|
|
||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
Гражданский флот становится военнымПродолжение. Начало в № 14 Самое необъяснимое – потопление парохода "Трансбалт". Это судно с водоизмещением больше 20 000 тонн было самым крупным на Дальнем Востоке, а может быть, и из всех советских транспортов. Длина его превышала 150 метров. 13 июля 1945 года, спустя более чем два месяца после войны, в Японском море на выходе их пролива Лаперуза пароход "Трансбалт" был потоплен подводной лодкой СС‑411 "Спейдфиш" (командир Гермерсхаузен). Из литературных источников известно, что пять американских подводных лодок, оснащённых гидролокаторами – новейшим оборудованием того времени, преодолев минные поля Цусимы, проникли в Японское море. По оценкам американских специалистов, они провели одну из самых успешных операций Второй мировой войны. Командующий в годы войны Тихоокеанским флотом США адмирал Честер Нимиц в предисловии к книге Локвуда и Адамсона даёт следующие результаты операции: уничтожено 28 японских транспортов, в том числе одна подводная лодка. Только у Блэйра их общий тоннаж – 54 784 тонны, а у Нимица – 70 000 тонн. В итоге всего рейда не засчитана рыбацкая "мелочь" и одно неопознанное судно. В этом отчёте водоизмещение "Трансбалта" указано 4 000 тонн. Как это моряк-подводник может ошибиться более чем в пять раз по водоизмещению судна? У меня, как у моряка, возникли вопросы: решение на торпедную атаку принимает командир, и только командир. Второго перископа на лодке нет! Не может командир допустить ошибку при оценке водоизмещения, тем более ошибиться в пять раз! Если он считал, что перед ним "японец", то таких судов по водоизмещению в Японии в то время не было. Далее: "…был сильный туман…". Допустим. Но торпедной атаке предшествуют вычисления: скорость объекта, состояние моря, различные узлы… В любом случае, прежде чем стрелять, убедись… И самое сомнительное: "был сильный туман…". Но судно держит курс к российским берегам, и более того: он же попал! Даже не одной, а двумя торпедами! В район трюмов № 5 и № 6. Сомнительно… Случалось, впрочем, что субмарины США топили и своих. Адмирал Ч. Локвуд в книге "Топи их всех!" приводит факт, что 23 января 1945 года подлодка СС‑217 "Гуардфиш" потопила свою подлодку АРС‑16 "Экстрактор", приняв её за японскую. Вот такая трагическая безрадостная правда об условиях, в которых самоотверженно трудились, проявляли героизм, несли боевую службу моряки гражданского флота. Именно в эти годы и появилось двустишие: Когда опасность Родине грозит, Гражданский флот становится военным! Судостроение Америки времён Великой Отечественной войныЗа годы войны для СССР было построено 53 транспортных и наливных судна серии ЕС‑2 "Либерти", что в переводе означает "свобода". Впервые в истории судостроения заклёпки заменили сваркой. Суда, таким образом, были цельносварные. Изготавливались они так: секции (стандартные детали корпуса этих судов) производились на одних заводах, а сборка на других, которые находились на тихоокеанском побережье, в основном в порту Лос-Анджелес. Постройка (сборка) одного судна полностью, от киля до клотика, вначале длилась до двух месяцев. Позднее наступили рекордные сроки, когда судно собирали за 14 дней – от закладки киля до полного оснащения. Первым судном в серии "Либерти" был "Красногвардеец". Принят советским экипажем 28 января 1943 года. Второе судно – "Жан Жорес", которое приняла Анна Ивановна Щетинина 7 февраля 1943 года, третье – пароход "Воейков". (О том, как А. И. Щетинина, первая в мире женщина-капитан, осваивала "Жан Жорес", газета Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России рассказывала на своих страницах ранее. – Примеч. ред.) Соизмерение судов типа "Либерти" было таким: длина – 134,6 метра; ширина – 17,4 метра; осадка в грузу – 8,5 метра; водоизмещение – 14 260 тонн; паровая машина – 2500 индикаторных лошадиных сил; скорость хода – 12 миль в час в полном грузу. При полных бунерных запасах судно брало на борт до 9 000 тонн груза. При постройке устанавливались два орудия на корме и на носу и восемь крупнокалиберных пулемётов "Эрликон". Вооружение приличное для такого судна… Одним из недостатков было отсутствие ледового пояса. И каюты не отапливались. Можно сказать, тропический вариант. Были случаи разлома корпуса судна на две части. Позднее корпус усилили дополнительным набором, в жилых помещениях установили отопление. Я остановился на этом вот почему: эти суда предназначались на один рейс, в котором они уже окупали затраты. Но, к примеру, либерти-пароход "Одесса" находился на плаву до начала двухтысячных годов нового века, правда, использовался он в бухте Золотой Рог Владивостока как плавмастерская. Но это больше исключение из правил. Юнга огненных рейсов Борис Максяткин Читая воспоминания юнги Бориса Максяткина, невольно ловишь себя на мысли, что ВМФ США в период Второй мировой войны, с одной стороны, топили всё, что фиксировали приборы. И потопление ими этих самых "либерти", вероятно, были предусмотрены планом. Проще говоря, американцы действовали по принципу: потопим одно судно, взамен поставим два, которые тоже потопим. Такая вот история из серии одиночных плаваний моряков-дальневосточников, наших с вами земляков. «Прогресс Приморья», № 24 (587) от 14.08.2020 г. |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |