитии событий американская разведка даже предполагать не могла. Она готовила эффектную атаку против высшего командного состава ВМС СССР. Они решили повторить то, что уже совершили в 1943 году, когда истребители Р-38 Lightning подкараулили и сбили самолёт с японским главнокомандующим адмиралом Ямамото. Однако повторить комбинацию американцам не удалось, советский Ил стал ложной мишенью. Несколькими днями позже участники конференции улетели во Владивосток другим рейсом. 

История с продолжением…

Ясно, что американцы не удовлетворились тем пиратским налётом. 29 июля в 6 часов 49 минут в 130 милях от мыса Гамова радиолокационными станциями ТОФ была обнаружена неизвестная воздушная цель, которая держала курс на Владивосток. Прозвучала тревога, и на перехват нарушителя с 88-го гвардейского истребительного авиационного полка, базирующегося в Николаевке, вылетели два истребителе МиГ-15 гвардии капитана Александра Рыбакова и гвардии старшего лейтенанта Юрия Яблоновского. Тогда же радиолокационные станции флота в 7:01 зафиксировали, что неопознанная цель вошла в воздушное пространство над нашими территориальными водами залива Петра Великого и продолжила полёт на высоте 10 тысяч метров. В 7:11 командир авиазвена Александр Рыбаков на расстоянии 10 километров к югу от острова Аскольд обнаружил большой четырёхмоторный самолёт-нарушитель. Это был бомбардировщик RB-50, имеющий красные полосы на киле и опознавательные знаки ВВС США. Лётчик вспоминал: "Об этом я доложил на землю и, убедившись по показаниям приборов, что нарушитель находился над территориальными  водами СССР, стал приближаться к нему, желая показать, что он нарушил пространство Советского Союза и должен его покинуть. В момент выполнения этого маневра почувствовал два удара по корпусу и крылу своего самолёта, после чего кабина разгерметизировалась. МиГ стал плохо управляться. Ведомый доложил, что самолёт-нарушитель открыл по нам огонь. В ответ с близкого расстояния я дал две очереди из пушек. То же самое сделал и ведомый по моему приказу. Сразу же после этого самолёт-нарушитель с резким креном через крыло ушёл вниз и скрылся в сплошной облачности…" В 7:16 RB-50 рухнул в воду в восьми милях к югу от острова Аскольд. Здесь, на глубине примерно трёх тысяч метров, обломки самолёта покоятся до сих пор. Американский эсминец "Пикинг" подобрал в тихоокеанских водах лишь второго пилота капитана Д. Роче. Из 16 членов экипажа бомбардировщика он единственный, кто остался в живых. Позже у побережья Японии были обнаружены останки капитана С. Келли и старшины Ф. Брауна. Другие тела найдены не были. Существует доклад о том событии: "Совершенно секретно. Министру обороны Союза ССР маршалу Советского Союза тов. Булганину Н. А. Докладываю... Район обнаружения ... обломков "Б-50" ... расположен в 40-45 км к юго-востоку от того места, где самолет-нарушитель был сбит нашими истребителями. Это обстоятельство дает полное основание считать, что самолет сбит над нашими территориальными водами и при резком планировании с высоты 7000 м со скоростью 400 км/час в юго-восточном направлении через 6-7 минут упал в районе 55 км к юго-востоку от острова Аскольд. Адмирал флота Н. Кузнецов 30 июля 1953 г.".

2 августа первый заместитель министра иностранных дел СССР Андрей Громыко вручил ноту протеста послу США Чарльзу Болену по поводу сбитого 27 июля 1953 года американскими истребителями Ил-12. Наше правительство предъявило США требование извиниться за инцидент и компенсировать ущерб, нанесённый государству в результате гибели его граждан и самолёта. Впрочем, ущерб оценивался в 7 445 800 рублей, или в 1 861 450 долларов США. Помимо этого, предлагалось привлечь американскую сторону к суду в Гаагском трибунале. В ответ американцы выдвинули собственные требования, утверждая, что воздушными пиратами являются советские лётчики, сбившие их самолёт и загубившие безвинный экипаж. Впрочем, перепалка ничем не закончилась, документы легли в архив под грифом "Совершенно секретно", а памятник во Владивостоке – единственное напоминание о том пиратском  нападении на безоружный советский самолёт Ил-12.

«Прогресс Приморья», № 23 (586) от 07.08.2020 г.

Виталий Лентарев

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно